СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История педагогической мысли

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "История педагогической мысли"

Просмотр содержимого документа
«История педагогической мысли»

Этапы развития:

1 – эмпирический (с древнейших времен до XVII века)

2 – концептуальный (конец XVII – начало XX века)

3 – системный (с начала XX века)



История педагогической мысли (зарубеж)

Имена

Идеи

Конфуций

551 -479 до.н.э

Цель воспитания по Конфуцию – укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизация отношений. Нужно, учил К., жить в согласии с принципами Порядка и Середины. Оказавший Огромное воздействие на развитие педагогической мысли, науки, образования. В основанной им школе использовал диалоги, классификацию, сравнение фактов и явлений, подража­ние образцам

Демокрит

460 – 370 до н.э.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

Сократ,

469 – 399 до н.э.

Платон,

427 – 347 до н.э.

 Аристотель

384 – 322 до н.э.

Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага. Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика». Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.

Марк Квинтилиан

35 – 96

Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

Тертуллиан,

160 – 222

Августин,

354 – 430

Аквинат

1225 – 1274

Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии.

Эразм Роттердамский, 1466 – 1536

Витторино де Фельтрэ,

1378 – 1446

Франсуа Рабле, 1494 – 1553

Мишель Монтень

1533 – 1592

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.

Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.

Томмазо Кампанелла,

Томас Мор

Томас Мор в своей знаменитой «Золотой книжке», столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (1516) первым из европейских мыслителей высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности для процветания человеческого сообщества и об обязательном для всех граждан участии в производительном труде. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. «У всех мужчин и женщин,— писал Т. Мор, есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают». Характерно, что от обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу

Я.А. Коменский

1592 – 1670

Отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»

Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.

Джон Локк

1632 – 1704

В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Ж.Ж. Руссо

1712 – 1778

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Иммануил Кант (1724 - 1804)

Кант расценивал воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание". Кант рассматривал воспитание как «величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством», поскольку "в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы".

Родители и правители портят детей. Первые думают лишь о том, чтобы их отпрыски хорошо устроились в жизни, вторым нужны орудия господства. И те и другие воспитывают, исходя из существующего порядка вещей. Но истинное воспитание должно готовить людей к будущему, лучшему состоянию всего человечества.

Человека можно либо дрессировать, либо просвещать. Главная цель воспитания – научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя и стать моральным. Прежде и превыше всего – дисциплина, ее отсутствие превращает человека в дикаря; можно обучить любым навыкам, но искоренить дикость, возместить отсутствие дисциплины невозможно. Самая трудная ступень – последняя. Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизации, но до моральности нам далеко. 

Вообще ребенок по возможности должен быть предоставлен самому себе. Но так, чтобы при этом не страдала дисциплина. Волю детей ломать не следует, ее надо направлять таким образом, чтобы она уступала естественным препятствиям.

Иоганн Генрих Песталоцци

1746 – 1827

Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

И.Г. Фихте

1762-1814

Наукоучение – стремления и потребности человека как необходимые предпосылки воспитания

Возвышение человека от этапа спонтанных чувственных влечений до свободы и есть процесс нравственного воспитания. Без нравственного воспитания невозможно осуществление назначения человека как человека, назначения ученого и назначения художника.

Между тем конечная цель воспитания – дать человеку реализовать свое назначение. Стало быть, без нравственного выковывания личности цель воспитания недостижима.

Центральным понятием своей этики, как и учения о воспитании, Фихте сделал понятие свободы. Нравственный закон Фихте требует в каждом человеке видеть свободное существо, т.е. к каждому без исключения относиться как к цели, а не как к средству.

Воспитание требует полной реформы и притом в двух направлениях: в объеме и содержании. Объем – национальный, народный (предвосхищение дистервеговского принципа культуросообразного воспитания), содержание же – средство действительного формирования человеческой личности.

Первая и главная часть нового воспитания состоит в руководстве ребенком при самостоятельном уяснении им своих ощущений, потом – наблюдений и при формировании телесной ловкости. Следующая, вторая часть национального воспитания, надстраивающаяся над первой, – нравственное воспитание.

Г.В. Гегель (1770-1831)

Содержание системы Гегеля предстает, во-первых, как основоположение педагогики (философия воспитания), во-вторых, как содержание образования, в-третьих, как теория формирования личности (диалектически связанная с развитием человечества в целом). В системе Гегеля содержится и нормативная педагогика: рекомендации по обучению и воспитанию. 

Социально-историческое и сообразное природе стихийное формирование личности недостаточно для полного очеловечения человека. Необходимо воспитание — специальное развитие, культивирование способностей. Гегель провозглашает право на воспитание правом человека, столь же основополагающим, как и право на жизнь. Одновременно воспитание - необходимость и для государства, так как определяет собой будущую деятельность, все поведение взрослого человека.

Среди культивируемых воспитанием способностей есть две, по Гегелю, важнейшие: нравственность и разум. 

Задача воспитателя в том, чтобы пробудить к жизни самостоятельный разум учеников и их нравственность. Нравственность способна уберечь разум от ошибок. Поэтому нельзя сформировать интеллект без формирования направляющих его на путь истины добра, нравственности. Серьезной опасностью Гегель считал вербализм: знание слов, а не вещей; отсутствие настоящего знания и серьезных мыслей, скрываемое мишурой «научных» терминов.

Для преодоления указанного порока он предлагал заменить схоластическое, книжное учение изучением жизни, связывать всякое обучение и воспитание с приобретением личного опыта, культивировать в учащихся вопросы как? где? почему?, ставя в пример древних греков (Сократ) и римлян. В этом Гегель видел залог формирования самостоятельной умственной и нравственной силы у воспитуемых.

Роберт Оуэн

1771-1858

В его социально-педагогических экспериментах улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу. Всю эту систему воспитательных учреждений назвал «Новым институтом для образования человеческого характера». Здесь же читались лекции для взрослых, проводились различные культурные мероприятия.

И.Ф. Гербарт

1776 – 1841

«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

А. Дистервег

1790 – 1886

Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

К. Маркс

1818 - 1883

Вопросы воспитания у Маркса были неразрывно связаны с революционной борьбой пролетариата за уничтожение эксплуатации и классового общества, с борьбой за коммунизм. Со времени возникновения классового общества эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего господства.

Воспитание, которое будет осуществляться после пролетарской революции в новых социальных условиях и основываться на самой передовой научной теории, станет играть большую роль в строительстве социализма. Его задачей станет формирование новых людей, которые будут подготовлены к жизни и активной деятельности в социалистическом обществе.

Вместе с уничтожением капиталистического строя, частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком создадутся все условия для всестороннего развития личности. При разумных общественных отношениях в этом будет заинтересовано все общество и каждый индивид. При социализме люди будут «совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности».  Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих:  политехническое - получение молодежью знаний об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами.

Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Новыми элементами пролетарской морали должны стать: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Карл Шмидт

1819-1864

Выдвинул мысль, что основой педагогики должна быть антропология

Герберт Спенсер

1820-1903

Основоположник соц. педагогики Целью социального воспитания является - «жить полной жизнью»

1.Индивидуальная сфера (Я - личность)

2. Семейная сфера (Я – семьянин)

3.Социальная (Я – профессионал, гражданин)

Георг Кершенштейнер

1854-1932

Новая народная школа, должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать - также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности

Пауль Наторп

1854 – 1924

Основоположник теории социальной педагогики

Рассматривал школу как важнейший инструмент со­циализации. Процесс воспитания начинается с воспитания воли.

Д. Дьюи,

1859 – 1952

Э. Торндайк

1874 – 1949

Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был разработан метод учения посредством делания.

Торндайк – один из создателей экспериментальной педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его поведения.

Вельгельм Август Лай

1862-1926

Считал, что в основе детских поступков ле­жат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Созда­тель «школы действия». Теория «Школа жизни».

Рудольф Штейнер

1862-1925

Филосов разработал концепцию трех членного общества «Антропологическую соц.воспитания» в трех сферах:

Свобода 1. Духовная нравственность

Равенство 2. Полит.- прав.

Братство 3. Экономическая

Мейман Эрнст

1862-1915

Основатель экспериментальной педагогики, один из первых авто­ров работ, посвященных психологии ребенка

Мария Монтессори

1870- 1952

Открывает первый «Дом ребенка»

Метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Разработала интересный дидакти­ческий материал для занятия детей.

Создала специальную методику воспитание детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики:

  • Первая стадия детства (0-6лет);

  • Вторая стадия детства (6-12 лет);

  • Юность (12-18 лет);

Взросление (18-24 года).

Альберт Швейцер

1875–1965

Основной принцип этического учения – принцип нравственности.

Благоговение перед жизнью - принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью

Януш Корчаг

1878-1942

Руководил «домом сирот», воспитание личности

Эрих Зелигманн Фромм

1900-1980

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его - продукт культуры». Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие.

Селестен

Френе

1896-1966

Разработал педагогическую технологию, состоявшую из разных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы.

Карл Рэнсом Роджерс

1902–1987

Гуманистическая Теория Личности

Абрал

Маслоу

1908- 1970

Создатель теории самоактулизации.

Самоактулизация основана на иррархии.



История педагогической мысли (Россия)

Кирилл Туровский (ок. 1130 - ок. 1182)

Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога.

Владимир Мономах (1053-1125)

«Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.

Иван Федоров (1510-1583)

Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.

на все руки мастер – он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру – дальнюю предшественницу «катюш».

Ф. М. Ртищев (1626-1673)

в Москве во 2-й пол XVII в. создаются ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ - учебные заведения повышенного типа, по инициативе правительства, церкви и частных лиц (школа боярина Ф. М Ртищева 1649 в Андреевском монастыре. Количество уч-ся колебалось от 20 до 200. Преподавателями были гл. обр. священники и монахи. В школах обучали греческому, латинскому и церковнославянскому языкам (чтение письмо, грамматика), риторике и философии. Сведений о содержании и методах обучения и объёме преподавания в этих школах до нас не дошло.

Епифаний Славинецкий (1600 - 19 ноября 1675, Москва)

Начинают открываться частные школы с Греко-латинским образованием. Ф. М. Ртищев открыл училище при Андреевском монастыре, руководителем которого стал Е. Славинецкий, он один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Е. Славинецкий считал, что основное назначение игры - создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Е. Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, поднесения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей

Симеон Полоцкий

(1629 - 1680)

Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии.. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.

Он оказал влияние на московскую жизнь. Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокоиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Симеона делало его неуязвимым

Василий Бурцев (г. рождения неизвестен - умер после 1648 года

Первое московское пособие для обучения грамоте - Азбука (букварь) Василия Бурцова (1634). Среди изданным им книг его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера. В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Есть и алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания. Есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных, и даже сказание Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. И все же это не простая перепечатка. Это творчески переработанное пособие с усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой любовью к его внешнему виду. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени

И. И. Бецкой

1704-1795

Организатор воспитательных домов, Смоль­ного института благородных девиц.

Стремился создать «но­вую породу людей», способных гуманно обращаться с крестьянами

В.Г. Белинский, 1811 – 1848

А.И. Герцен,

1812 – 1870

Н.А. Добролюбов, 1836 – 1861

Н.Г. Чернышевский

1828 – 1889

Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.

Л.Н. Толстой, 1828 – 1910

 Н.И. Пирогов

1810 – 1881

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

К.Д. Ушинский

1824 – 1871

Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Н. Ф. Бунаков (1837 -  1904)

требовал создания единой школьной системы, доступной для всех слоёв народа. Первым шагом к этому считал преобразование начальной школы в шестилетнюю и уравнение её курса с курсом городских училищ. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. В написанных им работах он разрабатывал такие дидактические проблемы как цель и задачи обучения, сущность педагогического процесса, содержание учебного курса, методы обучения, школьная дисциплина и др. Главную цель обучения К. видел в саморазвитии личности школьника. Он рекомендовал использовать методы и приёмы, которые не только облегчают учащимся процесс познания, но и стимулируют их активность и самодеятельность. Являясь сторонником развивающего обучения, К. решительно высказывался против перегрузки школьных программ учебным материалом. Он указывал на необходимость предоставления учащимся старшего возраста свободного времени и создания условий для самостоятельных занятий любимыми предметами, любимым делом. К. выступал за введение факультативных предметов (для учащихся 11-14 лет) и фуркации на старшей ступени среднего образования

П. Ф. Лесгафт

1837 -1909

Он был организатором широкого педагогического движения за введение теории физического воспитания в школах и детских учреждениях.

В. П. Вахтеров

1853-1924

Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопреде­ленный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для раз­вития теории начального обучения.

К. Н. Вентцель

1857-1947

Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения).

Н.К. Крупская

1869 – 1939

Она являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке

С.Т. Шацкий

1878 – 1934

Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

В. В. Зеньковский

1881-1962

Признавал пра­во ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторон­ником свободного воспитания

В. Н.

Сорока-Росинский

1882-1960

Внесший существенный вклад в теорию и практику воспитания трудных детей


П.П. Блонский

1884 – 1941

Он стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира

Макаренко А.С.

1888 – 1939

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

В.А. Сухомлинский

1918 – 1970

Занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».