Урок история
Преподаватель Капурова Наида Набиюлаевна
Дата 23.04.2020.
Группа 1-10
Тема урока: Внешняя политика России во второй половине 18 века.
Цели урока: объяснить что внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой; что внешнюю политику государства надо рассматривать с точки зрения геопол итических интересов страны; охарактеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине 18 века; оценить итоги внешней политики Екатерины Второй; охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих русских полководцев и флотоводцев; воспитывать чувство гордости за славу русского оружия, великих русских полководцев и героизм русских солдат; развитие мыслительных способностей обучающихся, формирование картографических умений
.
Форма урока: комбинированный.
Важнейшие даты: 1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков; 1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила; 1791 г.- Ясский договор.
План урока.
1.Основные внешнеполитические задачи.
2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
4. Раздел Польши.
5. Французская революция и Екатерина Вторая.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.
7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.
Внешняя политика Екатерины Великой
- Ближайшим западным соседом Российской империи было государство Речь Посполитая. В отличие от большинства государств Европы, где установился абсолютизм, в Речи Посполитой до 2-й половины XVIII в. сохранялась сословно-представительная монархия, короля выбирали сеймы. Кандидатом на престол мог быть представитель любого правящего дома Европы, что создавало возможность для других государств вмешиваться во внутренние дела Польши, как выставляя своих кандидатов, так и поддерживая претендентов из польского дворянства. В 1763 г. сложилась именно такая ситуация. Россия и Пруссия поддержали единого кандидата, Станислава Понятовского, который и был избран королем. Однако это решение не устроило польских магнатов и шляхту, и против Понятовского был поднят мятеж. Россия поддержала своего ставленника войсками. Вмешательство Турции в этот конфликт на стороне Барской конфедерации привело к тому, что России пришлось вести войну на два фронта.
- Зачем России необходимо было получить выход к Черному морю? Какие задачи решались в результате? (ответы об-ся: ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства; открылась возможность заселения и освоения южных плодородных земель; развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).
- Как можно было решить задачи? (мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции). Но события развернулись таким образом, что России пришлось вступить в войну с Туцией.
Ближайшим западным соседом Российской империи было государство Речь Посполитая. В отличие от большинства государств Европы, где установился абсолютизм, в Речи Посполитой до 2-й половины XVIII в. сохранялась сословно-представительная монархия, короля выбирали сеймы. Кандидатом на престол мог быть представитель любого правящего дома Европы, что создавало возможность для других государств вмешиваться во внутренние дела Польши, как выставляя своих кандидатов, так и поддерживая претендентов из польского дворянства. В 1763 г. сложилась именно такая ситуация. Россия и Пруссия поддержали единого кандидата, Станислава Понятовского, который и был избран королем. Однако это решение не устроило польских магнатов и шляхту, и против Понятовского был поднят мятеж. Россия поддержала своего ставленника войсками. Вмешательство Турции в этот конфликт на стороне Барской конфедерации привело к тому, что России пришлось вести войну на два фронта. У России возникли противоречия с Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния России на Балканах и в Польше. В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.
Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Оно опиралось на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов. В армии на смену линейной тактике приходит более маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.
- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско-турецких войнах второй половины XVIII в?
7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века.
- Итак, какие внешнеполитические задачи России удалось решить при Екатерине Второй?
- После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий вопрос, где главным было прекращение набегов татарских войск на южные губернии России, и завершить возвращение русских земель, находившихся под властью польского государства. В результате ряда войн (две с Турцией и две с Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме того, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформилась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.Основой развития русской военной школы явились специфические качества русского солдата и русской армии, на которые традиционно опирались лучшие наши полководцы, начиная с Александра Невского. К ним относятся беззаветная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов массового героизма, стремление поддержать в бою товарища даже ценой собственной жизни, готовность умереть за Родину. Не случайно для русской армии того времени практически не существовало проблемы дезертирства, особенно за пределами России. Всё это делало русскую армию очень сильным противником, даже при весьма посредственном командовании. И тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы. Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии подчинённых и были направлены воспитательные устремления
таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как Румянцев, Суворов, Ушаков и другие. Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швейцарский походы Суворова и Средиземноморская экспедиция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита лучшая на тот момент в Европе французская армия.
Итог урока. Результаты внешней политики Екатерины Великой были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло. Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.
5. Домашнее задание Коротко дать ответы пунктам в таблице
Эл.почта. [email protected]