СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одного экспоната

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о судьбе педагога С.П.Редозубова через один музейный экспонат - его свидетельство об окончании церковно-приходской школы

Просмотр содержимого документа
«История одного экспоната»

12


ЦДЮТЭ Нижегородской области

Областной конкурс музеев ОО – 2019






Выставка одного экспоната







Один день из жизни дореволюционной

церковно-приходской школы








Музей МАОУ СШ № 4 г.Бор,

руководитель

Добролюбова Людмила Моисеевна,

учитель истории и обществознания, музееведения












г.Бор

2019




Цель: познакомить учащихся с образовательным учреждением дореволюционного Бора – мужской церковно-приходской школой, ввести в образовательную среду, дать возможность ощутить себя в прошлом, т.е. реконструировать события на примере интерактивной выставки одного экспоната.


Целевая аудитория: учащиеся 4-11 классов.


Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Презентация выставки

Листы активности индивидуальные

Листы рефлексии

Заготовки для перочисток: ткань, нитки, иголки, пуговицы


Особенности экскурсии по выставке /музейного занятия

Проводится в классной комнате или музее за столами, т.к. дети выполняют задания на Листе активности и изготавливают перочистку.

Занятие проводится с учетом возраста или с одним классным коллективом, или одной подгруппой класса (15 человек).


План интерактивной экскурсии

1. История экспоната

2. С.П.Редозубов – ученый-педагог

3. Из истории Борской мужской церковно-приходской школы

4. Урок русского языка

5. Урок математики

6. Изготовление перочистки

7. Список источников и литературы

8. Приложение:

- Лист активности

- Лист рефлексии.



Ожидаемые результаты:

В сфере личностных универсальных учебных действий:

- привитие учебно-познавательного интереса к краеведческой работе, как части истории России и одному из видов поисково-исследовательской работы школьников;

- развитие навыка самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- предоставление возможности реализовывать полученные знания для дальнейшей социализации, самореализации, и самоопределения личности;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к традициям и обычаям прошлого, осознание системы общечеловеческих ценностей.


В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими; -

- планировать свои действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.


В сфере познавательных универсальных учебных действий:

- различать музейные предметы, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения по теме.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- накопление опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничество и оказание взаимопомощи, формирование умения доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.




Текст экскурсии


слайд

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Действия учителя

Действия учащихся


Добрый день, дорогие друзья. Сегодня нас ожидает новая встреча с одним из экспонатов нашего школьного музея. А что это за экспонат, вы догадаетесь сами.

Представьте: конец учебного года. На заключительной линейке вашим одноклассникам вручают грамоты, дипломы. Вы же отличник учебы. Какая награда ожидает тех, кто закончил очередной класс на одни «5»?









Ответы детей.

2.

Верно, похвальный лист. Сегодня мы познакомимся с похвальным листом дореволюционной школы, и, как принято в музее, внимательно рассмотрим наш единственный экспонат. О чем расскажет нам этот похвальный лист?

Учащиеся отвечают: кому выдан, когда, в каком учебном заведении.


А что еще вы хотите узнать?

Как сложилась жизнь Сергея Редозубова?


Но прежде, чем продолжить наш разговор, история экспоната. Похвальный лист появился в школьном музее в 1999 году от племянницы Сергея Поликарповича, учителя начальных классов нашей школы Фаины Васильевны Мясниковой. Сергей Поликарпович не раз бывал в нашей школе, Фаина Васильевна и ее коллеги апробировали методики С.П.Редозубова. Среди вещей, переданных в музей, фотографии, пособия, написанные Сергеем Поликарповичем, и этот похвальный лист.


3.

С.П.Редозубов, уроженец с.Бор Семеновского уезда Нижегородской губернии, известный не только в нашем городе, но и в стране человек

Московский ученый, сотрудник Московского института усовершенствования учителей, старший научный сотрудник Академии педагогических наук, главный редактор главного педагогического издательства страны «Учпедгиз», автор букварей для первоклассников, разработчик системы обучения грамоте «шестилеток» - детей с 6 лет в подготовительных классах, свое образование начинал с церковно-приходской школы.



4.

Вот так выглядела церковно-приходская школа


5.

А это класс Сергея Редозубова.

Давайте перенесемся на 117 лет тому назад и проживем один день в Борской церковно-приходской школе. Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?



Ответы детей.

6.

Правильно, начнем с расписания уроков.

Какие уроки были и у вас? Какие необычные уроки были у Сережи Редозубова?

Ответы детей.

7.

Закон Божий был основным уроком в церковно-приходской школе и вел его священник соседнего храма – Знамения Пресвятой Богородицы о. Николай Беляев. Урок Закона Божьего занимал в программе церковно-приходских школ особое место. Согласно «Правилам о церковно-приходских школах» «приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к Церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся».

Как вы понимаете эти слова?













Ответы детей

7.

Церковное пение у Сережи вел брат о.Николая Валериан Васильевич Беляев, регент хора Знаменской церкви.


8.

Урок русского языка проведем по пособию Николая Яковлевича Некрасова «Практический курс правописания». Училищным Советом при Святейшем Синоде оно было «одобрено для употребления в церковно-приходских школах в качестве учебного руководства». Предлагаю выполнить задание из данного пособия.











9.

Возьмите Лист активности и приступайте.


Дети рассматривают задание на Листе активности.

10.

Затрудняетесь? До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас.



11.

И звук «и» на письме обозначался 3 буквами – иже, и десятеричное и ижица. И на каждую букву было свое правило.


12.

Буква І употреблялась перед гласными (в том числе и перед «е» («ё»), «ѣ», «ю», «я») и перед «й» (которая считалась гласной), а также в слове «міръ» со значением «вселенная», для отличия от слова «миръ» — покой, тишина.

Исключения составляли только сложные слова, первая часть которых оканчивалась на «и»: «пятиаршинный», «семиэтажный», «восьмиугольникъ», «наиужаснѣйшій», «ниоткуда» и т. п.

Буква ижица официально употреблялась лишь в слове миро.

Давайте еще раз попробуем выполнить это задание.


Дети знакомятся с правилами дореволюционной орфографии.










Дети выполняют задание.


13.

Учитель предлагает провести проверку в парах.

Демонстрация правильных ответов, критерии оценивания.

Взаимопроверка в паре.

Самостоятельное выставление оценок.


Молодцы! Справились, а в качестве подарка послушайте дореволюционное стихотворение, которое сохранила в памяти из своего детства моя бабушка, борчанка Зинаида Павловна Драницына (1913-1996 гг.):

Наша бабушка Аксинья

Собралась ужо постить:

лук зеленый для ботвиньи

Стала в ящике растить.

Запасла селедок бочку,

Меду, клюквенного сочку,

Пуд изюма и задумывает думу:

Где бы ей достать лосося

Да налимов для ухи,

Да вязины три полоски

Да побольше груш сухих.

Длинный пост семинедельный,

семь раз будет понедельник,

Столько ж пятница, среда,

коль запасу нет – беда.

Масла постного ни фунта,

Как ни плюньте, как ни дуньте,

Всюду масло льют да льют -

Надо будет целый пуд.

Надо взять стешков копченых,

Да мешок грибов сушеных,

Для оладьев куль муки –

Любят тесто старики».

«Слушай, бабушка Аксинья,

Ты не слишком ли толста

Будешь с этого поста?»

«Ах, внучок ты греховодник,

Что я кушала сегодня?

Подушицы, балычку,

Да икорки да лучку.

С самой масленной недели

Я коплю окорока,

Куры яиц насидели

Сотни три, наверняка.

У коровушки Буренки

Возьму творогу-сметанки,

Напеку я куличей, кулебяк и калачей.

Всю едой займу посуду,

То- то розговенье будет!

А тебе на Красной горке

Подарю бутыль касторки».



14.

А сейчас настало время арифметики.

По арифметике от выпускников требовалось знание четырех действий над целыми числами и умение приложить это знание на практике, т.е. в решении несложных задач. Также учащиеся должны были иметь четкое представление о системе мер «длины, веса, времени, сыпучих и жидких тел и монет».

Сегодня на уроке мы будем решать задачу, которую ученики 3 класса решали на контрольной за курс школы.

Берем Лист активности и читаем.


Какие слова вам не понятны?

Учитель объясняет и делает записи на доске.

Учитель предлагает провести проверку в парах и уточняет ответ.












Ученик читает задачу.

Дети отвечают: пуд, фунт.


Дети решают задачу из Листа активности.

Взаимопроверка в парах.

15.

Проверка решения задачи

Начнем работу со старинных мер веса. Пуд это 16 кг, фунт – 400 граммов, значит, в пуде 40 фунтов. Сосчитаем, сколько мастер заплатил за 5 пудов 20 фунтов меди.

10 руб. 80 коп. х 5=54 рубля – заплатил мастер за 5 пудов меди.

20 фунтов – это полпуда, значит, мастер заплатил за 20 фунтов:

10 руб.80 коп.:2 = 5 руб. 40 коп.

54 руб. + 5 руб. 40 коп. = 59 руб. 40 коп. – заплатил мастер за всю медь. Переведем для удобства исчисления медь в фунты:

5 пудов 20 фунтов = 220 фунтов.

Высчитаем, сколько котлов сделал мастер:

220:22= 10 котлов.

Сосчитаем, сколько денег он выручил за эти котлы:

8 руб. 80 коп. х 10 = 88 руб.

Ответим на главный вопрос задачи: Сколько мастер получил за работу своих котлов?

88 руб. – 59 руб. 40 коп. = 28 руб. 60 коп.

Ответ: 28 рублей 60 копеек.



16.

Как вы думаете, а чем писали ученики дореволюционных школ на уроках?

Показ ручки вставочки и чернильницы. На специальном уроке чистописания учились писать красиво и без помарок. Писали с нажимом, почерк вырабатывался красивый.


Ответы детей.


16.

Наш следующий урок будет не чистописание, но для чистописания. У каждого ученика, писавшего перьевой ручкой, был специальный предмет для очистки пера. Он назывался перочистка. Делали его сами. Вот и мы сделаем себе такую перочистку.

Показ самодельной перочистки.

Дети получают исходные материалы, знакомятся с правилами безопасности и изготавливают перочистку. Учащиеся помогают одноклассникам справиться с заданием.


Вот и закончился один день в церковно-приходской школе. Вместе с Сережей Редозубовым мы побывали на нескольких уроках. Все уроки проведены на подлинных дореволюционных материалах.

Что общего в вашей школьной жизни и школьной жизни Сережи Редозубова?







Ответы детей.



Легко вам было?

Оцените себя и наше занятие по Листу рефлексии.

1 вариант:

Для младшего школьного возраста (4-6 класс) можно предложить вариант со стикерами и одним Листом рефлексии на доске.

У вас у каждого на столе лежат стикеры. Возьмите и приклейте свой стикер к тому смайлу, который ты выбрал.

2 вариант:

Для 7-11 классов использовать Лист рефлексии с краткими записями.


Ответы детей. Рефлексия.

17.

Борская мужская церковно-приходская школа стала первой и серьезной ступенькой в его образовании. После церковно-приходской школы Сергей окончил земское училище, Нижегородскую гимназию, где он, как отличник, учился за казенный счет. В 1911- 1914 г.г. он учился в Московском учительском институте. Он посвятил свою жизнь педагогике, был учителем, сам учил учителей, писал учебники, разрабатывал новые педагогические системы обучения.

Можно считать, что Сережа Редозубов оправдал ожидания своих учителей.





Источники и литература по теме


  1. Будина Л. Из истории школ на Бору //Сталинец, 11 мая 1949 г.

  2. Борское образование: факты, события, судьбы. / Редактор-составитель Добролюбова Л.М. – Бор, 2010

  3. Воловский А.С. Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах конца 19-начала 20 вв. (по материалам Тульской и Калужской губерний), http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-vospitatelnogo-protsessa-v-tserkovno-prihodskih-shkolah-kontsa-xix-nachala-xx-vekov-po-materialam-tulskoy-i (дата обращения 26.09.2018)

  4. Добролюбова Л.М. Автор главной книги первоклассников. - Жизнь замечательных земляков. Выпуск 1. - Бор, 2013, с.369-371.

  5. Добролюбова Л.М. Церковная летопись Знаменской церкви с.Бор: возвращение истории. – Бор, 2012

  6. Из "Отчета Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты во Владикавказской епархии за 1893-1894-й учебный год." -http://времяверить.рф/forums/index.php?/topic/14 (дата обращения 26.09.2018)

  7. Некрасов Н.Я.Практический курс правописания с материалом для упражнений в изложении мыслей. Руководство для учащихся в начальных училищах в двух выпусках. Выпуск 1. - Петроград, 1916

  8. Преображенская церковно-приходская школа Николая Львовича Родионова -http://irkipedia.ru/content/preobrazhenskaya_cerkovno_prihodskaya_shkola_nikolaya_lvovicha_rodionova (дата обращения: 26.09.18). 

  9. Русская дореволюционная орфографии - http://redkayakniga.ru/yazikoznanie/doreformennayaorfografiya.shtmlhttp://redkayakniga.ru/yazikoznanie/doreformennayaorfografiya.shtml (дата обращения 5.01.2019)

  10. Фонды музея МАОУ СШ № 4 г.Бор

  11. Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г. Правила о церковно-приходских школах (1884). - http://www.detskiysad.ru/raznlit/istped.html (дата обращения 5.01.2019)

  12. Церковная летопись Знаменской церкви с.Бор Семеновского уезда. – ЦАНО Ф.570 О.559 Д.45 Л.1-41.















Приложение 1. Лист активности


ЛИСТ АКТИВНОСТИ

ФИ, класс__________________________________________


Урок русского языка

Задание 1.





Урок математики

Задание 1.

«Мастер купил 5 пудов 20 фунтов меди и за каждый пуд заплатил 10 рублей 80 копеек. Из всей меди он сделал котлы весом каждый 22 фунта. Сколько мастер получил за работу своих котлов, если каждый продавал по 8 рублей 80 копеек?»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________







Приложение 2. Лист рефлексии