СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История происхождения славянских азбук

Нажмите, чтобы узнать подробности

История происхождения славянских азбук до сих пор ставит множество вопросов перед специалистами разных областей науки. Какая азбука древнее: глаголица или кириллица? Почему кириллица названа в честь человека, который ее не создавал? Была ли у славянских народов своя письменность до того, как появились азбуки? Эти и другие проблемные вопросы определили тему моей работы: «Кириллица и глаголица: происхождение славянских азбук, их графическое и фонетическое своеобразие».

Просмотр содержимого документа
«История происхождения славянских азбук»



История происхождения славянских азбук

Введение.

История происхождения славянских азбук до сих пор ставит множество вопросов перед специалистами разных областей науки. Какая азбука древнее: глаголица или кириллица? Почему кириллица названа в честь человека, который ее не создавал? Была ли у славянских народов своя письменность до того, как появились азбуки? Эти и другие проблемные вопросы определили тему моей работы: «Кириллица и глаголица: происхождение славянских азбук, их графическое и фонетическое своеобразие».

Актуальность моей работы очевидна для любого носителя русского языка. Язык – это развивающееся явление. Он формируется временем и изменяется во времени. Современный русский язык – это совсем не тот набор звуков и букв, который был много веков назад. Для носителя языка всегда важно, а что было в начале? Как появился твой родной язык? Отвечая на эти вопросы, человек познает историю, культуру и духовную основу жизни своего народа. Без этого нельзя существовать. Это все равно, что дереву попытаться выжить, оторвавшись от корней.

Также работа над темой поможет мне расширить свой кругозор и сформировать навыки исследовательской деятельности, необходимые каждому ученику для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Цель работы: выявить фонетические и графические особенности кириллицы и глаголицы для того, чтобы понять, как создавались славянские азбуки.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

-познакомиться с биографическими материалами о Кирилле и Мефодии;

-изучить исторические исследования, которые выявляют, какая азбука появилась первой – кириллица или глаголица;

- познакомиться с историей происхождения письменности, финикийской, греческой и славянскими азбуками;

- выявить фонетические и графические особенности славянских азбук путем сопоставления их с греческим алфавитом;

-изучить сферу употребления славянских азбук.

В своей работе я опираюсь на различные исследования и интернет-источники. Особенно подробно были изучены труды Саблиной Н. П. и Наумова С. А.

Работа носит информационно-реферативный характер. Мною были проработаны различные источники, освещающие данный вопрос, отобран и представлен материал, позволяющий раскрыть тему работы и ответить на вопросы, заявленные в формулировке проблемы.

1. Кирилл и Мефодий – просветители славян.

Подробно изучив биографию Кирилла и Мефодия (см. приложение 1) мы пришли к следующим выводам.

Выводы: Кирилл и Мефодий посвятили свою жизнь просветительской деятельности среди славян. Кириллом была придумана славянская азбука, а ученики просветителей графически изменили ее и преобразовали в кириллицу. Святыми братьями и их учениками основные богослужебные книги были переведены с греческого на славянский язык. Благодаря деятельности Кирилла и Мефодия у славян появился свой церковнославянский язык.

2. Из истории древнеславянской письменности.

Была ли у славян письменность до создания кириллицы и глаголицы? Некоторые историки считают, что славяне владели руническим письмом. В «Сказаниях о письменах черноризца Храбра» автор пишет так: «Когда славяне были язычниками, они не имели букв, но с помощью черт и рез выражали то, что хотели выразить. Или использовали «без устроения» буквы латинские или греческие». На основе этого отрывка историками было сделано предположение о том, что до Кирилла и Мефодия у славян была развита письменность, которую кирилло - мефодиевская традиция подавила. Но, если письменность была, сам собой напрашивается вопрос: где же тогда тексты? Если у народа существует развитая письменность, значит, должны быть тексты, написанные с помощью этого письма. «Велесова книга»1, которую могут указать в качестве источника праславянской письменности, не является достоверным документом. Она написана в 1 половине 20 века, и большинство ученых считают ее фальсификацией. В новгородских раскопках в докирилло-мефодиевских слоях находят орудия письма, но не находят текстов.