СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык очень богат, это один из самых сложный языков. Когда мы учились выводить свои первые буквы в первых классах, мы не задумывались: Кто же придумал письменность? Откуда она взялась? А даже если и пытались ответить, но ответа так и не находили.

Просмотр содержимого документа
«История развития письменности»


  1. Введение

Русский язык очень богат, это один из самых сложный языков. Когда мы учились выводить свои первые буквы в первых классах, мы не задумывались: Кто же придумал письменность? Откуда она взялась? А даже если и пытались ответить, но ответа так и не находили. Поэтому я решила взять эту тему, чтобы углубиться в корень проблемы и значения письменности, это одна из самых важных тем, которые я брала.

Целью моей работы является выяснение и изучение истории возникновения письменности.

Задачами являются:

  1. Анализ изучение литературы по выбранной теме, выделение особенностей развития письменности;

  2. Исследование разных вариантов письменности;

  3. Наблюдение развития письменности;

  4. Вывод по теме.



  1. Зарождение письменности

Письменность – это система знаков, закрепляющая язык.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который уже невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности.

2.1.Как связывались поколения людей до письменности

Пока письменности не существовало, поколения людей были связаны только мифами и сказками, которые передавались от старших к младшим. А новости распространялись от человека к человеку в виде слухов. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений.

Благодаря письменности человек оказался включен в поток истории, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки.

    1. Шаги развития зарождения письменности

Проблема развития письменности описывается специалистами недавно. Интерес к ней сегодня увеличивается.

Вначале вместо письменности появились символические предметы и условные знаки, еще и теперь употребляемые у дикарей: у малайцев Суматры щепотки соли, перца и т.п. для обозначения любви, ненависти, разноцветные бусы у краснокожих, палки с зарубками у меланезийцев. Зарубки на палках – первый шаг к созданию письма; от таких палок происходит немецкое слово буква – buckstab , буковая палка.

Следующий шаг – рисунки предметов, людей, животных и событий.

Вот одна из историй, прочитанная мною по данной теме.

Геродот рассказывал, что, когда царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, грозящую весьма затянуться, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и поскорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение эти даров.

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и поэтому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая, как конь, - знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления.

Один из мудрецов, сопровождающих царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: Дарий потерпел поражение от скифов.

2.3. Начало истории письменности

Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.



Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае.

Когда вместо племен возникли государства, потребовалось много писать,

чтобы давать указания рабочим, военачальникам и получать от них ответы.

Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).



РИСУНОК–ПИКТОГРАММА (выражение мысли)

ИЕРОГЛИФ

(выделение слова)

АЛФАВИТ

(из слова выделяется звук)





3. Узелковая письменность

Рассмотрим подробно развитие письменности.

Узелковая письменность

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы и кипу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета. Североамериканские использовали вампумы, чтобы передавать информацию Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения.

Кипу - это были шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – воинов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное.

Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.



3.1. Пиктография

Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.

Пиктография или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков. Например, знак изображающий ногу может значить «ходить», «стоять», «приносить».

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века до н.э. К примеру, во времена раскопок на греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями людей, кустами, птицами, рыбами. Ученые определили, что диску 4000 лет. Естественно рисунки были не очень четкие, отрывистые и не ясные, но со временем они превратились в настоящее искусство. Скорее всего, благодаря древним рисункам появилась не только письменность, но и такое искусство как живопись.

3.2. Пиктография в современной жизни

Постепенно письменность совершенствовалась. Каждый знак-рисунок приобретал новые значения, число знаков увеличивалось, начертания их изменялись, от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов – постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению.

Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что поблизости находится какое-то кафе, – это самая натуральная пиктограмма.

Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения.



4. Рисуночное письмо

Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова, которые так же или похоже звучат.

Вначале принцип картинной письменности стал заменяться принципом звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующим гласными буквам. Какие же народы первыми использовали рисуночное письмо?

Наиболее ранние образцы шумерской письменности – это бирки (обычно из глины) с печатью и пометкой о количестве, которые привязывали к предметам или животным.

4.1. Появление иероглифов

Постепенно система усложнялась. Появились стандартные знаки – иероглифы, с помощью которых легче всего было изображать конкретные часто упоминающиеся вещи: солнце, корову, птицу и т.д. Знаки-рисунки стали использовать и для близких по смыслу слов: например, иероглиф «солнце» стал означать «яркий», «свет», «день».

4.2. Клинопись



Постепенно значки всё менее походили на рисунки. У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных чёрточек, очень отдалённо напоминавшие прежние рисунки. Возможно, внешний вид шумерского письма связан с тем, что знаки выцарапывали на мокрой глине. По форме клинообразных чёрточек шумерское письмо его наследники в Междуречье назвали клинописью.

Труднее всего было изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. В этом помогал ребусный принцип.

Например, в шумерском письме знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, которое звучало так же – [ti].

Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не словесное значение, а звуковое чтение. В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. Именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна реальная письменность.

  1. Китайская письменность

Среди древнейших оригинальных письменностей были системы письма в Эламе (государство в Передней Азии), в Египте, долине Инда, в Китае, Малой Азии у хеттов, а также на Крите. В Центральной Америке у индейцев майя в I тысячелетии н.э. появилась самая молодая из древних письменностей. Из всех этих систем письма до наших дней сохранилась только китайская.

Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов.

Во всех словесно-слоговых системах письменности было очень много различных знаков. Это весьма неудобно: ибо все их необходимо было запоминать; кроме того, не для всех языков эта система подходит. В китайском языке слова не изменяются по падежам, числам, временам и другим грамматическим категориям. Поэтому иероглиф – то есть словесный знак – всегда читается однозначно.

    1. Иероглифическая письменность

Однако у словесных знаков есть и определённые преимущества. Понять такой текст, можно и не зная его произношения. В Китае, люди говорящие на разных диалектах, не понимают друг друга, - настолько по-разному они произносят слова. А вот написанный текст понятен всем.

Именно иероглифическая письменность сохраняет китайский язык как единое целое.





  1. Словесно-слоговые системы

На основе слоговых знаков древних словесно-слоговых письменностей возникли чисто слоговые системы письма. Среди наиболее известных слоговых письменностей:

  • клинописная (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма);

  • западносемитские (наследники древнеегипетской иероглифики);

  • и две японские слоговые системы (наследницы китайского письма).



    1. Западносемитская письменность

К особому типу относятся западносемитские письменности (финикийская, арамейская, древнееврейская, арабская и др.).

В западносемитских письменностях были только знаки для согласных звуков, которые в тексте могли обозначать или отдельный согласный звук, или сочетание этого согласного с любым гласным. Такой тип письма называют консонантным (от лат. consonans (consonantis) – «согласный звук»).

Западносемитскому письму, а именно финикийскому, суждено было сыграть в истории человечества огромную роль. Ведь именно из него произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу.

Из латинского письма в свою очередь произошли английское, французское, немецкое, испанское, итальянское, польское и другие; из кириллического – русское, болгарское, сербское, монгольское письмо.

К западносемитскому письму восходит и арамейское письмо, а через него – современные арабское и еврейское. От арамейского письма происходят и многочисленные индийские письменности, а также армянское и грузинское письмо.

Из распространённых в современном мире письменностей только китайская, японская и корейская не связаны с финикийским письмом.

    1. Буквенно-звуковое письмо



Последний шаг на пути развития буквенно-звукового письма был сделан древними греками. Греки добавили к своему новому алфавиту еще несколько букв для обозначения тех согласных, которые отсутствовали в финикийском языке.

К концу V века до н. э. греки имели алфавит из 24 букв (17 согласных и 7 гласных), который стал национальным письмом для всей Греции, а позднее и для Византии, получив название греческого классического алфавита.

Изменили греки и направление письма. Сначала они писали также как и финикийцы, справа налево. Затем стали писать способом бустрофедон: первая строка писалась справа налево, а следующая слева направо, то есть в противоположном направлении. В дальнейшем двойное написание строки заменилось современным написанием — слева направо.

Начертание букв греческого алфавита менялось в зависимости от эпохи и материала для письма.

Древнейшие греческие надписи высекались на камне и имели четкие ровные прямые линии букв. Новый писчий материал и орудия письма изменили начертание букв. На вощеных дощечках или папирусе, красками и чернилами, пером и кисточкой писалось иначе, нежели на камне долотом. Буквы получили несколько иную форму, появилось несколько разновидностей письма: устав, курсив и строчное письмо.



Звуко-буквенное, то есть алфавитное письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма. Письменность, состоящая только из словесных знаков, неудобна, для языков с богатым словоизменением, а слоговые письменности не очень подходят для языков с большим скоплением согласных.

Письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь показал себя наиболее эффективным.

Письменность как бы ушла на задний план, предоставив пользователям полную свободу выражения своих мыслей, сведя затраты во времени для обучения, помехи в общении к минимуму.



  1. Эмотиконы

В жизни и языке всегда присутствуют как достижения прошлого, так и зачатки будущего. Когда рисунок становится иероглифом? Когда слоговый знак превращается в букву? На эти и ряд других вопросов нет и не может быть окончательных ответов.

Вопрос: пользуемся ли мы (при нашем алфавитном письме) иероглифами, или, точнее выражаясь, словесными знаками? Очевидный отрицательный ответ. А на самом деле – пользуемся, и очень часто. Иероглифами являются, в частности, математические, физические и прочие условные знаки:

+, =, %, цифры 1, 2, 3, …

Мы прочитываем записи типа 2+2=4 или 100% словами, следовательно, это словесные знаки, то есть они соотносятся с целым словом.

Свои новые знаки предлагают и компьютерные пользователи, большая часть общения которых сводится к письменной речи. Ведь алфавитная система письма располагает малым набором собственно графических средств обозначения экспрессии — только вопросительным (?) и восклицательным (!) знаками. Эти знаки неспособны передавать человеческие эмоции во всем их разнообразии.

При неформальном общения членов компьютерной сети ФИДОНЕТ возникла необходимость передачи эмоций и даже мимики пишущего.

Появились специфические знаки препинания, так называемые смайлики, а точнее эмотиконы – пиктограммы, изображающие эмоции с помощью знаков препинания.

Для их чтения лучше всего немного наклонить голову влево: тогда можно увидеть стилизованный портрет компьютерщика.

Смайлик обычно располагается сразу после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы. Большинство смайликов используется в сокращённой форме – без серединной чёрточки – «носа».

Основные смайлики:

:-) улыбающийся
:-))) смеющийся
:-D радостно смеющийся 
:-| задумчивый 
:-( грустный 
:-/ недовольный или озадаченный 
:-[ сердитый 
:-E злой (оскал) 
:-0 удивлённый (рот открыт) 
:-[ ] сильно удивлённый  
%-0 сбитый с толку  
;-) подмигивающий 
:-нерешительность 
8-) в очках 
:-Р показывающий язык

6.1. Каомодзи

В Восточной Азии принят другой стиль эмотиконов — каомодзи, который можно понять, не переворачивая их. Он базируется на обозначении эмоций в аниме и манге и большее внимание уделяется глазам, а не рту.

Например: 
(^_^) улыбающийся
(^ ^) улыбка через силу
(^_~) подмигивающий
(_() грустный 
^_^" смущение 

Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Ударение в слове может выделяться заглАвной буквой.



  1. Графические реформы

Письменность развивается, эволюционирует.

За системой письма стоят не просто звуки языка, а история и культура. Именно поэтому с таким трудом проходят небольшие реформы графики и орфографии. Чтобы сохранить традицию и культуру, многие народы готовы терпеть некоторые неудобства.

Практически не допускают никаких графических реформ англичане, именно поэтому их некогда алфавитное письмо может считаться алфавитным только с большой натяжкой. Расхождения в произношении и написании отмечаются уже в XV столетии, когда появились первые печатные английские книги. В наши дни эта разница настолько велика, что про английскую орфографию шутят: «Пишется Манчестер, читается Ливерпуль».

Переход к алфавитному письму для китайцев – неотложная задача. В китайском письме около 50 тысяч иероглифов, из которых активно употребляются 5-7 тысяч. Необходимо сделать письмо демократичным, а для этого нужна реформа.

Такие реформы были проведены во Вьетнаме (1918 г.), в Северной Корее (1947 г.), в Южной Корее (1973 г.). Ранее в этих странах пользовались китайской иероглификой. Теперь же вьетнамцы пишут латиницей, а в Корее ввели собственное слоговое письмо.



  1. Индеец племён чероки

Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрёл. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал - оно создавалось и совершенствовалось в течение долгих веков. Да и у письма в целом единственного создателя не было, как у колеса и многих других важных для человечества изобретений.

Однако история письма ещё не закончена.

И в современном мире люди изобретают письмо.

Так, в первой половине XIX в. индеец племени чероки Секвойя придумал письмо для своего народа. Сначала он создал словесное письмо, но затем пришёл к идее слогового письма, заимствовав при этом форму (только форму!) английских букв.





10. Чукотский пастух

На территории России словесное письмо изобрёл чукотский пастух Теневиль, но им пользовались только его родственники и знакомые.

В Советском Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив учёных-лингвистов.

Изобретение новой письменности – это великий акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа.

Создателей письменностей почитают, причисляют к лику святых…

А теперь лишь представьте, что человек наделён языком, но лишён письменности. Без письма рушится фундамент образования, а без последнего и сам человек остаётся лишь безвольной щепкой, вынужденной мотаться по воле волн, поскольку нет возможности рассчитывать на продуктивный опыт предыдущих поколений.

Изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к прогрессу.









































11.Заключение

Подведем итоги моей работы. Мы узнали:

  • какая бывает письменность (узелковая, клинописная, западносемитская и две японские слоговые системы).

  • Где именно впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна реальная письменность (в Шумере).

  • Какие появились смайлы и их разнообразие

  • Когда примерно появилась письменность ( к 3300 г. до н. э. в Шумере, к 3000 г. до н. э. в Египте и к 2000 г. до н. э. в Китае).







































12.Список используемых источников и Интернет-ресурсов

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности

interesnik.com/istoriya-pismennosti/

science.ru-land.com › Статьи

sitekid.ru › Древний мир

www.novate.ru/blogs/260415/31001/

www.senav.net/2008/07/03/istorija_vozniknovenija_pismennosti.html

















16