ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
Все мы очень любим мультфильмы. Вместе с героями на экране мы веселимся и грустим, жалеем их и радуемся вместе с ними, учимся хорошим поступкам. Это целый мир, без которого сейчас, в 21 веке, невозможно представить нашу жизнь. А как же все это начиналось?
(Слайд 1) Оказалось, что даже древние люди пытались рисовать животных в разных позах, в действии, и это нашли археологи в наскальных рисунках Палеолита. Также на персидской Чаше, найденной в Иране, изображено пять картинок с козой, прыгающей среди деревьев. Конечно, эти примеры нельзя назвать анимацией, но они показывают интерес людей в изображении движущихся объектов.
(Видео 1) Более 1500 лет назад в Азии появилась форма визуального искусства – Театр теней. В нем использовали большой экран, который подсвечивали сзади, и плоские куклы, на тонких палочках, с помощью которых ими управляли. Потом куклы заменили различными объемными куклами и даже человеческими руками...
(Слайд 3) В 1833 году У.Д. Хорне изобрел ЗООТРОП, который основан на том же свойстве человеческого глаза. По краю открытого сверху барабана идет лента с картинками, над которыми есть щели. Когда барабан быстро вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры», которые образуют короткий мультфильм. Можно сказать, что картонная лента стала прототипом кинопленки! Этот прибор, по праву можно считать одним из первых, способных воспроизводить анимацию, пока еще в очень примитивном виде. В этом приборе картинки можно наблюдать через специальное окошко. Конечно, это неудобно, потому что, приходится смотреть в окошко каждому человеку в отдельности (видео 2).
(Слайд 4, 5) Кстати, в 1868 г. англичанин Джон Бернс Линнет изобрел КИНЕОГРАФ. Название сложное, но на самом деле, это то, что все умеют делать и хоть раз, наверное, делали в своей жизни. На листы бумаги, сшитые в тетрадь, наносились отдельные кадры. При быстром перелистывании тетради создается иллюзия движения. Кинеография стала одной из форм мультипликации. Вот, что мы нашли в интернете. 60 часов работы превратились в 20секундный мультфильм (видео 3).
(Слайд 6) Дальше, в 1877 г., взяв за основу зоотроп, Эмиль Рейно изобрел ПРАКСИНОСКОП, наиболее совершенный аппарат на то время. Этот прибор также как и другие позволял видеть последовательность рисунков как плавное движение. Но изображение нужно было смотреть через ряд маленьких зеркал закрепленных внутри цилиндра. Благодаря этому отраженное изображение оставалось неподвижным. Поэтому картинка была более яркая и плавная. Давайте посмотрим, как это выглядело. (показ)
Оказалось, что именно это открытие, имело большой вклад в развитие истории мировой мультипликации (видео 2).
Сегодня официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа, с помощью которого создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы продолжительностью от 5 до 15 минут.
(Слайд 7) Главным открытием в истории мультипликации было изобретение братьев Люмьер – КИНЕМАТОГРАФА в 1895г. Это установка для покадровой съёмки рисунков, которая позволила снимать мультфильмы.
Мультипликаторы присоединились к сфере кино, отвоевав себе небольшое, но стабильное место в кинопрокате.
(Слайд 8) Как и первые фильмы, первые мультики были очень коротенькими и бессюжетными. Первые годы развития кинематографа – это история экспериментов и открытия различных эффектов. История развития мультипликации также представляет собой историю развития различных технических приемов – кукольная анимация, графическая анимация, перекладная анимация и другие. Первые мультфильмы по аналогии с первыми фильмами создавались с целью поразить зрителя необычностью изображаемого на экране действа. Так, например, мультфильм Джеймса Стюарта Блэктона «Очарованный рисунок» (The Enchanted Drawing), сделанный в 1900 г. – это скорее театрализованное представление трюка, где художник рисует на холсте изображение, которое оживает и взаимодействует с художником (видео 5).
(Слайд 9) 17 августа 1908 года компанией Gaumont был показан Мультфильм французского художника-карикатуриста Эмиля Коля "Фантасмагория". Этот мультик был создан при помощи тёмных линий, которые были нарисованы на белой бумаге, после чего их отпечатали на негативе, что и создало эффект рисования мелом. В итоге, для создания полутораминутной "Фантасмагории" было использовано более 700 рисунков. Следует отметить, что первые мультфильмы не имели звука. Но даже такие мультики зрители воспринимали с восторгом. (видео 4)
(Слайд 10) Одним из первых озвученных мультфильмов был "Юмористические фазы весёлых рожиц". Давайте посмотрим. (видео 6)
Однако прорыв в производстве мультипликации, также как и в кинематографе, произошел не во Франции, а в США. Американский мультипликатор Уинзор Маккей (Winsor McCay) возносит технику и стилистику анимации на новый уровень. В 1911 году он выпускает первый цветной мультик «Маленький Немо» (Little Nemo)
(Слайд 11) Мультипликаторы продолжали создавать новые техники рисования, параллельно развивались как техническая, так и творческая стороны анимации. К концу 1920- началу 1930-х годов мультфильмы приобрели собственный вес на арене кинопроизводства. Огромную роль в развитии и становлении индустрии производства анимированных фильмов сыграл Уолт Дисней. В 1923 году Уолт Дисней приезжает в Голливуд и открывает там студию «Disney Brothers Studio», которая сегодня известна как «The Walt Disney Company». Сочетая в своей работе творческую инновативность и беспрестанное техническое совершенствование, Дисней выработал собственный диснеевский стиль мультипликации и вывел анимационные фильмы в разряд лидеров кинорынка. Выпущенный в 1937 году мультфильм «Белоснежка и семь гномов» стал олицетворением технического и творческого совершенства, на которое оказались способны рисованные фильмы. Эта анимация стала самым успешным в коммерческом плане фильмом 1938 года. (видео 7)
История советской мультипликации начинается с середины 20-х годов.
В 1929г вышел мультфильм «Самоедский мальчик», который пользовался успехом за границей и потом был озвучен. В 30-е годы многие киностудии начинают снимать мультфильмы. Уже в предвоенные годы были созданы нами любимые мультики «Лимпопо, Бармалей, Мойдодыр, Муха-цокотуха и др.» (Видео 8)
В 50-е годы «Союзмультфильм» продолжал выпускать фильмы, вошедшие в золотой фонд мультфильмов.
В России занимались разными анимационными технологиями, в том числе и созданием пластилиновых мультфильмов. Объекты, сделанные из пластилина или глины, устанавливали на фоне декораций и передвигали между кадрами. Эта работа довольно трудоемка. Для 30-минутного фильма понадобится примерно 21 600 остановок для изменения фигур. Так, в 1981 году вышел мультфильм «Пластилиновая ворона» и многие другие.
Потом с развитием появился новый вид технологией — компьютерная анимация, которая сейчас приобрела большое распространение. В 1995г. на студии Pixar вышел первый полнометражный и полностью выполненный на компьютере мультфильм «История Игрушек».
За последние годы, как мировая, так и российская мультипликация сделала огромный скачек в развитии в использовании компьютерной анимации, которая вытесняет все остальные технологии. Зрелищность мультфильмов достигла невиданных пределов. Эффекты 3D и звука создают все более реалистичные картинки.