СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История МОУ "СОШ №95 с УИОП"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История МОУ "СОШ №95 с УИОП". 

Просмотр содержимого документа
«История МОУ "СОШ №95 с УИОП"»

История Саратовского Мариинского института благородных девиц Подготовила ученица 6 «Б» класса  МОУ «СОШ №95 с УИОП» г. Саратова Мурахтанова Виктория Руководитель Захарова Екатерина Алексеевна

История Саратовского Мариинского института благородных девиц

Подготовила ученица 6 «Б» класса

МОУ «СОШ №95 с УИОП» г. Саратова

Мурахтанова Виктория

Руководитель

Захарова Екатерина Алексеевна

Историческая справка    В 1839 году на своем губернском съезде представители саратовского дворянства приняли решение об учреждении в губернии института «для образования и воспитания недостаточных дворянских детей за счет сумм, пожертвованных дворянством». Для чего был назначен сбор для всех помещичьих имений в губернии «по 25 копеек с ревизской души ежегодно», что за 10 лет должно было составить сумму, необходимую на строительство и приобретение «приличного дома для помещения института» и образование постоянного капитала, на проценты с которого можно было бы поддерживать деятельность института. Помимо прочего, в постановлении съезда содержалось обращение к Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне с просьбой «принять под свое высокое покровительство предполагаемый  в Саратове институт и дозволить именоваться Мариинским институтом благородных девиц Саратовского дворянства».  

Историческая справка

 

В 1839 году на своем губернском съезде представители саратовского дворянства приняли решение об учреждении в губернии института «для образования и воспитания недостаточных дворянских детей за счет сумм, пожертвованных дворянством». Для чего был назначен сбор для всех помещичьих имений в губернии «по 25 копеек с ревизской души ежегодно», что за 10 лет должно было составить сумму, необходимую на строительство и приобретение «приличного дома для помещения института» и образование постоянного капитала, на проценты с которого можно было бы поддерживать деятельность института. Помимо прочего, в постановлении съезда содержалось обращение к Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне с просьбой «принять под свое высокое покровительство предполагаемый  в Саратове институт и дозволить именоваться Мариинским институтом благородных девиц Саратовского дворянства».  

Создание проекта института  Посыл императора был услышан. Однако собранных денег уже не хватало на реализацию сноса главного здания со строительством нового.  Проект нового полностью каменного здания был составлен старшим архитектором Санкт-Петербургского воспитательного дома Павловым. Он предусматривал размещение квартир для служащих и прислуги, кухни, прачечной, бани и других служебных построек в существующих зданиях усадьбы. А в новом основном строении должно было разместиться следующее: а) в 1-м этаже— вестибюль с парадной лестницей, столовая, буфет, кладовая для белья, комнаты бельевой дамы, смотрительницы лазарета, швейцара, лазарет для воспитанниц с принадлежностями и квартиры директриссы; б) во 2-м этаже -- зал собрания, библиотека, рекреационный зал, четыре класса и квартиры классных дам; в) в 3-м этаже—церковь, дортуары, в коих можно поместить от 60 до 72 кроватей, умывальня, квартиры классных дам и прислуги  устроить с двух сторон боковые лестницы и ватер-клозеты по трем этажам».

Создание проекта института

Посыл императора был услышан. Однако собранных денег уже не хватало на реализацию сноса главного здания со строительством нового. Проект нового полностью каменного здания был составлен старшим архитектором Санкт-Петербургского воспитательного дома Павловым. Он предусматривал размещение квартир для служащих и прислуги, кухни, прачечной, бани и других служебных построек в существующих зданиях усадьбы. А в новом основном строении должно было разместиться следующее:

а) в 1-м этаже— вестибюль с парадной лестницей, столовая, буфет, кладовая для белья, комнаты бельевой дамы, смотрительницы лазарета, швейцара, лазарет для воспитанниц с принадлежностями и квартиры директриссы;

б) во 2-м этаже -- зал собрания, библиотека, рекреационный зал, четыре класса и квартиры классных дам;

в) в 3-м этаже—церковь, дортуары, в коих можно поместить от 60 до 72 кроватей, умывальня, квартиры классных дам и прислуги устроить с двух сторон боковые лестницы и ватер-клозеты по трем этажам».

Начало строительства  Проект был перенаправлен городскому архитектору Петрову, который его несколько упростил с целью удешевления. Но и с этим собранных денег не хватало – имеющаяся сумма составляла лишь одну шестую часть от необходимого. Сбор денег продолжился.    В 1848 году усадебный дом был сломан. 203 тысячи пригодных кирпичей были использованы для строительства нового здания. Строительство вёл известный подрядчик купец Василий Гудков с 1855 по 1857 гг.    Однако проектные и конкурсные процедуры так надолго затянулись, что с открытием института нельзя было откладывать. И было решено первый набор учениц размещать в съемных помещениях.    Открытие института состоялось 10 октября 1854 года в доме Челюсткиной в составе младшего класса из 22 воспитанниц.    Перевод института во вновь построенное здание состоялся 23 сентября 1857 года. Тогда в институте были младший и средний классы – всего 129 воспитанниц. А через год открылся старший класс, куда были переведены ученицы среднего.

Начало строительства

Проект был перенаправлен городскому архитектору Петрову, который его несколько упростил с целью удешевления. Но и с этим собранных денег не хватало – имеющаяся сумма составляла лишь одну шестую часть от необходимого. Сбор денег продолжился. В 1848 году усадебный дом был сломан. 203 тысячи пригодных кирпичей были использованы для строительства нового здания. Строительство вёл известный подрядчик купец Василий Гудков с 1855 по 1857 гг. Однако проектные и конкурсные процедуры так надолго затянулись, что с открытием института нельзя было откладывать. И было решено первый набор учениц размещать в съемных помещениях. Открытие института состоялось 10 октября 1854 года в доме Челюсткиной в составе младшего класса из 22 воспитанниц. Перевод института во вновь построенное здание состоялся 23 сентября 1857 года. Тогда в институте были младший и средний классы – всего 129 воспитанниц. А через год открылся старший класс, куда были переведены ученицы среднего.

Воспитанницы института  С 1861 года институт перешёл с трёхклассного на 6-классное обучение, а с 1875 года добавили 7-ой класс «младший» подготовительный (нумерация классов тогда происходила в обратном порядке).   В институт принимались дочери дворян, внесенные в дворянскую родовую книгу. При поступлении необходимо было предоставить свидетельства: а) о рождении и крещении, б) о дворянстве, в) медицинское—о состоянии здоровья воспитанницы и была ли на ней естественная или привитая оспа, г) свидетельство уездного предводителя дворянства о недостаточном состоянии родителей.   Воспитанницам предоставлялась одежда, обувь, учебные пособия, четырёхразовое питание.     Кормили сытно. Вот меню на 3 марта 1915 года: завтрак - бефстроганов и сочник с творогом, обед – пюре из томатов с гренками, битки в сметане с картофелем и блинчики с вареньем. 4 марта 1915 года: завтрак - кулебяка с рисом и рыбой, кисель с сахаром, обед – щи кислые с головизной, картофельные котлеты с грибным соусом и миндальный торт.

Воспитанницы института

С 1861 года институт перешёл с трёхклассного на 6-классное обучение, а с 1875 года добавили 7-ой класс «младший» подготовительный (нумерация классов тогда происходила в обратном порядке). В институт принимались дочери дворян, внесенные в дворянскую родовую книгу. При поступлении необходимо было предоставить свидетельства: а) о рождении и крещении, б) о дворянстве, в) медицинское—о состоянии здоровья воспитанницы и была ли на ней естественная или привитая оспа, г) свидетельство уездного предводителя дворянства о недостаточном состоянии родителей. Воспитанницам предоставлялась одежда, обувь, учебные пособия, четырёхразовое питание. Кормили сытно. Вот меню на 3 марта 1915 года: завтрак - бефстроганов и сочник с творогом, обед – пюре из томатов с гренками, битки в сметане с картофелем и блинчики с вареньем. 4 марта 1915 года: завтрак - кулебяка с рисом и рыбой, кисель с сахаром, обед – щи кислые с головизной, картофельные котлеты с грибным соусом и миндальный торт.

Распорядок дня Распорядок дня был следующим:   6:00 – подъем, общая молитва.  7:00 – приготовление к урокам  8:00 –завтрак  8:30 –два урока по 90 минут с получасовой переменой  12:00 – обед  до 14:00 – отдых и прогулка.  14:00 – два урока по 90 минут с получасовой переменой  17:30 – отдых  18:30 – приготовление к урокам и другие занятия.  20:00 – ужин  21:00 – вечерняя молитва, сон    Территория института была обнесена каменной оградой в 4 аршина высотой (2,5 м). Во дворе были устроены крокетные и теннисные площадки, гигантские шаги. На прудах стояли лодки, среди деревьев были натянуты гамаки. Зимой на льду пруда девицы катались на коньках.

Распорядок дня

Распорядок дня был следующим: 6:00 – подъем, общая молитва. 7:00 – приготовление к урокам 8:00 –завтрак 8:30 –два урока по 90 минут с получасовой переменой 12:00 – обед до 14:00 – отдых и прогулка. 14:00 – два урока по 90 минут с получасовой переменой 17:30 – отдых 18:30 – приготовление к урокам и другие занятия. 20:00 – ужин 21:00 – вечерняя молитва, сон Территория института была обнесена каменной оградой в 4 аршина высотой (2,5 м). Во дворе были устроены крокетные и теннисные площадки, гигантские шаги. На прудах стояли лодки, среди деревьев были натянуты гамаки. Зимой на льду пруда девицы катались на коньках.

По воскресным и праздничным дням институток водили на экскурсии в Радищевский музей, на концерты и спектакли в театры и в консерваторию. Домой воспитанницы отправлялись на каникулы. Летние – с 21 июня по 14 августа (с 1892 года - по 31 августа), рождественские – с 22 декабря по 7 января и пасхальные. В конце календарного и в конце учебного года – экзамены. Предметы, изучаемые в классах: закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, география, история, естествознание, физика, космография и педагогика. Искусства: рисование, рукоделие, хоровое пение, гимнастика и танцы. Оценки ставились по 12-ти бальной системе. Более тридцати лет преподавал музыку в институте Ф.М. Достоевский, племянник и полный тезка великого русского писателя. Ещё один известный преподаватель – Иван Ларионов (автор «Калинки-Малинки»). 31 августа 1871 года институт посетил прибывший в Саратов государь-император Александр II с сыновьями и остался доволен своим визитом. В этот день Институтская площадь перед зданием из пустыря была превращена в парк развлечений: качели, карусели, и даже искусственный бык, наполненный конфетами и сладостями. В 1893 году был построен каменный лазарет для воспитанниц по проекту городского архитектора А.М. Салько (теперь это здание музыкальной школы №6)

В 1896 году по его же проекту была сделана двухэтажная пристройка к главному корпусу с церковью на втором этаже и столовой с буфетом на первом. К ней же пристроили кухню. В 1907 году возвели пристройку с физическим кабинетом, 14 помещениями для роялей и квартирами сотрудников.
  • В 1896 году по его же проекту была сделана двухэтажная пристройка к главному корпусу с церковью на втором этаже и столовой с буфетом на первом. К ней же пристроили кухню.
  • В 1907 году возвели пристройку с физическим кабинетом, 14 помещениями для роялей и квартирами сотрудников.
 В 1916 году этажи главного корпуса использовались следующим образом. На 1-м этаже – квартира начальницы, швейцарская, лазарет, рисовальный класс и библиотека, служащая вместо учительской и инспекторской; на 2-м – актовый и рекреационный залы, музыкальная библиотека, приёмная, 7 классов, из коридора вход в церковь и особый ход по лестнице вниз в столовый зал; на 3-м этаже – дортуары (спальные комнаты), общая уборная для умыванья, пепиньерская комната и две однокомнатные квартиры для двух классных дам.    Пепиньерки – выпускницы, оставленные при учебном заведении для прохождения педагогической практики. Классные дамы – воспитательницы.

В 1916 году этажи главного корпуса использовались следующим образом. На 1-м этаже – квартира начальницы, швейцарская, лазарет, рисовальный класс и библиотека, служащая вместо учительской и инспекторской; на 2-м – актовый и рекреационный залы, музыкальная библиотека, приёмная, 7 классов, из коридора вход в церковь и особый ход по лестнице вниз в столовый зал; на 3-м этаже – дортуары (спальные комнаты), общая уборная для умыванья, пепиньерская комната и две однокомнатные квартиры для двух классных дам. Пепиньерки – выпускницы, оставленные при учебном заведении для прохождения педагогической практики. Классные дамы – воспитательницы.

Большой (актовый) зал

Большой (актовый) зал

Пушкинский музей С 1901 по 1915 годы директрисой Института служила Татьяна Борисовна Семечкина, племянница Константина Данзаса, секунданта Александра Сергеевича Пушкина во время его трагической дуэли с Жоржем Дантесом. Благодаря Семечкиной в одной из комнат ее казенной квартиры при Институте возник Пушкинский уголок - экспозиция, включавшая в себя одну из 15 посмертных масок поэта первого отлива и письмо Пушкина к Данзасу с просьбой стать его секундантом.   В 1915 году Семечкина выехала в Петроград и вывезла свои коллекции. Пушкинский уголок размещался в ее квартире на Знаменской улице до 1919 года. Тогда Татьяна Борисовна скончалась и дальнейшая судьба коллекций остается неизвестной.

Пушкинский музей

С 1901 по 1915 годы директрисой Института служила Татьяна Борисовна Семечкина, племянница Константина Данзаса, секунданта Александра Сергеевича Пушкина во время его трагической дуэли с Жоржем Дантесом. Благодаря Семечкиной в одной из комнат ее казенной квартиры при Институте возник Пушкинский уголок - экспозиция, включавшая в себя одну из 15 посмертных масок поэта первого отлива и письмо Пушкина к Данзасу с просьбой стать его секундантом. В 1915 году Семечкина выехала в Петроград и вывезла свои коллекции. Пушкинский уголок размещался в ее квартире на Знаменской улице до 1919 года. Тогда Татьяна Борисовна скончалась и дальнейшая судьба коллекций остается неизвестной.

Пушкинский музей

Пушкинский музей

Школа сегодня Сегодня Мариинский институт – это Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов» - моя школа. Обучается в школе около 900 учеников с 1 по 11 класс. Я люблю свою школу!

Школа сегодня

Сегодня Мариинский институт – это Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов» - моя школа.

Обучается в школе около 900 учеников с 1 по 11 класс.

Я люблю свою школу!

Источники:  1. Н.И. Теодорович. История Саратовского Мариинского института благородных девиц. 1846-1916 г. С.: 1916  2. В.И. Давыдов, В.Н. Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008  3. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru) 4. Сайт МОУ «СОШ №95 с УИОП» г. Саратова (sar-school95.ru)  5. Блог Дениса Жабкина. ( жабкин.жж.рф )

Источники:

1. Н.И. Теодорович. История Саратовского Мариинского института благородных девиц. 1846-1916 г. С.: 1916 2. В.И. Давыдов, В.Н. Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008 3. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)

4. Сайт МОУ «СОШ №95 с УИОП» г. Саратова (sar-school95.ru) 5. Блог Дениса Жабкина. ( жабкин.жж.рф )

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!