Арзамасский филиал ННГУ им Н. И. Лобачевского
Исследовательская работа:
История образования школ, учительства и ученичества в с. Пустынь с 1925 по 1970 г.
Выполнила:
ученица 8 класса
МБОУ Пустынская ОШ
Струева Марина Александровна
Руководитель:
учитель истории и обществознания
категория: С З Д
Дворцов Вячеслав Юрьевич
с. Пустынь 2018г.
Аннотация
Автор исследовательской работы: ученица 8 класса Струева М. МБОУ Пустынская ОШ
Тема: история образования в с. Пустынь Арзамасского р-на, 1925-1970 годов. Интерес к работе вызван возникшим интересом к истории родного края. В работе проходит исследование истории образовательных учреждений, учителей и директоров выбранного периода. Сложность работы заключается практическом отсутствии каких-либо сохранившихся письменных источников. Основным носителем информации являются очевидцы, жившие в выбранный промежуток времени. Удалось восстановить общую картину появления образовательных учреждений, жизнь людей в глубинке и имена учителей и директоров те в нелёгкие годы.
Введение.
Темой нашего исследования выбрана история образования, ученичества и учительства в с. Пустынь. Эта тема всегда вызывала интерес у научного общества. Исследовать историю образования отдаленного, малоизвестного места во время общенациональных народных потрясений, ощутить на себе эхо прошлого, наверное, именно это, является одним из главных движущих факторов научного интереса. При отсутствии первоисточников и материалов становится практически невозможным восстановить историю без каких-либо живых или письменных свидетельств, найденных с рук или живших в то время очевидцев. Нас сподвигло на расследование и написание этой работы выше перечисленные факторы.
Целью нашего исследования является изучение из оставшихся свидетельств историю образовательных учреждений, ученичества и учительства людей, живших в селе Пустынь Арзамасского р-на, на фоне обстоятельств и событий выбранного нами временного промежутка с 1920-х по 1970-е годы. В связи с поставленной целью исследования нам предстоит решить следующие задачи: выяснить хронологию и историю учебных заведений, детей, обучающихся в выбранный период и условия в которых им, проходилось учится, преподавателей предметов и директоров выбранного периода.
Объектом исследования является населенный пункт с. Пустынь Арзамасского р-на., поскольку история этого края весьма скудно освещена в истории России, нам известны только природные качества данного края и история возникновения села во время гонения старообрядцев. Предметом исследования становятся выявление история и расположение учебных заведений, менталитет населения и учеников выбранного периода, ученичества и учительства учителей и директоров учебных заведений с учетом условий быта, и выбранного периода времен.
Глава 1. Обзор литературы.
На настоящий момент о с. Пустынь известно очень мало, также не сохранилось какие-либо источники, которые могли бы помочь более достоверно и подробно исследовать историю этого края. В книге серии Крестьянская летопись Нижегородского края, Край мой Арзамас, Москва 1995 г. сообщает нам хоть какую ни будь информацию. Раньше существовал самостоятельный Пустынский сельсовет до 2009 г., в который входили поселения Наумовка, Меньщиково и старая Пустынь. Само с. Пустынь находится в 33 км. на северо-западе от г. Арзамас, возле р. Сережа и системы озер Глубокое, Паровое, Святое, флора располагает Смешанными лесами.
В книге Нижегородский край факты, события, люди Н.Новгород 1994. Упоминается о «пустом» месте где образуются скиты старообрядцев, но в основном также нет никакой конкретной информации по изучаемому вопросу. Такой же результат был получен при поиске в интернет источниках.
Единственными источником информации могут стать рассказы очевидцев, живших в то далекое время. Таких людей осталось совсем немного. Одним из таких очевидцев у нас является бывшая учительница с. Пустынь Нечаева Лидия Васильевна родившейся 21 марта 1932 г. Она была ученицей, и участником событий выбранного нами промежутка времени. Смогла нам предоставить список детей, учителей и директоров, работавших на тот момент в селе.
Глава 2. Место и методы исследования.
2.1 Описание места исследования.
Село Пустынь находится в 33 км. на северо-западе от г. Арзамас, возле р. Сережа и системы озер Глубокое, Паровое, Святое, флора располагает Смешанными лесами.
В книге серии Крестьянская летопись Нижегородского края, Край мой Арзамас, Москва 1995 г. имеется небольшая исторической справка, со слов Анны Ильиничны Благочинновой, Серафимы Георгиевны Беляковой, Любви Леонидовны Рубцовойи и рассказов местных жителей что Пустынь возникла тут в середине 17 века во время гонений старообрядцев. Сюда якобы приехала боярыня Нарышкина со своей свитой и поселилась на берегу р. Сережа. Выстроили терем и избы и назвались Пустынью, якобы возникшее на пустом месте. Есть упоминания в «Арзамасских поместных актах» о месте Пустынь с 1578 по 1618 г.
В селе позже появилась церковь. При ней появилось учебное заведение церковно – приходская школа, конкретно где она находилась нам установить не удалось известно что оно находилось на месте впадение р. Сережа в оз. Великое. Учил детей тут дьяк. По рассказам это учебное заведение существовало ещё при царе в 19 веке. Было всего два класса первой и второй смены, детей учили чтению, письму и заучиванию молитв. После революции в 1928 г. в селе построили здание, днем это была школа семилетка, вечером клубное здание где проходили показы фильмов и различные мероприятия. Здание было построено из дерева. Причиной строительства нового здания стало то что старое не могло вмещать большое количество детей и стало ветхим.
2.2 Методы и ход исследования.
При выполнении работы мы провели исследования в литературе, имеющихся в свободном доступе. Провели беседы с учителями старой школы, в частности с самым пожилым её представителем, судьба которого ярко описывает события, происходившие в выбранный нами период и дает ответы на многие вопросы.
Это Нечаева Лидия Васильевна родившейся 21 марта 1932 в г. Растяпано. Отец Василий Апалоныч Ничаев работал на стройке прорабом, уже тогда стало ясно что в Растяпано будет жить опасно из за ухудшающейся экологии. Лица у людей, работавших на стройке, начали желтеть. Было принято решение в скором времени от сюда уезжать.
Ухали на родину матери в с. Паново Шатковского р-на. Отец был по тем годам образованным человеком, получил образование в духовной семинарии. Дедушка был священнослужителем в приходе с. Просек Лысковского р-на, но случилось горе. Во время разгара Сталинский репрессий, в 1937 году ночью его забрали, с тех пор его не видели, после выяснилось, что дед был расстрелян как враг народа. Об этом отцу рассказала его сестра, которая жила в г. Горький. После этого начали забирать все семьи священнослужителей по всей стране. Осознавая угрозу, семья снова приняла решение переезжать, это было с. Новый Усад. Отец устроился в бухгалтерию бухгалтером, мать была беременна. Люди друг другу помогали, никто никому ничего не говорил. Напротив, дома, где они жили, была церковь, отец запретил всем туда ходить. Вскоре в 1937 г. родился у них сын Костя. Снимали квартиру, хозяин дома, которого звали Яшенька, был, по их мнению, подозрительный человек, который мог сообщить о них. Решили они обратиться за помощью, о смене места в более «глухое» место жительства, в РайПотребСоюз. Было найдено с. Пустынь Чернухинского р-на., им там дали место и отвезли по проселочной дороге на автомобиле в 1938г.. Жители были здесь «тёмные» - не образованные. Встретили их здесь тепло, жили первый год на квартире, после по ходатайству дали им здесь лес, под строительство дома. Отец опять устроился бухгалтером в Сельпо управлявшее двумя магазинами и пекарней. В селе также формировался колхоз «Двигатель революции», основная часть населения работала в нем, в основном работали за территорию земли, которою давали под строительство. Сама земля, была плохая из-за большого наличия песка в грунте. Люди жили в одной рамных домах, крытые соломой.
Школа была здесь выстроена с 1928 года в с. Пустынь До этого была церковно приходская. (см. Приложение 1). Школа была семилетней.
Не прожив год в Пустыни, случилось 2 несчастья. Первое в июне 1940 село сгорело вместе с лесом, поджог по неосторожности устроил ученик второго класса, отличник Ваня Харитонов. Люди у которых сгорел дом жили в землянках и погребах, сгорело практически 4/5 всех домов в селе. Дом Нечаевых устоял. Ученики занимались в уцелевших домах и на биостанции.
В первый класс в с. Пустынь Лидия Васильевна пошла в сентябре 1940 г. после пожара. Училось в классе на тот момент 40 человек. (см. Приложение 2) Татьяна Михайловна Глумина из Лукояновского района была их первым учителем. Возраст детей в первом классе был разный.
Второе зимой 1940 г., напарник отца Максим Фёдорыч на работе из кассы украл деньги, после ревизии отец вместе с Максимом Федоровичем были наказаны. Отец на 1 год и 10 месяцев исправительных работ с сохранением места, а напарник осужден на 4 года тюрьмы. Василию Апалонычю стало стыдно, и вместе со старшей сестрой Лизой, уехали они из Пустыни к сестре в Горький жить, после завершения учебного года 20 мая 1941 г. Уехала с мамой и Лидия Васильевна, прожили в новом доме не более 1 года. 22 июня 1941 началась Великая отечественная война. Деньги в банке сгорели. Дома в Горьком не было, папу забрали на фронт. Где он и погиб в 1942 году под Ленинградом. Перед отправкой отец наказал ехать назад в Пустынь и в сентябре 1941 приехали. Во втором классе Лидия Васильевна начала учится осенью 1941 на Биостанции до сильных морозов января 1942 года, после дети продолжили обучение в уцелевших домах. Многих детей из седьмого и шестого класса забрали на фронт где и погибли (предположительно им на тот момент исполнилось по 17 – 16 лет.). Третий и четвертые учебные года 1942-1944 год проходил в разных частных домах, места в классах для детей мало. Училось около 30 человек в каждом классе. В пятый класс не удалось пойти. Преподавание в Пустыни прекратилось в 1944 году, причиной этому была продолжавшиеся война, все учителя в основном были мужчины которых забрали на фронт. Целый год пришлось сидеть дома.
Во время войны 1940-1941 году началась строится новая деревянная школа возле оврага и кладбища (см. Приложение 1). После окончания войны в 1945 г. школа не была достроена. Лидия Васильевна решила идти учится в пятый класс в Чернухинскуой школе 1946-1947 год. Жили в Чернухе на квартире. По субботам ходили домой по 14 км в Пустынь.
Шестой и седьмой учебный год 1947- 1949 г. довелось проучиться в Пустыни, новая школа была достроена в 1946 году. К ней стали строить новый большой пристрой. Школа плохо отапливалась. В пристрой в основном пускали младшие классы, также там был и жилой корпус для детей из с. Меньшиково и Наумовки. Учится было сложно, после войны у семей было очень мало одежды, которую носили по очереди. Учебный год начался с пятого класса в основном здании, учеников в 6 классе осталось 15 человек (Суханов Николай, Веренцова Фина, Благочинова Лена, Волосова Зина, Шипина Зина, Мишин Николай, Слинина Рина, Барышнекова Зоя, три девушки из с. Меньшикова и др.), в этом здании находилась и учительская. Учителя в Пустынь все на то время были приезжие. Директором школы был Курганов Виктор Иваныч из Чернухи, завуч был Косованов Валерий Владимирович учитель математики.
После окончания было желание продолжить обучение, в Арзамасе на тот момент было 2 учебных заведения: Плодоовощной (Кооперативный), Педучилище. Выбор пал на Педучилище, предоставив две похвальные грамоты 4 и 6 класс, приняли без экзаменов в 1949 году. Жили в общежитии, там было холодно. Еды в магазинах было мало, за хлебом были постоянные очереди. Домой ходили каждую субботу из Арзамаса в с. Пустынь через с. Селёму, это примерно 30 км. Закончила обучение в 1953 г. По распределению места работы послали в Узбекистан учителем русского языка 5,6,7 классов, встретили там недоброжелательным отношением со стороны администрации школы и местного населения, проработала там всего 1 год и уехала на родину в 1954. Вышла замуж за Костылева Михаила Лазаревича и устроилась работать в с. Пустынь в вечернею восьмилетнею школу в 1954 г. В 1955 г. пришлось работать в с. Никольское и Наумовке где проработала 2 года до 1957 г. В это время родилась Дочь Наташа в1959 г.
В Пустынской школе работала с 1963 по 1990 год. Директором школы в 1963 г. был Посохов Федор Яковлевич, но он не долго пробыл в селе. В основном возглавляла школу все года Серафима Георгиевна Белякова. Директора менялись, был Галынин Владимир Семенович с 1962 -1970 г., именно при нем началась строится в 1964 году новая каменная школа, денег и материалы для строительства обеспечивал колхоз и администрация Арзамасского р-на. Средств для строительства было мало, поэтому строительство затянулось. Построена школа была и сдана в эксплуатацию только в 1968 году. Изначально по проекту планировалось построить 2-х этажную школу, в результате получилось только одноэтажную.
Серафима Георгиевна была неизменным директором школы в последующие годы, преподавала географию и историю. В начальных классах работали Зотова Ирина Ивановна, Тарутина Наталия Николаевна, Кузьминова Алла Константиновна, Рубцова Любовь Леонидовна, Веренцова Анастасия Григорьевна, Чечёва Елена Васильевна. Наполняемость классов была большая, в 1 классе было по 25 – 30 человек.
В старших классах работали:
Математик – Крылова К. Ф., Бакашова Ю. И.
Биология – Летенева Л. А., Смирнова Л.
Русский язык – Гриняева Л. А., Рубцова Л. Л.
История, география – Белякова С. Г.
Биология – Бойко Е. П.
Физическая культура – Беляков А. А., Турутин А. А., Смирнов А. Н.
Рубцова Елена Ефимовна вместе с Лидией Васильевной сообщают что все учителя вовремя из ученичества были приезжие, среди Пустынских учителей небело и в основном население было мало грамотным.
Нечаева Лидия Васильевна и Рубцова Елена Ефимовна учительствовали, Булдакова Мария Фадеевна ученичествовала, в более позднее время, свидетельствовали о том, что дети тянулись к знаниям, каждое утро с 1962 года в школе проводились линейки где хвалил или ругали учеников за различные поступки. Справляли праздники, ходили на экскурсии в лес, устраивали лыжные походы зимой, осенью помогали колхозу в сборе урожая, проводились летние и зимнее зарницы, отличившиеся отличники ездили в Артек или в Крым.
Глава 3. Результат работы.
Наше исследование проходило в с. Пустынь Арзамасского р-на., в ноябре 2018 г. Нам удалось восстановить историю образовательных учреждений в селе с 1925 по 1970 г., выяснить условия в которых проходило обучение, по возможности удалось восстановить имена участников тех событий (учеников и учителей). Также мы попытались осветить историю ученичества и учительства одного из очевидцев, прожившего те года в с. Пустынь, и связавшего с ним свою жизнь, Нечаевой Лидии Васильевны.
В результате нам удалось восстановить место расположения первого образовательного учреждения - церковно – приходской школы, которая проработала до 1928 года. Там было 2 класса обучения, в 2-е смены, обучали: письму, чтению, счету и заучиванию молитв. С 1928 года начала функционировать новая деревянная семилетняя школа, до пожара 1940 года. Школа выполняла 2-е функции: образовательного учреждения днем и клубного досугового заведения вечером. Простояла на 2-й улице до летнего пожара 1940 года. Обучение в пустыни продолжалось до 1944 г. В основном дети обучались на биостанции и в частных домах. В 1945 г. школы не было, её начали строить после пожара в 1940 г., закончили строительство только в 1946 г. После постройки образование продолжилось, школа оставалась семилетней. К ней был дополнительно построен пристрой. Новою каменную школу начали строить в 1964 г., планировалось поставить двухэтажную школу. Закончили строительство и сдали в эксплуатацию одноэтажную каменную школу в 1968 г., школа на тот момент стала восьмилетней. В Этой школе и по сегодняшний день проходит обучение. (хронологию расположения школ см. Приложение 1).
Удалось восстановить учителей и директоров, работавших в селе:
Директором школы в 1961 г. был Посохов Федор Яковлевич, после Серафима Георгиевна Белякова. Галынин Владимир Семенович с 1962 -1970 г., именно при нем началась строится в 1964 году новая каменная школа, после снова Серафима Георгиевна Белякова. В начальных классах работали Зотова Ирина Ивановна, Тарутина Наталия Николаевна, Кузьминова Алла Константиновна, Рубцова Любовь Леонидовна, Веренцова Анастасия Григорьевна, Чечёва Елена Васильевна. Наполняемость классов была большая, в 1 классе было по 25 – 30 человек. В старших классах работали:
Математик – Крылова К. Ф., Бакашова Ю. И.
Биология – Летенева Л. А., Смирнова Л.
Русский язык – Гриняева Л. А., Рубцова Л. Л.
История, география – Белякова С. Г.
Биология – Бойко Е. П.
Физическая культура – Беляков А. А., Турутин А. А., Смирнов А. Н.
Список учеников 1 – го класса 1940 г. (см. в Приложение 2)
Детей в школе обучалось много по 30 или 40 человек в классе. Тяга к знаниям была сильной. В военное и послевоенное время материальное положение у людей было плачевным, приходилось очень тяжело, а если учитывать пожар 1940 г. перед Великой отечественной войной, многие семьи не успев восстановить хозяйство лишились мужчин, их положение моно назвать катастрофическим. Тем, кому приходилось очень тяжело односельчане шли на выручку.
Вывод.
Исследуя историю образования в с. Пустынь, выбранного временного промежутка 1925-1970 г. Мы натолкнулись на главную проблему, это отсутствие каких-либо письменных источников, они были уничтожены летним пожаром 1940 г., последующие военные года усугубили ситуацию. Единственными источником информации остались живые свидетели выбранного периода. В основном вся информация, полученная нами, основывается на рассказах очевидцев и участников тех событий. Было сложно восстановить хронологию учебных заведений. Изучив все показания свидетелей нам удалось составить общую картину хронологии и событий, достаточно точно. Но однозначно заявлять, что нам удалось достоверно исследовать историю выбранной темы мы не можем, учитывая возраст и человеческий фактор очевидцев.
Мы смогли восстановить основную цепочку событий и личностей, завершить работу, восстановив все факта и личности более точно нам ещё предстоит.
Основываясь на вышесказанном, мы можем заключить следующее. Нам удалось исследовать выбранные период. По большей части нам удалось и найти ответы на поставленные задачи, таким образом раскрыв содержание темы. Но работа по дальнейшему, более полному и глубокому исследованию ещё предстоит.
Список литературы:
Крестьянская летопись Нижегородского края, Край мой Арзамас, Москва 1995 г.
2)Нижегородский край факты, события, люди Н.Новгород 1994 г.
3) Нижегородский край в документах, рассказах, цифрах, мнениях. Хрестоматия. Москва 1992 г.
4) А. И. Тюрина, Л. А. Чемоданов История горьковской области. Горький Волго – Вятское издательство 1981 г.
Приложение №1
Карта хронологического расположения образовательных учреждений с. Пустынь 1925 – 1970 г.
Приложение №2 Список детей 1940 года 1 класса (одноклассников Нечаевой Лиды Васильевны)
Приложение №3 Фотография каменной школы в 70-х годах.