СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История - дорога во времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познательная игра для учащихся  7-8 классов с целью повторения пройденного материала, расширения кругозора, воспитания интереса к истории.

Просмотр содержимого документа
«"История - дорога во времени"»

История - дорога во времени

(Познавательная игра для учащихся 7-8 классов)

ЦЕЛЬ: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить интерес к истории.

Эпиграфы:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М.Васнецов).

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов) (слайд 1)

Вступительное слово учителя

На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы тяжелейших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогают избегать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков – чувство стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, создавшего замечательные произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. (слайд 2)

Форма и правила проведения: класс делится на две команды.    На старт выходят по 2 человека, которые  «бегут  по дорожке времени». Кто не ответит на вопрос, тот сходит с « дистанции», его заменяет другой  «бегун», и так до тех пор, пока не останется 2 человека. Для них даётся более сложное  задание. Кто выиграет, тот и победитель.

1. Конкурс знатоков истории

  • Назовите известные картины Виктора Михайловича Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами» , «Иван -царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный»)

                  • (слайды 3-4)

  • О ком сказал А. С. Пушкин « Дней Александровых прекрасное начало?»

  • Назовите дату правления Александра I. (слайд 5)

  • Как назывался указ Николая 1 о частичном освобождении крестьян?

  • Назовите прозвище Николая 1. (слайд 6)

  • В каком году была Крымская война?

  • Кто такой Шамиль?

  • В каком году было Польское  восстание ?

  • Назовите дату правления Николая I.

  • Кто такие временнообязанные ?

  • Негласный комитет при ком существовал?

  • Кто входил в Негласный комитет?

  • К какому событию имеют отношение следующие личности: Багратион, Барклай де Толли, Давыдов?

  • Что такое мюридизм?

  • В результате какого события к России был присоединён Северный Кавказ?

  • Что такое газават?

  • В каком году был принят  «Указ о вольных хлебопашцах»?

  • Кого Николай1 наградил орденом Андрея Первозванного за составление Свода   законов Российской империи?

  • Кто провёл финансовую реформу при Николае I?

  • Кого Николай 1 наградил орденом Андрея Первозванного за составление Свода   законов Российской империи? (слайд 7)



  • Вопросы для победителей конкурса (слайд 8) :

  • После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота? (парусный флот)

  • 1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало? ( С Османской империей- Турцией)

2.Конкурс знатоков афоризмов (слайд 9) .

За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к её врагам – иноземным захватчикам. Авторы таких крылатых выражений известны.

Кому принадлежат следующие афоризмы? (слайд 10)

«Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением» (А.В.Суворов)

А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам создал немало афоризмов, которые до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите. (слайд 11)

1. «Стреляй редко … (да метко)

2. «Сам погибай … (а товарища выручай)

3. «Уши оттирай снегом … (труса лечи опасностью)

4. «Войско необученное … (что сабля неотточенная)

5. «Дисциплина - … (мать победы)

6. «Только того бьют …(кто боится)

7. «Двум смертям не бывать …(а одной не миновать)

8. «Опасности лучше идти навстречу … (чем ожидать на месте)

3. Конкурс эрудитов (слайд 12)

Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания .

Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:

- от профессий ( Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников,..);

- от наружности и черт характера ( Курносов, Белотелов, Глазков,…);

- от названия животных и растений (Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин,…)

Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать, к каким векам относятся перечисленные ниже года (слайд 13) .

1799г. (XVIII в.) 789 г. (VIIв) 2000г . (XX в)

1314 г. (XIV в) 5 г. ( I в) 1900 г. (XIX в)

700г. (VII в) 44 г. (I в) 2001 г .(XXI

Третье задание: «Угалай – ка». Кому принадлежат следующие высказывания? (слайд 14)

«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого...» (В.О. Ключевский)

«России могущество будет прирастать Сибирью»
(М.В. Ломоносов)

4 конкурс. Исторический портрет(слайд 15) .

Определить  исторических деятелей по их характеристикам. Вы должны по минимальному количеству характеристик – подсказок определить, о ком идёт речь. Побеждает тот, у кого будет меньше баллов.)

1 команда (слайд 16) :

1. Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. (5 баллов)

2. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. (4 балла)

3. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. (3 балла)

4. Он дал генеральное сражение Наполеоновской армии в Бородинском поле. Битва показала, что русские войска могут на равных сражаться с "Великой армией" Наполеона (2 балла)

5. Фельдмаршал считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года. (1 балл)

Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (слайд 18.1)

2 команда (слайд 17) :

1. Выходец из бедной Корсиканской дворянской семьи. Его во Франции из-за бедности родителей военной школе содержали за государственный счет. (5 баллов)

2. 1793 году он стал героем Тулона. Его план штурма привело к победе. (4 балла)

3. В сентябре 1795 года он получил прозвище "Генерал Вандемьера". (3 балла)

4. 1798 году в битве при Абукире он разбил англичан и их сторонников. (2 балла)

5. Своей истинной славой он считал создание "Гражданского кодекса" Франции. (1 балл).

Ответ: Наполеон Бонапарт - император Франции (слайд 18.2) .

5 конкурс. Блиц – турнир (слайды 19, 20, 21)

  • Когда было отменено крепостное право?

  • Когда был основан наш родной город?

  • Как одевались гимназистки в Х1Х веке?

  • Когда офицер царской армии имел право появляться в обществе без оружия?

  • Кого в России титуловали « Ваше сиятельство» ?

  • Что являлось предметом гордости в домашней обстановке российского помещика?

  • Каким российским орденом награждали преимущественно женщин?

  • С какого танца начинались балы?

  • В платье какого цвета нельзя было появляться в великосветском обществе, поскольку оно считалось символом бедности ?

  • Что предпринял Павел 1 , охраняя русское общество от идей французской революции?

  • Что являлось непременным атрибутом быта дворянских барышень?

  • Какое сословие в России было освобождено от телесных наказаний ?

  • Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. ( Кунгур)

  • Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

  • Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

  • Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия» (калийная соль)

6 конкурс. «Ответь словам поэта» (слайд 22)


( Читают болельщики – артисты)


  • Ни разу ни одни войска
    Еще не шли по этим тропам.
    На них взирает вся Европа.
    Во всех углах материка
    Гадают, спорят и судачат:
    Пройдут они иль не пройдут,
    Что ждет их – гибель или сдача?
    Пусть их гадают! Только тут,
    Среди лишений и страданий,
    Среди камней и снежных груд,
    Солдаты знали без гаданий,
    Что русские всегда пройдут. (слайды 22-23)

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799)

  • Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
    Французы двинулись как тучи
    И все на наш редут.
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.
    Вам не видать таких сражений!…
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.
    Изведал враг в тот день не мало,
    Что значит русский бой кровавый,
    Наш рукопашный бой!.. (слайды 24-25)

(Бородино – 26 августа 1812 г.)

  • Полки ряды свои сомкнули.
    В кустах рассыпались стрелки.
    Катятся ядра, свищут пули;
    Нависли хладные штыки.
    Сыны любимые победы,
    Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
    Волнуясь, конница летит;
    Пехота движется за нею
    И тяжкой твердостью своею
    Ее стремление кипит.
    И битвы поле роковое
    Гремит, пылает тут и там,
    Но явно счастье боевое
    Служить уж начинает нам. (слайд 26)

(Полтавский бой – 27 июня 1709 г.)

  • На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море. (слайды 27-28)

(Основание Петербурга – 1703 г.)

Заключительное слово учителя (слайд 29)

Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.



Подведение итогов

  • Жюри оглашает победителей

  • Участники по номинациям получают грамоты



Литература (слайд30).

  1. ГригорянЛ.Т. Язык мой-друг мой: Пособие для учащихся. М..1988

  2. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. М.: 2002

  3. Кишенкова О.В. История для любознательных. 2 часть. - М.: 1996

  4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории:Пособие для учителя.М.,1983

  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия:История.М..1998




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!