Предмет: История России. Учитель истории Шабатура Н.В. ГБОУ Школа №626.
Тема: Правление Ивана IV.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости эпохи Ивана IV, личности и деятельности царя; сделать выводы о перспективах дальнейшего развития Московского царства на рубеже XVI-XVII вв.
Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с картой «Русское государство в XVI в.», репродукциями картин, историческими источниками; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.
Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая.
Педагогические технологии: проблемное обучение.
Оборудование: карта «Русское государство в XVI в.»; репродукции картин («Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный» В.М. Васнецова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» В.И.Сурикова); карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы урока, постановка исходного противоречия и учебной задачи урока.
3. Работа в группах:
а) воспроизведение опорных знаний;
б) повторение и анализ основных фактов, явлений;
1
в) усвоение ведущих идей и теорий;
г) обобщение и систематизация понятий.
4. Подведение итогов урока.
5. Задание на дом.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Устный.
Групповой.
Ход урока:
I. Подготовить столы.
II. Разбить учеников на команды по принципу раздачи карточек с цифрами (1; 2; 3; 4).
Формы работы на уроке:
III.Вступительное слово учителя
«Царствование Иоанна – одно из прекраснейших по его началу, историограф Н.М. Карамзин ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени»
В.О. Ключевский
ИП (исходное противоречие): Иван IV возглавлял Московское государство с 1533 по 1584 гг. Этот период отмечен важными переменами. Превращение великого княжества в царство, государственные реформы, присоединение территорий на юго-востоке и востоке и в то же время опричнина, Ливонская война, дальнейшие шаги в закрепощении крестьян.
УЗ (учебная задача урока): Почему после смерти Ивана IV государство оказалось перед угрозой Смутного времени?
ОУД (организация учебной деятельности): карточки с вопросами, работа в командах.
ОР ( ожидаемые результаты): слабые и сильные стороны правления Ивана IV.
Все ли средства российских правителей можно оправдать перед их поставленными целями? К концу XVI века Россия ослабла или окрепла?
2
IV. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала:
Вспомним, что нам известно о времени правления Ивана IV.
Работа со схемой «Установление прямого наследования»:
1. Восстановите пропущенные звенья родословной схемы:
Василий I
Василий II
Темный
1
2
Иван IV
Грозный
3 Федор Дмитрий
( Ответ: 1 – Иван III; 2 – Василий III; 3 – Иван)
Работа с тестами:
1. Укажите, в какой последовательности происходили следующие события:
Венчание Ивана IV на царство. (1)
Сожжение крымским ханом Девлет-Гиреем окраин Москвы.(5 )
Созыв первого в истории России Земского собора. (2)
Присоединение Астраханского ханства. (4)
Взятие Казани. (3)
Поход Ермака в Сибирь. (7)
Отмена опричнины. (6)
Окончание Ливонской войны. (8)
2. Вспомните и впишите названия событий.
1533 г. – начало правления Ивана IV.
1547 г. –венчание Ивана IV на царство.
1549 г. – первый в истории России Земский собор.
1550 г. – издание нового Судебника.
1551 г. – церковный собор, известный под названием
1558 г.- начало Ливонской войны.
3
1581 г.- указ о введении заповедных лет.
1584 г. – конец правления Ивана IV.
3. Распределите имена по трем группам:
а) Лица, состоящие в родстве с первым русским царем;
б) советники Ивана IV времен Избранной рады;
в) видные представители опричнины.
Е.В.Глинская; 2) князь А.М.Курбский; 3) Ф.И.Романов; 4) князь А.А.Вяземский; 5) А.Ф.Адашев; 6) Малюта Скуратов
( Ответ: а – 1, 3; б – 2, 5; в – 4, 6.)
Работа с историческими источниками:
Определите, кто мог быть автором приведенных цитат и о чем они рассказывают:
1.«Писати живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие известные живописцы, и подписывать святая Троица, а от своего замышления ничтоже не прибавлять…»
2.« Зачем, царь, воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал… В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие? …За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы…»
3.«А когда ты вопрошал, зачем мы воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейших, потому что русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не воеводами и судьями. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны и вольны были и казнить их. … До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались…»
4.«Он произнес покаянную речь перед боярами, обвинил себя во всех смертных грехах и заявил о том, что хочет оставить престол и уйти в монастырь…»
4
Работа с репродукциями картин:
1. Выберите из представленных репродукций картин русских художников те, которые посвящены временам Ивана IV:
(Репродукции: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный» В.М.Васнецова.)
(Ответ: «Иван Грозный» В.М. Васнецова, «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина.)
Работа с исторической картой:
1.Выберите из перечня городов те, которые:
а) входили в состав Российского государства к моменту вступления Ивана IV на великокняжеский престол;
б) присоединены при Иване IV.
1) Москва; 2) Кострома; 3) Ярославль; 4) Коломна; 5) Псков; 6) Великий
Новгород; 7) Нижний Новгород; 8) Казань; 9) Астрахань; 10) Смоленск
(Ответ: а – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10; б – 8, 9.)
2.Какие государства граничили с Московской Русью:
а) к моменту вступления на престол Ивана IV;
б) в 1584 г.
1) Сибирское ханство; 2) Казанское ханство; 3) Крымское ханство; 4) Ливония; 5) Швеция; 6) Великое княжество Литовское; 7) речь Посполитая.
(Ответ: а – 1, 2, 4, 5, 6; б –3, 5, 7.)
V. Подведение итогов
Ответить на поставленную в начале урока проблему.
(Подводятся итоги конкурса среди команд: победителем становится тот, кто
дал больше правильных ответов на вопросы и допустил меньше ошибок.)
5
VI. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся подумать, почему жители недовольные правлением Ивана IV, предпочитали бежать на окраины, а не бороться за изменение действий властей?
6