Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригородная средняя школа»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 385 от 31.08.2020 г. |
на заседании МС | Заместитель директора по ВР | Директор МБОУ «Пригородная С Ш» |
Протокол №1 | _____________ Крюкова О.В. | ___________Казанцев А.В. |
от «27 » августа 2020 г. | «27 » августа 2020 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Культура и быт чувашского народа»
название курса
Направление: социальное
Уровень образования: начальное общее /3А класс/
Количество часов:34часа
Периодичность: еженедельно 1 час
Срок реализации программы:_2020-2021 учебный год
Руководитель: Бойко Татьяна Фёдоровна
Программа внеурочной деятельности курса разработана на основе программы внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья»/ Т.В.Николаева, В.А.Архипова, Н.С.Нурухметова.-Ульяновск:Центр ОСИ, 2015г.
г. Ульяновск 2020.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………3-4
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………………………………4-5
3.Тематическое планирование…………………………………………………...6-7
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Предметные:
формирование представления о чувашском народе;
ознакомление со способами сохранения и укрепления культуры народа;
знать традиции и обряды чувашских народных праздников
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений на практике;
развитие кругозора в области культуры и быта чувашского народа;
Метапредметные:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «природа», «семья».
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувств гордости за свою Родину.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – освоить основные характеристики, понятия по истории культуры народов; представления о быте народов; освоить минимум знаний о традициях народов.
Второй уровень результатов – Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию; развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.
Третий уровень результатов – Развить желание исполнять народную песню, участвовать в народных обрядовых действиях; привить любовь к народному музыкальному творчеству;
воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Предполагаемый результат:
Результаты первого уровня:
Освоить историю чувашского народа;
Познакомиться с разновидностями культуры и быта;
Знать что такое культура, быт и традиции, и осознавать различие между ними;
Организовывать коллективную творческую деятельность;
Самостоятельно искать, находить и обрабатывать информацию;
Результаты второго уровня:
осознание учащимися роли чуваш в развитии традиций Поволжья;
повышение интереса к обрядам, традиционным праздникам и к фольклору;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести
опыт исследовательской деятельности;
опыт выступления чувашских обрядовых песен.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Введение.
Общее представление об этносах и особенностях этнических групп народов, населяющих Поволжье. Исторические этапы формирования чувашского народа. Посещение музея. Расселение и численность чуваш.
Раздел 2. Материальная культура народов Поволжья.
Национальный костюм как предмет гордости народа.
Праздничная и повседневная мужская и женская одежда. Рисование элементов национального костюма, «чтение национального орнамента» Свадебная одежда. Головные украшения и уборы. Исследования особенностей вышивки и аппликации для украшения национального костюма. Выставка национальных костюмов для кукол. Изготовление одежды для кукол. Народные промыслы и ремесла. Художественное и декоративно- прикладное творчество. Творческая мастерская. Изготовление национальной игрушки.
Изготовление и вышивание платочка. Особенности национальной кухни, чувашского народа. Выставка национальных блюд. Изготовление национального блюда. Подготовка и защита проектов.
Раздел 3. Духовная культура чувашского народа.
Национальные обряды и традиции. Работа с иллюстративным материалом. Традиционные календарные праздники народов Поволжья. Осенне-зимний цикл праздников. Летне-весенний цикл праздников. Ролевые игры. Календарно-обрядовая поэзия. Чтение и прослушивание текстов. Семейная обрядность. Особенности свадебного обряда. Организация и проведение театрализованного представления, фольклорного праздника.
Раздел 4. Этнопедагогика.
Семейные ценности и воспитание в семье. Трудовое воспитание и здоровьесбе режение. Эстетическое и нравственное воспитание. Инсценирование диалогов в разных ситуациях. Национальный этикет. Исследовательская работа. Творческая работа «Традиции моей семьи».
Раздел 5. Наследие чувашского народа.
Заочное путешествие по городу Чебоксары (просмотр видеосюжетов, презентаций). Выдающиеся люди, прославившие свой народ. Беседа, прослушивание материала о знаменитых людях. Известные люди среди современников, их вклад в развитие науки и культуры. Творческая встреча с представителями разных национальностей области. Защита проектов «Горжусь я тем, что я…». Подготовка и защита проектов.
Раздел 6. Обобщение.
Форма организации занятий
Виды деятельности:
• Беседа;
• Фольклорный праздник;
• Театрализованное представление;
• Выставка – ярмарка,
• Викторина,
• Мастерская.
3. Тематическое планирование.
№ | Название раздела, темы | количество часов на заданную тему |
всего | теорет. | практ. |
1 | Введение | 3 | | |
1.1 | Общее представление об этносах и особенностях этнических групп народов, населяющих Поволжье. | | 1 | |
1.2. | Исторические этапы формирования чувашского народа. Посещение музея. | | | 1 |
1.3. | Расселение и численность чуваш. | | 1 | |
2. | Материальная культура народов Поволжья. | 10 | | |
2.1. | Национальный костюм как предмет гордости народа. | | 1 | |
2.2. | Праздничная и повседневная мужская и женская одежда. Рисование элементов национального костюма, «чтение национального орнамента». | | | 1 |
2.3. | Свадебная одежда. Головные украшения и уборы. | | 1 | |
2.4. | Исследования особенностей вышивки и аппликации для украшения национального костюма. Выставка национальных костюмов для кукол. | | | 1 |
2.5. | Изготовление одежды для кукол. | | | 1 |
2.6. | Народные промыслы и ремесла. | | 1 | |
2.7. | Художественное и декоративно- прикладное творчество. Творческая мастерская. | | | 1 |
2.8. | Изготовление национальной игрушки. Изготовление и вышивание платочка. | | | 1 |
2.9. | Особенности национальной кухни, чувашского народа. Выставка национальных блюд. | | | 1 |
2.10. | Изготовление национального блюда. Подготовка и защита проектов. | | | 1 |
3. | Духовная культура чувашского народа. | 10 | | |
3.1. | Национальные обряды и традиции. Работа с иллюстративным материалом. | | 1 | |
3.2. | Традиционные календарные праздники народов Поволжья. | | 1 | |
3.3 | Осенне-зимний цикл праздников. | | 1 | |
3.4. | Летне-весенний цикл праздников. Ролевые игры. | | | 1 |
3.5. | Календарно-обрядовая поэзия.Чтение и прослушивание текстов. | | | 1 |
3.6. | Семейная обрядность. | | 1 | |
3.7. | Особенности свадебного обряда. Организация и проведение театрализованного представления, фольклорного праздника. | | | 1 |
3.8. | Постановка традиционного национального праздника | | | 1 |
4. | Этнопедагогика | 5 | | |
4.1. | Семейные ценности и воспитание в семье. Беседа, учебный диалог. | | 1 | |
4.2. | Трудовое воспитание и здоровьесбе режение. Проведение национальных игр. | | | 1 |
4.3. | Эстетическое и нравственное воспитание. Инсценирование диалогов в разных ситуациях. | | | 1 |
4.4. | Национальный этикет. Исследовательская работа | | 1 | |
4.5. | Творческая работа «Традиции моей семьи» | | | 1 |
5. | Наследие чувашского народа. | 5 | | |
5.1. | Заочное путешествие по городу Чебоксары (просмотр видеосюжетов, презентаций). | | | 1 |
5.2. | Выдающиеся люди, прославившие свой народ. Беседа, прослушивание материала о знаменитых людях. | | 1 | |
5.3. | Известные люди среди современников, их вклад в развитие науки и культуры. | | | |
5.4. | Творческая встреча с представителями разных национальностей области. | | | 1 |
5.5. | Защита проектов «Горжусь я тем, что я…». Подготовка и защита проектов. | | | 1 |
6. | Обобщающий урок | 1 | | |
| Всего | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока/ занятия | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Причина корректировки |
планируемые | фактические |
|
| Введение | 3 | | | |
1 | Общее представление об этносах и особенностях этнических групп народов, населяющих Поволжье. | | | | |
2 | Исторические этапы формирования чувашского народа. Посещение музея. | | | | |
3 | Расселение и численность чуваш. | | | | |
| Материальная культура народов Поволжья. | 10 | | | |
4 | Национальный костюм как предмет гордости народа. | | | | |
5 | Праздничная и повседневная мужская и женская одежда. Рисование элементов национального костюма, «чтение национального орнамента». | | | | |
6 | Свадебная одежда. Головные украшения и уборы. | | | | |
7 | Исследования особенностей вышивки и аппликации для украшения национального костюма. Выставка национальных костюмов для кукол. | | | | |
8 | Изготовление одежды для кукол. | | | | |
9 | Народные промыслы и ремесла. | | | | |
10 | Художественное и декоративно- прикладное творчество. Творческая мастерская. | | | | |
11 | Изготовление национальной игрушки. Изготовление и вышивание платочка. | | | | |
12 | Особенности национальной кухни, чувашского народа. Выставка национальных блюд. | | | | |
13 | Изготовление национального блюда. Подготовка и защита проектов. | | | | |
| Духовная культура чувашского народа. | 10 | | | |
14 | Национальные обряды и традиции. Работа с иллюстративным материалом. | | | | |
15 | Традиционные календарные праздники народов Поволжья. | | | | |
16 | Осенне-зимний цикл праздников. Ролевые игры. | | | | |
17 | Летне-весенний цикл праздников. Ролевые игры. | | | | |
18 | Календарно-обрядовая поэзия. Чтение и прослушивание текстов. | | | | |
19 | Семейная обрядность. | | | | |
20-21 | Особенности свадебного обряда. Организация и проведение театрализованного представления, фольклорного праздника. | | | | |
22-23 | Постановка традиционного национального праздника | | | | |
| Этнопедагогика | 5 | | | |
24 | Семейные ценности и воспитание в семье. Беседа, учебный диалог. | | | | |
25 | Трудовое воспитание и здоровьесбережение. Проведение национальных игр. | | | | |
26 | Эстетическое и нравственное воспитание. Инсценирование диалогов в разных ситуациях. | | | | |
27 | Национальный этикет. Исследовательская работа | | | | |
28 | Творческая работа «Традиции моей семьи» | | | | |
| Наследие чувашского народа. | 5 | | | |
29 | Заочное путешествие по городу Чебоксары (просмотр видеосюжетов, презентаций). | | | | |
30 | Выдающиеся люди, прославившие свой народ. Беседа, прослушивание материала о знаменитых людях. | | | | |
31 | Известные люди среди современников, их вклад в развитие науки и культуры. | | | | |
32 | Творческая встреча с представителями разных национальностей области. Творческая встреча. | | | | |
33 | Защита проектов «Горжусь я тем, что я…». Подготовка и защита проектов. | | | | |
34 | Обобщающий урок | 1 | | | |
| Всего | 34 | | | |
32