СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и культура чувашского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "История и культура чувашского народа"

Просмотр содержимого документа
«История и культура чувашского народа»

 «История и культура чувашей» Выполнила:  Назарова Ирина , 28 декабря 1998г., 9 класс  Муниципальное казенное образовательное учреждение  «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа» Педагог-консультант:  Рудакова Ольга Станиславовна

«История и культура чувашей»

Выполнила:

Назарова Ирина , 28 декабря 1998г., 9 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Педагог-консультант:

Рудакова Ольга Станиславовна

 Россия  -- многонациональное государство. На территории России  проживает более 150 различных  народов .  С давних пор на российской земле бок о бок жили народы различной культуры, вероисповедания, этнической принадлежности. Чуваши или чаваш - народ, проживающий помимо Чувашии в Татарии, Башкирии, Казахстане, России и на Украине. По результатам переписи населения, территорию Российской Федерации населяет 1773,6 тыс. человек чувашей.

Россия  -- многонациональное государство.

На территории России  проживает более 150 различных  народов

С давних пор на российской земле бок о бок жили народы различной культуры, вероисповедания, этнической принадлежности.

Чуваши или чаваш - народ, проживающий помимо Чувашии в Татарии, Башкирии, Казахстане, России и на Украине. По результатам переписи населения, территорию Российской Федерации населяет 1773,6 тыс. человек чувашей.

Знаете ли вы такой народ,  У которого сто тысяч слов,  У которого сто тысяч песен  И сто тысяч вышивок цветет?  Приезжайте к нам - и я готов  Это все проверить с вами вместе.  Народный поэт Чувашии   Педер Хузангай

Знаете ли вы такой народ, У которого сто тысяч слов, У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет? Приезжайте к нам - и я готов Это все проверить с вами вместе.

Народный поэт Чувашии Педер Хузангай

Чуваши - коренное население Чувашской Республики.

Чуваши имеют свои культурные и диалектные отличия.

Численность чувашей в Р Ф составляет 1773,6 тыс. человек

В Чувашии проживает 856,2 тыс. чувашей. Чувашский язык - один из

государственных языков Чувашской Республики - относится к булгарской

группе тюркской языковой семьи. Письменность на чувашском языке

появилась во второй половине XVIII века на основе русского алфавита.

В 1551 году чуваши вошли в состав России, после чего началась их

активная христианизация. К середине XVIII века они в основном были

обращены в христианство. В июне 1920 года чувашский народ обрел

государственность в виде Чувашской автономной области,

преобразованной в 1925 году в Чувашскую АССР.

В сентябре 1990 года принята Декларация о суверенитете республики и

утверждено её название: Чувашская ССР. С 1992 года официальное

название – Чувашская Республика. На территории Удмуртии

относительно массово чуваши появились в начале XX века. Они основали

ряд населённых пунктов на территории современного Граховского

района. По мере роста национального самосознания чувашского

населения возрастало стремление к возрождению родного языка и культуры.

    Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Большинство ученых придерживается следующей версии.  Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.      К III-IV вв. до н.э. завоевали в свою «державу» низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи.     В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа. 

  

Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Большинство ученых придерживается следующей версии. Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.    К III-IV вв. до н.э. завоевали в свою «державу» низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи.    В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа. 

     В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось. В 70-х гг. серебряные болгары переселились в Волго - Камье.     Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата.      После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен.     В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.

    В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось.

В 70-х гг. серебряные болгары переселились в Волго - Камье.    Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата.     После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен.    В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.

   В 10 начале 13 в. процессе объединения болгарских и суварских племен, ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.    В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату.    Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной Чувашской республики. В 1438г. от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир.     На территории современной Чувашии, а также в приказанско - заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами, к концу 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.    Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. В конце 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551г. во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей в состав Русского государства.

   Чуваши призывались на военную службу в русскую армию, участвовали в Ливонской войне (1558-83), борьбе против польско-шведской интервенции (1611-14), польских походах, русско - турецких войнах, Отечественной войне 1812.  В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс.чувашей боролись с врагом. Из них более 100 тыс. не вернулись домой.  Около 54 тыс. чел. были награждены орденами и медалями.

  Чуваши призывались на

военную службу в русскую армию,

участвовали в Ливонской войне

(1558-83), борьбе против

польско-шведской интервенции

(1611-14), польских походах,

русско - турецких войнах, Отечественной войне 1812.

В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс.чувашей

боролись с врагом. Из них более 100 тыс. не вернулись домой.

Около 54 тыс. чел. были награждены орденами и медалями.

Основное традиционное занятие –  земледелие .  Главные зерновые культуры - рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство . Животноводство  (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов),  гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы - главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале 20 века возникли небольшие судостроительные предприятия.

Основное традиционное занятие – земледелие . Главные зерновые культуры - рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство . Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы - главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале 20 века возникли небольшие судостроительные предприятия.

Земледелие Хмелеводство Пчеловодство

Земледелие

Хмелеводство

Пчеловодство

Основные типы поселений - сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения - речной и приовражный. На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Со 2-й половины 19 века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые

Основные типы поселений - сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения - речной и приовражный. На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Со 2-й половины 19 века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые "русские" ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах - барельефной резьбой, позднее росписью. Встречается древняя срубная постройка - лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча)

Село Город

Село

Город

 Чувашская национальная культура. Наиболее развитый жанр фольклора - песни: молодёжные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты - волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее - гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В 18 веке создаётся письменность на основе русской графики 1769 (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах.

Чувашская национальная культура.

Наиболее развитый жанр фольклора - песни: молодёжные, рекрутские,

застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические,

а также исторические песни. Музыкальные инструменты - волынка,

пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее - гармонь и скрипка.

Распространены легенды, сказки и предания.

Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в

родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии

была распространена арабская письменность.

В 18 веке создаётся письменность на основе русской графики 1769

(старочувашское письмо).

Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах.

Культура каждого народа развивается по единым для всего человечества законам. А национальное многообразие материальной и духовной культуры, их самобытность зависят от конкретных условий,  в которых формировался и развивался народ.

Культура каждого народа развивается по единым

для всего человечества законам.

А национальное

многообразие

материальной и духовной

культуры, их самобытность

зависят от конкретных

условий,

в которых формировался

и развивался народ.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Многие представители чувашского народа получили мировую известность, среди них поэты К. В. Иванов и П. П. Хузангай, академик И. Н. Антипов-Каратаев, лётчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова и другие. Балерина Н.В.Павлова Поэт К.В.Иванов

Многие представители чувашского народа получили мировую известность, среди них поэты К. В. Иванов и П. П. Хузангай, академик И. Н. Антипов-Каратаев, лётчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова и другие.

Балерина Н.В.Павлова

Поэт К.В.Иванов

Летчик - космонавт  А.Г. Николаев

Летчик - космонавт

А.Г. Николаев

   Сквозь даль годов я четко вижу:                                            -  Зимою, нет, к весне поближе,                                               Со мною сверстники сидят,                                              Пожалуй, с дюжину ребят.                                              … Учительница понемногу                                              Нас выводила на дорогу.                                                Музы первые плоды?                                               И в них, и в них ее труды. Поэт П. П. Хузангай

  Сквозь даль годов я четко вижу:

                                           -  Зимою, нет, к весне поближе,

                                              Со мною сверстники сидят,

                                             Пожалуй, с дюжину ребят.

                                             … Учительница понемногу

                                             Нас выводила на дорогу.

                                               Музы первые плоды?

                                              И в них, и в них ее труды.

Поэт П. П. Хузангай

Демографические проблемы современного мира: перенаселение, старение, смертность и урбанизация.

Демографические проблемы современного мира:

перенаселение, старение, смертность и урбанизация.

Межнациональные браки и семьи влияют на изменение национального состава населения, влияют они существенно и на этническую ориентацию детей. Нередко во втором, а тем более в третьем поколениях таких семей наблюдаются случаи полней ассимиляции, то есть смены национального самосознания. Короче, из двух этносов, представители которых вступают в смешанный брак, обычно увеличивается тот, для которого характерно культурно-языковое доминирование. В Чувашии преобладающее большинство подростков из чувашско-русских семей по достижению совершеннолетия выбирают русскую национальность. Это особенно характерно для Чебоксар, где доля таких подростков достигает 97,8 процента.

Межнациональные браки и семьи влияют на изменение национального состава населения, влияют они существенно и на этническую ориентацию детей. Нередко во втором, а тем более в третьем поколениях таких семей наблюдаются случаи полней ассимиляции, то есть смены национального самосознания. Короче, из двух этносов, представители которых вступают в смешанный брак, обычно увеличивается тот, для которого характерно культурно-языковое доминирование. В Чувашии преобладающее большинство подростков из чувашско-русских семей по достижению совершеннолетия выбирают русскую национальность. Это особенно характерно для Чебоксар, где доля таких подростков достигает 97,8 процента.

Сегодня в интернациональном воспитании молодежи используются еще далеко не все резервы. Главное здесь — воспитание в людях культуры межэтнического общения . По данным исследования, проведенного в 1982 году чувашскими и московскими этнографами, в сельской местности в межнациональных браках состоят лишь 2,4 процента чувашей и 18,3, процента русских, а в городах соответственно 22,8 и 26,9 процента.

Сегодня в интернациональном воспитании молодежи используются еще далеко не все резервы. Главное здесь — воспитание в людях культуры межэтнического общения .

По данным исследования, проведенного в 1982 году чувашскими и московскими этнографами, в сельской местности в межнациональных браках состоят лишь 2,4 процента чувашей и 18,3, процента русских, а в городах соответственно 22,8 и 26,9 процента.

При крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Следует особо отметить и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.

При крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Следует особо отметить и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.

Проблемы компьютеризации чувашского языка Оформление побуждения, где фразы звучат как персональное обращение к каждому пользователю, предпочтительно и в психологическом плане — как дополнительное средство создания атмосферы доверительности, способствующей преодолению тревожности обычно характерной для женщин и людей старшего возраста на начальном этапе взаимодействия с компьютером. Формирование национальной компьютерной терминологии стало велением времени, требованием современной жизни. Массовая компьютеризация и проникновение сетевых технологий в повседневную жизнь человека превратили современных людей в «юзеров» (пользователей), применяющих компьютер не только в профессиональной деятельности, но и в быту.

Проблемы компьютеризации чувашского языка

Оформление побуждения, где фразы звучат как персональное обращение к каждому пользователю, предпочтительно и в психологическом плане — как дополнительное средство создания атмосферы доверительности, способствующей преодолению тревожности обычно характерной для женщин и людей старшего возраста на начальном этапе взаимодействия с компьютером.

Формирование национальной компьютерной терминологии стало велением времени, требованием современной жизни. Массовая компьютеризация и проникновение сетевых технологий в повседневную жизнь человека превратили современных людей в «юзеров» (пользователей), применяющих компьютер не только в профессиональной деятельности, но и в быту.

Важным событием в развитии чувашского сегмента Интернета явилось создание программистом Н. А. Плотниковым чувашского народного сайта Chuvash.org. Н. А. Плотников основал электронную библиотеку Lib.chuvash.org, насчитывающую более 2 тыс. произведений чувашских авторов. Выросло «компьютерное» поколение чувашей, активно потребляющее информацию в цифровом формате, вовлеченное в новые формы коммуникативной активности. 

Важным событием в развитии чувашского сегмента Интернета явилось создание программистом

Н. А. Плотниковым чувашского народного сайта Chuvash.org.

Н. А. Плотников основал электронную библиотеку Lib.chuvash.org, насчитывающую более 2 тыс. произведений чувашских авторов.

Выросло «компьютерное» поколение чувашей, активно потребляющее информацию в цифровом формате, вовлеченное в новые формы коммуникативной активности. 

Проблемы: ·          касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества ·          приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества ·          могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе

Проблемы:

·          касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества

·          приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества

·          могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!