СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одежды и текстильных материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра состоит из шести увлекательных конкурсов

Просмотр содержимого документа
«История одежды и текстильных материалов»

Дата проведения:12.02.

Урок 19. История одежды и текстильных материалов

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен;

научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции

Метапредметные:

познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения;

регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;

коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе

Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей натурального
и искусственного происхождения; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности
обучающегося

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

– Тема урока «История одежды и текстильных материалов».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде.

– Почему нельзя прожить без одежды?

– Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»?

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.


Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.





– Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно строить речевое высказывание

Ход занятия

1.Оргмомент.

2.Определение темы.

Ребята, прежде чем начать занятие мы немного поиграем, будем отгадывать загадки, а отгадав их – узнаем тему нашего занятия.

Загадки:

  • Ношу на голове поля, но это вовсе не Земля (Шляпа)

  • По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (Штаны)

  • Днём обручем, ночью змеёй (Пояс)

  • Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью под кроватью (Ботинки)

  • Разошлись мальчики в тёмные чуланчики. Каждый мальчик – в свой чуланчик (Перчатки)

  • Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (Шарф)

  • Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился (Варежки)

  • Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка (Шуба)

3.История.

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества, 40 тысяч лет тому назад.

Одежда не только защищала тело человека от холода, жары, дождя и ветра, но и выполняла эстетическую функцию – украшала его.

Древние люди с практической целью защиты от укусов насекомых и непогоды обмазывали своё тело глиной, сырой землёй и жиром. Затем к этим смазкам добавляли растительные краски – охру, сажу, хну, известь. Со временем непрочная краска сменялась татуировкой. Окраска тела и татуировки были первыми предвестниками одежды. А в последствие рисунок татуировки переносился на одежду, так появилась одежда с орнаментом.

Первую одежду человек находил для себя в окружающей природе. Он использовал: перья птиц, листья растений, шкуры животных, вешал себе на шею, нанизанные на нитку бусы и камни.

Для древнего человека одежда иногда имела магические свойства. Например, заворачиваясь в шкуру определённого животного, он хотел отогнать злых духов. Во время ледникового периода человеку приходилось носить меха животных, чтобы не замёрзнуть.

Шкуру животного человек сначала просто накидывал на себя, протыкал в ней дырки и связывал. Затем из рыбьей кости изобрели первую иглу. Она стала главным инструментом для шитья одежды.

Позднее человек научился скручивать шерсть, делать длинные нити. Древние египтяне ткали лёгкую материю из шёлка, льна и хлопка.

Когда люди научились делать ткани – это был самый важный момент в истории одежды. Большое значение стали придавать облику одежды, красоте её линий и оттенков, сочетаниям разных тканей.

По тканям, их окраске, покрою одежды мы можем угадать черты времени, образ жизни, профессию, страну, в которой жили люди.

Приложение №1

Отправимся на карнавал. Мы увидим костюмы различных эпох. Каждое платье, пояс и даже зонтик расскажут нам о своём времени не меньше чем картина, здание или книга.

По платью легко различить профессию горожан. Английские врачи носили тёмно-синие цвета, судьи носили специальные мантии и шапки. Ремесленников легко можно узнать по кожаным кошелькам, поясам и ножам, отделанным серебром.

Французам всегда было свойственно чувство изящества. На них все смотрят, они законодатели моды. Шуршит шелками и бархатом пышный французский двор – политический и культурный центр Европы. А это кто дерётся на шпагах? Это же знаменитые своей незабываемой одеждой мушкетёры. Вот ещё группа, поражающая роскошью и великолепием одежды. Это владыки мира – цари, фараоны, императоры, служители бога – оберегают свои права даже в одежде. Тогу драгоценного пурпурного цвета мог носить только римский император. Английский король имеет право на семь цветов в своей одежде, а простолюдины – на один. Среди этой группы есть леопардовые накидки египетских жрецов, шёлковые фиолетовые сутаны католических священников.

Но вот меняется облик одежды, исчезает пестрота и сложность фасонов. Да это и понятно: в автомобиль и трамвай в платье со шлейфом не сядешь. Одежда по цвету и покрою становится одинаковой для всех слоёв населения, для всех стран мира, только мода меняет отдельные её детали. Но и сейчас кое-где сохраняются в одежде людей национальные черты, связанные со вкусом, модой, привычками, климатом и профессиональными потребностями людей.

4. Игра.

Игра состоит шести конкурсов. Дети делятся на две команды и каждая команда придумывает себе название. Например, мушкетёры и амазонки.

Конкурс №1

У детей на столах есть бумажные куколки и фрагменты одежды. Учитель даёт задание: представьте, что вы руководитель экспедиции – первая команда - на Северный Полюс, вторая – в пустыню Сахара. В какую одежду должны быть одеты члены экспедиции?

Приложение №2.

Конкурс №2

Детям обоих команд предлагается найти лишнее слово из ряда предложенных.

  • Брюки, свитер, платье, сапоги

  • Шляпа, панама, берет, шарф

  • Галстук, пояс, шарф, пуговицы

  • Брюки, галстук, пиджак, купальник

Конкурс №3

Задание с бумажными куклами. Учитель предлагает первой команде одеть мужчину, а второй – женщину на карнавал в стиле эпохи Средневековья.

Конкурс №4

Для каждой команды отдельно предлагаются изображения людей, одетых в разную одежду. Задание: по внешнему виду одежды определи профессию.

Приложение №3

Конкурс №5

Детям обоих команд предлагается придумать как можно больше различных предметов одежды из животных.

Конкурс №6

Детям обоих команд предлагается ответить на вопрос:



Спортивная одежда – это… Маскарадная одежда – это…

Домашняя одежда – это… Детская одежда – это…

Школьная одежда – это… Опрятная одежда – это…

По итогам всех конкурсов объявляется команда – победитель.



5. Итог: В течение всего занятия ребята проявляли интерес к новому материалу. Активно участвовали в конкурсах, проявляли свою фантазию и находчивость.

6. Рефлексия: Ребята, как вы думаете, для чего же нам нужна одежда? По одному предложению отвечает каждый ребёнок. Мне бы хотелось, чтобы вы полученные сегодня знания, применяли в жизни. Мне было приятно с вами работать. Вы молодцы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя