Просмотр содержимого документа
«История происхождения славянских азбук»
История происхождения славянских азбук
Введение.
История происхождения славянских азбук до сих пор ставит множество вопросов перед специалистами разных областей науки. Какая азбука древнее: глаголица или кириллица? Почему кириллица названа в честь человека, который ее не создавал? Была ли у славянских народов своя письменность до того, как появились азбуки? Эти и другие проблемные вопросы определили тему моей работы: «Кириллица и глаголица: происхождение славянских азбук, их графическое и фонетическое своеобразие».
Актуальность моей работы очевидна для любого носителя русского языка. Язык – это развивающееся явление. Он формируется временем и изменяется во времени. Современный русский язык – это совсем не тот набор звуков и букв, который был много веков назад. Для носителя языка всегда важно, а что было в начале? Как появился твой родной язык? Отвечая на эти вопросы, человек познает историю, культуру и духовную основу жизни своего народа. Без этого нельзя существовать. Это все равно, что дереву попытаться выжить, оторвавшись от корней.
Также работа над темой поможет мне расширить свой кругозор и сформировать навыки исследовательской деятельности, необходимые каждому ученику для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Цель работы: выявить фонетические и графические особенности кириллицы и глаголицы для того, чтобы понять, как создавались славянские азбуки.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-познакомиться с биографическими материалами о Кирилле и Мефодии;
-изучить исторические исследования, которые выявляют, какая азбука появилась первой – кириллица или глаголица;
- познакомиться с историей происхождения письменности, финикийской, греческой и славянскими азбуками;
- выявить фонетические и графические особенности славянских азбук путем сопоставления их с греческим алфавитом;
-изучить сферу употребления славянских азбук.
В своей работе я опираюсь на различные исследования и интернет-источники. Особенно подробно были изучены труды Саблиной Н. П. и Наумова С. А.
Работа носит информационно-реферативный характер. Мною были проработаны различные источники, освещающие данный вопрос, отобран и представлен материал, позволяющий раскрыть тему работы и ответить на вопросы, заявленные в формулировке проблемы.
1. Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Подробно изучив биографию Кирилла и Мефодия (см. приложение 1) мы пришли к следующим выводам.
Выводы: Кирилл и Мефодий посвятили свою жизнь просветительской деятельности среди славян. Кириллом была придумана славянская азбука, а ученики просветителей графически изменили ее и преобразовали в кириллицу. Святыми братьями и их учениками основные богослужебные книги были переведены с греческого на славянский язык. Благодаря деятельности Кирилла и Мефодия у славян появился свой церковнославянский язык.
2. Из истории древнеславянской письменности.
Была ли у славян письменность до создания кириллицы и глаголицы? Некоторые историки считают, что славяне владели руническим письмом. В «Сказаниях о письменах черноризца Храбра» автор пишет так: «Когда славяне были язычниками, они не имели букв, но с помощью черт и рез выражали то, что хотели выразить. Или использовали «без устроения» буквы латинские или греческие». На основе этого отрывка историками было сделано предположение о том, что до Кирилла и Мефодия у славян была развита письменность, которую кирилло - мефодиевская традиция подавила. Но, если письменность была, сам собой напрашивается вопрос: где же тогда тексты? Если у народа существует развитая письменность, значит, должны быть тексты, написанные с помощью этого письма. «Велесова книга»1, которую могут указать в качестве источника праславянской письменности, не является достоверным документом. Она написана в 1 половине 20 века, и большинство ученых считают ее фальсификацией. В новгородских раскопках в докирилло-мефодиевских слоях находят орудия письма, но не находят текстов.