СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития латинского языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История развития латинского языка»

История развития латинского языка Подготовила Преподаватель латинского языка Каменева Э.В.

История развития латинского языка

Подготовила

Преподаватель латинского языка

Каменева Э.В.

 Ни один народ мира не разговаривает на латинском языке, но в истории мировой цивилизации влияние латинского языка сохраняется и сегодня. История латинского языка восходит к началу первого тысячелетия до н.э. К этому периоду относятся первые сведения о латинах (одно из племен Апеннинского полуострова), называвших область, где они жили, Лаций (Latium), а свой язык – латинским (lingua Latina).

Ни один народ мира не разговаривает на латинском языке, но в истории мировой цивилизации влияние латинского языка сохраняется и сегодня.

История латинского языка восходит к началу первого тысячелетия до н.э. К этому периоду относятся первые сведения о латинах (одно из племен Апеннинского полуострова), называвших область, где они жили, Лаций (Latium), а свой язык – латинским (lingua Latina).

 В 753 г. до н.э. центром племенного объединения стал город Рим (Roma), и население подвластных территорий называло себя также «римляне» (Romani).  Рим вел агрессивную, завоевательную политику. По мере роста завоеваний Рима и расширения Римского государства латинский язык получил широкое распространение не только в бассейне Средиземного моря, но и за его пределами. Таким образом, до второй половины V в. н. э. (476 г. -- год падения Западной Римской империи) латинский язык приобретает статус международного на всей территории Римской империи.

В 753 г. до н.э. центром племенного объединения стал город Рим (Roma), и население подвластных территорий называло себя также «римляне» (Romani).

Рим вел агрессивную, завоевательную политику. По мере роста завоеваний Рима и расширения Римского государства латинский язык получил широкое распространение не только в бассейне Средиземного моря, но и за его пределами. Таким образом, до второй половины V в. н. э. (476 г. -- год падения Западной Римской империи) латинский язык приобретает статус международного на всей территории Римской империи.

  Язык распространялся через официальные учреждения, а также в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами и переселенцами. Знание латинского языка являлось также необходимым условием для занятия местных должностей.  Широкому распространению латинского языка на завоеванных территориях способствовало его лексическое богатство, отражающее все сферы человеческого бытия, а также абстрактные понятия, грамматическая стройность, краткость и точность выражения. Языки завоеванных народов в основном еще не имели таких характеристик.

Язык распространялся через официальные учреждения, а также в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами и переселенцами. Знание латинского языка являлось также необходимым условием для занятия местных должностей.

Широкому распространению латинского языка на завоеванных территориях способствовало его лексическое богатство, отражающее все сферы человеческого бытия, а также абстрактные понятия, грамматическая стройность, краткость и точность выражения. Языки завоеванных народов в основном еще не имели таких характеристик.

 Более полутора тысяч лет латынь была для Европы языком культуры и науки, в частности медицины. В Европе за почти тысячелетний период истории средних веков создалась обширная литература на латинском языке. Сюда относятся многочисленные исторические хроники, романы, поэмы, научные, философские и богословские трактаты. Наряду с этим из смеси разговорного латинского языка и местных диалектов сформировались самостоятельные национальные языки, известные под названием романских .

Более полутора тысяч лет латынь была для Европы языком культуры и науки, в частности медицины. В Европе за почти тысячелетний период истории средних веков создалась обширная литература на латинском языке. Сюда относятся многочисленные исторические хроники, романы, поэмы, научные, философские и богословские трактаты. Наряду с этим из смеси разговорного латинского языка и местных диалектов сформировались самостоятельные национальные языки, известные под названием романских .

 Период архаической латыни : от VI в. до н. э. до начала I в. до н. э.  Древнейшие памятники датируются примерно VI в. до н. э., и их очень мало. Это не книжные памятники, но надписи на камнях и предметах бытового обихода.  Крупнейшим представителем архаического периода в области литературного языка является древнеримский комедиограф Плавт (ок. 245-184 до н. э.), от которого до нашего времени дошло 20 комедий целиком и одна — в отрывках.

Период архаической латыни : от VI в. до н. э. до начала I в. до н. э.

Древнейшие памятники датируются примерно VI в. до н. э., и их очень мало. Это не книжные памятники, но надписи на камнях и предметах бытового обихода.

Крупнейшим представителем архаического периода в области литературного языка является древнеримский комедиограф Плавт (ок. 245-184 до н. э.), от которого до нашего времени дошло 20 комедий целиком и одна — в отрывках.

Классический период – «золотая латынь»: I в. до н.э. – начало I в. н.э.  Под классической латынью подразумевается литературный язык, достигший наибольшей выразительности и синтаксической стройности в прозаических сочинениях Цицерона(106-43 до н. э.) и Цезаря (100-44 до н. э.) и в поэтических произведениях Вергилия (70-19 до н. э.), Горация (65-8 до н. э.) и Овидия (43 до н. э. — 18 н. э.).

Классический период – «золотая латынь»: I в. до н.э. – начало I в. н.э.

Под классической латынью подразумевается литературный язык, достигший наибольшей выразительности и синтаксической стройности в прозаических сочинениях Цицерона(106-43 до н. э.) и Цезаря (100-44 до н. э.) и в поэтических произведениях Вергилия (70-19 до н. э.), Горация (65-8 до н. э.) и Овидия (43 до н. э. — 18 н. э.).

Постклассический период – «серебряная латынь»: I-II вв. н.э.  Наиболее известные авторы этого периода – философ и драматург Сенека, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, самый известный из римских историков Тацит и Апулей – философ и писатель. Они четко следуют уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходят от жестких норм синтаксиса «золотой латыни».  В произведениях писателей этой поры — преимущественно историков и христианских богословов — находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготавливающие переход к новым романским языкам.

Постклассический период – «серебряная латынь»: I-II вв. н.э.

Наиболее известные авторы этого периода – философ и драматург Сенека, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, самый известный из римских историков Тацит и Апулей – философ и писатель. Они четко следуют уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходят от жестких норм синтаксиса «золотой латыни».

В произведениях писателей этой поры — преимущественно историков и христианских богословов — находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготавливающие переход к новым романским языкам.

«Поздняя латынь»: III-VI вв. н.э.  Античные традиции в литературном творчестве этой поры, за редкими исключениями, угасают. Существенным фактором в духовной жизни периода поздней империи становится распространение христианства и появление христианской литературы на латинском языке. В это время появляется перевод Библии на латинский язык блаженного Иеронима (ок. 348—420), труды Августина (354—430) и других христианских писателей.  Становлению научной латыни способствовало развитие всех наук, среди которых важное место занимают биология, медицина и ветеринария. В результате научных изысканий латинский язык непрерывно обогащается новыми словами, обозначающими определенные понятия науки, техники, производства, т. е. терминами.

«Поздняя латынь»: III-VI вв. н.э.

Античные традиции в литературном творчестве этой поры, за редкими исключениями, угасают. Существенным фактором в духовной жизни периода поздней империи становится распространение христианства и появление христианской литературы на латинском языке. В это время появляется перевод Библии на латинский язык блаженного Иеронима (ок. 348—420), труды Августина (354—430) и других христианских писателей.

Становлению научной латыни способствовало развитие всех наук, среди которых важное место занимают биология, медицина и ветеринария. В результате научных изысканий латинский язык непрерывно обогащается новыми словами, обозначающими определенные понятия науки, техники, производства, т. е. терминами.

 В Средние века латинский язык продолжал оставаться языком права, науки и школы в феодальных государствах на территории бывшей Западной Римской империи. На протяжении всех средних веков и позже латинский язык являлся также языком католической церкви.  В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) на волне огромного интереса к античности большое значение придается изучению латинского и греческого языков. Латинский язык является в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения. Широкое распространение латинского языка вызывало необходимость основательного изучения его в учебных заведениях, составлялись словари, издавались переводы; это также содействовало проникновению соответствующей латинской лексики в новые западноевропейские языки.

В Средние века латинский язык продолжал оставаться языком права, науки и школы в феодальных государствах на территории бывшей Западной Римской империи. На протяжении всех средних веков и позже латинский язык являлся также языком католической церкви.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) на волне огромного интереса к античности большое значение придается изучению латинского и греческого языков. Латинский язык является в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения. Широкое распространение латинского языка вызывало необходимость основательного изучения его в учебных заведениях, составлялись словари, издавались переводы; это также содействовало проникновению соответствующей латинской лексики в новые западноевропейские языки.