Фото из архива ТОГБУ «ГАТО-фонд» Р-5220 опись-1, дело-23 (с помощью краеведа Бондарева М.А)
Автор статьи: Жарикова Светлана Семёновна, учитель Марьевского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»
История разрушенного храма
Звон небесных колоколов…
Там, где церковь была однажды...
Душу ранит вновь и вновь
Звон, летящий из облаков.
В этом нет ничьей вины,
Что был храм на селе разрушен,
Но мы видим тревожные сны…
Сны, пронизывающие наши души…
Вот поставлен памятный крест,
Там, где церковь была однажды,
Птицы с неба поют благовест,
Словно храм здесь стоит ,как прежде.
Храмы русской души… Сколько вас поставлено на многострадальной родной земле! Проходят годы, века, а люди постоянно обращаются в храм для Божественного общения, приходят со своими печалями и радостями. Был такой храм и в нашем селе Первомайском ( в те годы село именовалось Грязнушей). Церковь находилась в центре села, на месте которой в настоящее время поставлен крест. История храма поросла легендами и загадками. Некоторые сведения почерпнуты из сети Интернет, но в целом я хотела её передать словами наших односельчан-старожилов.
Немного напишу о самом селе то, что написано в Интернете:
Первомайское (Грязнуша) названо по одноимённой речке. Впервые в документах упоминалось в 1782 году. Основано однодворцами, переселившимися из разных сёл Тамбовского уезда. В документах ревизии 1834 года деревня названа селом (тут была уже построена церковь). С 1959 года село Грязнуша стало называться Первомайское.
В справочной книге по Тамбовской Епархии на 1876 год в селе Грязнуша(Грязнухъ) Больше-Лазовской волости Тамбовского уезда Тамбовской губернии говорится о храме: «Владимирская кирпичная церковь, построенная 1850 года тщанием прихожан; придел один, во имя Архистратига Михаила, главная. Штат- настоятель ( священник, кончивший курсы семинарии) Димитрий Иванович Смирнов, рождённый 1837 года; помощник священника Егор Степанович Благонадеждин, студент, рождённый 1852 года; сверхштатный священник Василий Иванович (наверное, младший брат Димитрия- примеч. автора) Смирнов, 2 разряда, рождённый 1863 года; церковный староста (государственный крестьянин) Кузнецов, рождённый 1874 года. Приход: душ мужского пола-3315, женского пола-3417».
Образование и религия в царской России находились в тесной связи. Неслучайно, рядом с церквями находились и церковно-приходские школы. 13 октября старого стиля 1887 года священник Николай Митропольский, 1851 года рождения торжественно открыл в Грязнуше церковно-приходскую школу и был там законоучителем. Школа построена на средства Ивана Николаевича Рыкунова. В церковно-приходской школе изучали Закон Божий, церковное пение, арифметику, чтение, письмо, церковнославянский язык. Учебный день начинался с общей утренней молитвы по установленному чину, с песнопениями. С молитвы начинался и заканчивался каждый урок. В начале расписания – уроки Закона Божия, арифметики и письма, как более трудные предметы. Уроки продолжались по 50 минут и прерывались переменами по 5-10 минут. В школе были классные журналы. Учились 5-6 раз в неделю, с 8-9 часов до 14-15. Занятия начинались где-то в октябре и завершались в зависимости от сроков наступления весенних полевых работ. Каникулы были Рождественские ( 2 недели) и первая неделя Великого поста. В 2007 году отмечалось 120-летие Первомайской школы. На торжество съехались выпускники разных лет, работающие в разных уголках нашей страны. Среди выпускников много врачей, педагогов, юристов, военнослужащих.
Недалеко от церкви ежегодно проходили ярмарки. 9 марта старого стиля «День сорока мучеников» и 8 сентября старого стиля «Рождество Богородицы», однодневные. По воспоминаниям старейшей жительницы села Татариновой Татьяны Фёдоровны (умершей в 2014 году в возрасте 100 лет и 8 месяцев): «Ярмарки были богатыми. Из разных сёл и деревень съезжались купцы. Так , например, семена моркови можно договориться купить за 2 куриных яйца.» В основном, торговали плодами урожая, домашними животными, утварью. Мастеров в селе было много: бочкарей, кадушечников, вальщиков, кузнецов. Проводились на ярмарке и кулачные бои. Известным бойцом был отец Жариковой Раисы Митрофановны( моей свекрови- примеч. автора) Шлыков Митрофан Степанович.
Церковь называлась Владимирской- по иконе Божией Матери «Владимирская». Эта икона-заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома. К ней обращаются о наставлении в Православной вере, об усмирении враждующих. Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается 23 июня и 26 августа, но так как в основном люди проживали не так богатые, то было решено сделать престолом Покров, который отмечается 14 октября, в то время, когда урожай уже собран и даже бедные люди могут себе позволить отметить этот праздник.
А теперь перейдём к истории храма по воспоминаниям наших односельчан. Старейший житель нашего села Вихляев Виталий Андреевич, 1929 года рождения, имел счастье быть в ещё действующей церкви. Так описывает он это время:
«Вместе с матерью Лукерьей Ефимовной ходил в церковь. Храм поражал своими размерами. На стенах висели большие иконы, расписанные талантливыми мастерами. ( После разрушения многие иконы были разобраны по домам, а часть отправлены в Ивановскую церковь- примеч. автора) . Церковные службы проводил священник Василий-человек богатырского телосложения в длинными прямыми волосами. Отец Василий был добрым человеком, на селе его любили, обращались к нему за советом и помощью. Батюшка был дружен с моим отцом Андреем Ивановичем, часто ходили друг другу в гости (дома находились рядом) . Матушка Пелагея Семёновна Потапова после ареста мужа тяжело переживала . Ей не платили ни пенсии, ни пособия по потере кормильца . Всё село помогало ей и двум её дочерям Рае и Шуре выживать в столь непростое время. Отец Василий так и не вернулся из тюрьмы. На квартире матушки стояла учительница –немка Татьяна Фёдоровна Шиньян.(У неё тоже непростая судьба: долго искала свою дочь, не дождалась. Дочь приехала после похорон матери. На Первомайском кладбище находится могила учительницы Т.Ф.Шиньян- примеч. автора). Воду для освящения брали из родника у «Коженихи». До сих пор этот родник дарит свою чистейшую воду людям. Около церкви по правую сторону стояла сторожка, после разрушения храма в 1956 году становится медпунктом, затем была переоборудована в пекарню. В настоящее время сторожка не сохранилась. По другую сторону находилась церковно-приходская школа ( В этом здании и в её пристройке я проработала 15 лет. Здание было разрушено четыре года назад- примеч.автора). Около церкви были склепы. Три надгробных камня гласили о замечательных наших земляках , удостоенных захоронению около церкви. (Один из таких камней находится на Ивановском кладбище . На нём написано: «Подъ симъ камнемъ погребено тело Герасима Ивановича Крылова родил. 2 марта 1850 сконч.5 сентября 1877- примеч. автора).
Фото настоятеля Предтеченского храма с. Ивановка Максима Мошкина
Из воспоминаний Зяблова Виктора Григорьевича, 1934 года рождения:
«До кирпичной церкви в нашем селе была деревянная. Она находилась в начале улицы Раздольная (Лапшовка). Там же было старое кладбище, называемое в селе заразным (хоронили людей, умерших от тифа).
В 1942 году пошёл в школу. Там было очень много учеников- более 400 человек. Мальчишки военного времени начинали быстро курить. Возраст курильщика начался в младших классах. Бегали курить в церковь . (Она была недействующей) . Детское впечатление от церкви- громадное здание с колоннами. По словам старожилов, таких больших церквей в Тамбовской губернии было две, одна из них в Грязнуше. Те люди, которые знакомы с нашим селом, знают про местечко Берёзов мост, примерно 8 километров от села. Так с этого места была видна колокольня церкви. Дорог раньше не было таких, как сейчас. Во время непогоды били в колокола, чтобы помочь затерявшимся путникам благополучно добраться до места. Приход церкви был один для таких деревень, как Зверяевка, Александровка, Гавриловка.
После того как церковь стала недействующей, в здании церкви стали хранить зерно. Везли зерно из 9 колхозов! Перевозили на американских «фордах». Мальчишки запрыгивали на машины сзади и так катались. И я не удержался от такого соблазна. Поездка моя закончилась печально- разбил лицо в кровь.
После разрушения церкви кирпич возили в Бахарево.( Во время правления Н.С.Хрущёва стали массово разрушать церкви и наша тому не исключение. Храм начали разбирать с 1953 года- примеч. автора) .Там из этих кирпичей строились машинно-тракторные станции».
Из воспоминаний Жариковой Раисы Митрофановны, 1937 года рождения:
«Вход в церковь был с западной стороны. Церковь была недействующей. В ней хранили зерно. Летом помещение церкви было местом для детских игр. Бедные люди залезали в подпол церкви за утерянным зерном. Когда было принято решение разбирать церковь, начали с колокольни. Руководил этой работой коммунист Глеб Иванович Привалов, председатель сельсовета. Углём прочеркнули линию, якобы трещину на здании ( некоторые жители утверждают, что перекинули верёвку и на фотографии она выглядела как трещина- примеч.автора). Мужчина , забравшийся на колокольню, не удержался на высоте и упал. Спасли его верёвки, которыми он был привязан. Разбирать церковь было сложно, кирпич не поддавался разделению. По форме отличался от стандартного –был длиннее. От старых людей я слышала , что в раствор добавляли куриное яйцо, чтобы обеспечить крепость постройки. На венце были указаны годы строительства церкви. Её строили 25 лет! Ещё осталось в памяти, как были открыты два склепа, в которых находились умершие, когда-то очень богатые люди. На руке мужчины были часы, которые превратились в пыль при касании к ним. Обут был тот мужчина в высокие сапоги с острым загнутым кверху носом. В другом склепе была женщина, похороненная с длинной косой».
Из воспоминаний Балабановой Зинаиды Викторовны, ветерана педагогического труда, 1948 года рождения:
«Моё детское воспоминание о церкви как о здании очень большого размера. Будучи трёхлетней девочкой вместе с мамой Ольгой Павловной, мы заходили в церковь. Там меня поразили большие картины на стенах (это были иконы). Многие утверждают, что в церкви хранили зерно, а в моей памяти остался вид вороха картофеля, в одном из углов церкви. Ещё мне запомнился вид церкви: купол был зелёного цвета, а стены - белого ».
Из рассказа Сергея Васильевича Антонова, который являлся генеральным директором ООО «Первомайская нива»в 2007году :
«Однажды на совещании управляющий хозяйством Николай Петрович Веприцкий обмолвился о церкви. Мне стало интересно, где стояла церковь , и что стало с этим местом. Оказалось, оно завалено мусором, отходами от личного домашнего хозяйства. Мы с руководством хозяйства решили очистить это место и поставить в память о порушенном храме крест. В областном архиве заказал справку о существовавшей церкви , переговорил с отцом Георгием (священник Георгий Золотов, настоятель Предтеченского храма с. Ивановка – примеч. автора). Заказали канонизированные размеры креста (4,5 метра высоты). Стал вопрос о том, что церковь имела два престола – иконы Владимирской Божией Матери и Михаила Архистратига. За разъяснением обратились к митрополиту, который предложил именование по одному престолу. (На табличке креста сделана надпись: «Сей Крест установлен и освящён в память порушенного Храма в честь иконы Владимирской Божией Матери с.Первомайское (Грязнуша) 14 октября 2007 года»- примеч.автора). Крест освящали 14 октября 2007 года на престольный праздник села Первомайское- Покров. В будущем, если будет возможность ,надо рядом поставить часовню, чтобы каждый сельчанин мог помолиться на святом месте».
Вот такая история. Хочется верить, что мечты о восстановлении храма исполнятся. И когда-нибудь над нашим селом зазвонят колокола, возвещая нам о высшем духовном предназначении человека, наши души обратятся к светлому и чистому помыслу, станет больше доброты и сердечности в людях.
Фото автора