«История и культура чувашей»
Выполнила:
Назарова Ирина , 28 декабря 1998г., 9 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»
Педагог-консультант:
Рудакова Ольга Станиславовна
Россия -- многонациональное государство.
На территории России проживает более 150 различных народов .
С давних пор на российской земле бок о бок жили народы различной культуры, вероисповедания, этнической принадлежности.
Чуваши или чаваш - народ, проживающий помимо Чувашии в Татарии, Башкирии, Казахстане, России и на Украине. По результатам переписи населения, территорию Российской Федерации населяет 1773,6 тыс. человек чувашей.
Знаете ли вы такой народ, У которого сто тысяч слов, У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет? Приезжайте к нам - и я готов Это все проверить с вами вместе.
Народный поэт Чувашии Педер Хузангай
Чуваши - коренное население Чувашской Республики.
Чуваши имеют свои культурные и диалектные отличия.
Численность чувашей в Р Ф составляет 1773,6 тыс. человек
В Чувашии проживает 856,2 тыс. чувашей. Чувашский язык - один из
государственных языков Чувашской Республики - относится к булгарской
группе тюркской языковой семьи. Письменность на чувашском языке
появилась во второй половине XVIII века на основе русского алфавита.
В 1551 году чуваши вошли в состав России, после чего началась их
активная христианизация. К середине XVIII века они в основном были
обращены в христианство. В июне 1920 года чувашский народ обрел
государственность в виде Чувашской автономной области,
преобразованной в 1925 году в Чувашскую АССР.
В сентябре 1990 года принята Декларация о суверенитете республики и
утверждено её название: Чувашская ССР. С 1992 года официальное
название – Чувашская Республика. На территории Удмуртии
относительно массово чуваши появились в начале XX века. Они основали
ряд населённых пунктов на территории современного Граховского
района. По мере роста национального самосознания чувашского
населения возрастало стремление к возрождению родного языка и культуры.
Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Большинство ученых придерживается следующей версии. Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда. К III-IV вв. до н.э. завоевали в свою «державу» низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи. В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа.
В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось.
В 70-х гг. серебряные болгары переселились в Волго - Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен. В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
В 10 начале 13 в. процессе объединения болгарских и суварских племен, ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность. В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату. Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной Чувашской республики. В 1438г. от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир. На территории современной Чувашии, а также в приказанско - заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами, к концу 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши. Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. В конце 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551г. во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей в состав Русского государства.
Чуваши призывались на
военную службу в русскую армию,
участвовали в Ливонской войне
(1558-83), борьбе против
польско-шведской интервенции
(1611-14), польских походах,
русско - турецких войнах, Отечественной войне 1812.
В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс.чувашей
боролись с врагом. Из них более 100 тыс. не вернулись домой.
Около 54 тыс. чел. были награждены орденами и медалями.
Основное традиционное занятие – земледелие . Главные зерновые культуры - рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство . Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы - главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале 20 века возникли небольшие судостроительные предприятия.
Земледелие
Хмелеводство
Пчеловодство
Основные типы поселений - сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения - речной и приовражный. На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Со 2-й половины 19 века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые "русские" ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах - барельефной резьбой, позднее росписью. Встречается древняя срубная постройка - лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча)
Село
Город
Чувашская национальная культура.
Наиболее развитый жанр фольклора - песни: молодёжные, рекрутские,
застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические,
а также исторические песни. Музыкальные инструменты - волынка,
пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее - гармонь и скрипка.
Распространены легенды, сказки и предания.
Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в
родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии
была распространена арабская письменность.
В 18 веке создаётся письменность на основе русской графики 1769
(старочувашское письмо).
Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах.
Культура каждого народа развивается по единым
для всего человечества законам.
А национальное
многообразие
материальной и духовной
культуры, их самобытность
зависят от конкретных
условий,
в которых формировался
и развивался народ.
Музыкальные инструменты
Многие представители чувашского народа получили мировую известность, среди них поэты К. В. Иванов и П. П. Хузангай, академик И. Н. Антипов-Каратаев, лётчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова и другие.
Балерина Н.В.Павлова
Поэт К.В.Иванов
Летчик - космонавт
А.Г. Николаев
Сквозь даль годов я четко вижу:
- Зимою, нет, к весне поближе,
Со мною сверстники сидят,
Пожалуй, с дюжину ребят.
… Учительница понемногу
Нас выводила на дорогу.
Музы первые плоды?
И в них, и в них ее труды.
Поэт П. П. Хузангай
Демографические проблемы современного мира:
перенаселение, старение, смертность и урбанизация.
Межнациональные браки и семьи влияют на изменение национального состава населения, влияют они существенно и на этническую ориентацию детей. Нередко во втором, а тем более в третьем поколениях таких семей наблюдаются случаи полней ассимиляции, то есть смены национального самосознания. Короче, из двух этносов, представители которых вступают в смешанный брак, обычно увеличивается тот, для которого характерно культурно-языковое доминирование. В Чувашии преобладающее большинство подростков из чувашско-русских семей по достижению совершеннолетия выбирают русскую национальность. Это особенно характерно для Чебоксар, где доля таких подростков достигает 97,8 процента.
Сегодня в интернациональном воспитании молодежи используются еще далеко не все резервы. Главное здесь — воспитание в людях культуры межэтнического общения .
По данным исследования, проведенного в 1982 году чувашскими и московскими этнографами, в сельской местности в межнациональных браках состоят лишь 2,4 процента чувашей и 18,3, процента русских, а в городах соответственно 22,8 и 26,9 процента.
При крещении не требовалось отказываться от своей национальности. И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Следует особо отметить и то, что чувашский язык стал вторым после русского, на который переведен практически полный текст Библии, а чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.
Проблемы компьютеризации чувашского языка
Оформление побуждения, где фразы звучат как персональное обращение к каждому пользователю, предпочтительно и в психологическом плане — как дополнительное средство создания атмосферы доверительности, способствующей преодолению тревожности обычно характерной для женщин и людей старшего возраста на начальном этапе взаимодействия с компьютером.
Формирование национальной компьютерной терминологии стало велением времени, требованием современной жизни. Массовая компьютеризация и проникновение сетевых технологий в повседневную жизнь человека превратили современных людей в «юзеров» (пользователей), применяющих компьютер не только в профессиональной деятельности, но и в быту.
Важным событием в развитии чувашского сегмента Интернета явилось создание программистом
Н. А. Плотниковым чувашского народного сайта Chuvash.org.
Н. А. Плотников основал электронную библиотеку Lib.chuvash.org, насчитывающую более 2 тыс. произведений чувашских авторов.
Выросло «компьютерное» поколение чувашей, активно потребляющее информацию в цифровом формате, вовлеченное в новые формы коммуникативной активности.
Проблемы:
· касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества
· приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества
· могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе