История - дорога во времени
(Познавательная игра для учащихся 7-8 классов)
ЦЕЛЬ: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить интерес к истории.
Эпиграфы:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М.Васнецов).
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов) (слайд 1)
Вступительное слово учителя
На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы тяжелейших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогают избегать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков – чувство стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, создавшего замечательные произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. (слайд 2)
Форма и правила проведения: класс делится на две команды. На старт выходят по 2 человека, которые «бегут по дорожке времени». Кто не ответит на вопрос, тот сходит с « дистанции», его заменяет другой «бегун», и так до тех пор, пока не останется 2 человека. Для них даётся более сложное задание. Кто выиграет, тот и победитель.
1. Конкурс знатоков истории
Назовите известные картины Виктора Михайловича Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами» , «Иван -царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный»)
О ком сказал А. С. Пушкин « Дней Александровых прекрасное начало?»
Назовите дату правления Александра I. (слайд 5)
Как назывался указ Николая 1 о частичном освобождении крестьян?
Назовите прозвище Николая 1. (слайд 6)
В каком году была Крымская война?
Кто такой Шамиль?
В каком году было Польское восстание ?
Назовите дату правления Николая I.
Кто такие временнообязанные ?
Негласный комитет при ком существовал?
Кто входил в Негласный комитет?
К какому событию имеют отношение следующие личности: Багратион, Барклай де Толли, Давыдов?
Что такое мюридизм?
В результате какого события к России был присоединён Северный Кавказ?
Что такое газават?
В каком году был принят «Указ о вольных хлебопашцах»?
Кого Николай1 наградил орденом Андрея Первозванного за составление Свода законов Российской империи?
Кто провёл финансовую реформу при Николае I?
Кого Николай 1 наградил орденом Андрея Первозванного за составление Свода законов Российской империи? (слайд 7)
Вопросы для победителей конкурса (слайд 8) :
После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота? (парусный флот)
1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало? ( С Османской империей- Турцией)
2.Конкурс знатоков афоризмов (слайд 9) .
За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к её врагам – иноземным захватчикам. Авторы таких крылатых выражений известны.
Кому принадлежат следующие афоризмы? (слайд 10)
«Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением» (А.В.Суворов)
А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам создал немало афоризмов, которые до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите. (слайд 11)
1. «Стреляй редко … (да метко)
2. «Сам погибай … (а товарища выручай)
3. «Уши оттирай снегом … (труса лечи опасностью)
4. «Войско необученное … (что сабля неотточенная)
5. «Дисциплина - … (мать победы)
6. «Только того бьют …(кто боится)
7. «Двум смертям не бывать …(а одной не миновать)
8. «Опасности лучше идти навстречу … (чем ожидать на месте)
3. Конкурс эрудитов (слайд 12)
Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания .
Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:
- от профессий ( Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников,..);
- от наружности и черт характера ( Курносов, Белотелов, Глазков,…);
- от названия животных и растений (Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин,…)
Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать, к каким векам относятся перечисленные ниже года (слайд 13) .
1799г. (XVIII в.) 789 г. (VIIв) 2000г . (XX в)
1314 г. (XIV в) 5 г. ( I в) 1900 г. (XIX в)
700г. (VII в) 44 г. (I в) 2001 г .(XXI
Третье задание: «Угалай – ка». Кому принадлежат следующие высказывания? (слайд 14)
«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого...» (В.О. Ключевский)
«России могущество будет прирастать Сибирью» (М.В. Ломоносов)
4 конкурс. Исторический портрет(слайд 15) .
Определить исторических деятелей по их характеристикам. Вы должны по минимальному количеству характеристик – подсказок определить, о ком идёт речь. Побеждает тот, у кого будет меньше баллов.)
1 команда (слайд 16) :
1. Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. (5 баллов)
2. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. (4 балла)
3. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. (3 балла)
4. Он дал генеральное сражение Наполеоновской армии в Бородинском поле. Битва показала, что русские войска могут на равных сражаться с "Великой армией" Наполеона (2 балла)
5. Фельдмаршал считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года. (1 балл)
Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (слайд 18.1)
2 команда (слайд 17) :
1. Выходец из бедной Корсиканской дворянской семьи. Его во Франции из-за бедности родителей военной школе содержали за государственный счет. (5 баллов)
2. 1793 году он стал героем Тулона. Его план штурма привело к победе. (4 балла)
3. В сентябре 1795 года он получил прозвище "Генерал Вандемьера". (3 балла)
4. 1798 году в битве при Абукире он разбил англичан и их сторонников. (2 балла)
5. Своей истинной славой он считал создание "Гражданского кодекса" Франции. (1 балл).
Ответ: Наполеон Бонапарт - император Франции (слайд 18.2) .
5 конкурс. Блиц – турнир (слайды 19, 20, 21)
Когда было отменено крепостное право?
Когда был основан наш родной город?
Как одевались гимназистки в Х1Х веке?
Когда офицер царской армии имел право появляться в обществе без оружия?
Кого в России титуловали « Ваше сиятельство» ?
Что являлось предметом гордости в домашней обстановке российского помещика?
Каким российским орденом награждали преимущественно женщин?
С какого танца начинались балы?
В платье какого цвета нельзя было появляться в великосветском обществе, поскольку оно считалось символом бедности ?
Что предпринял Павел 1 , охраняя русское общество от идей французской революции?
Что являлось непременным атрибутом быта дворянских барышень?
Какое сословие в России было освобождено от телесных наказаний ?
Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. ( Кунгур)
Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)
Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)
Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия» (калийная соль)
6 конкурс. «Ответь словам поэта» (слайд 22)
( Читают болельщики – артисты)
Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут. (слайды 22-23)
(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!.. (слайды 24-25)
(Бородино – 26 августа 1812 г.)
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам. (слайд 26)
(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море. (слайды 27-28)
(Основание Петербурга – 1703 г.)
Заключительное слово учителя (слайд 29)
Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.
Подведение итогов
Литература (слайд30).
ГригорянЛ.Т. Язык мой-друг мой: Пособие для учащихся. М..1988
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. М.: 2002
Кишенкова О.В. История для любознательных. 2 часть. - М.: 1996
Кулагина Г.А. Сто игр по истории:Пособие для учителя.М.,1983
Я познаю мир. Детская энциклопедия:История.М..1998