Музейный урок. "История русской прялки"
Цели.
Познакомить детей с тем, как возникло и развивалось прядение в России, с назначением веретена, прялки.
Развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать коммуникативные умения.
Оборудование:
экспонаты школьного музея,
слайды и презентация по теме,
Ход урока
1.Организационный момент.
Эк. Сегодня мы продолжим знакомство с ремеслами и посетим наш школьный музей
А начнем мы наше занятие с загадки.
Маленький, сухонький весь мир одевает. (иголка)
Для чего людям нужна иголка? ( шить одежду из ткани)
Сегодня мы с вами узнаем ,как создавалось полотно в древности.
Эк. Первая одежда была сделана из листьев, шкур животных. Такая одежда была удобной? (Нет. Листья засыхали, рвались. А в шкуре летом жарко, она тяжёлая).
Стали люди задумываться о более удобной одежде. Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками.
Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется «прясть». (просмотр слайдов презентации 1-7)
Эк.Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка. Прядение на веретене –это можно сказать подготовка самих нитей, которые в дальнейшем применялись в ручном ткачестве и при работе на ткацком станке, но все по порядку. Пряли на веретене и на прялках (самопряхах). Веретена делались в виде круглой деревянной палочки, заостренной с двух концов, с небольшим утолщением внизу (просмотр слайдов презентации 8-10)
Деревянные прядильные и ткацкие станки появились на Руси в 9- 10 веках. На них можно было прясть и ткать довольно большие полотна. ( просмотр слайдов презентации 11-16)
А теперь наши юные экскурсоводы покажут вам настоящие прялки.
1.Экскурсовод. Прялка не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).
2.Экскурсовод. А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Прялки с колесом отличаются тем, что нить наматывается не на веретено, а на колесо (это колесо, называемое «чаркха В левой части доски укрепляется на чем-нибудь, пучок кудели.
3.Экскурсовод. Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Александр Сергеевич Пушкин писал.
"В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней" –
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
4.Экскурсовод. Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни.
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
под расписано окно".
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать реальные объекты).
5 Экскурсовод После того как полотно соткано его необходимо было отбелить. Отбеливали его чаще всего золой из подсолнечника. После отбеливания в золе холст несколько раз промывали в речной воде, выстукивая его камнем или специальным валиком. Чаще полотно отбеливали зимой, в морозные дни, а летом его расстилали на солнце.
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковыйлетник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).
Два основных вида русской женской одежды это сарафан и понёва:
Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Понёва — одежда напоминающая юбку, ее получали девушки, достигшие возраста невест.
Приволока — безрукавная накидка.
Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый бисером.
Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки,застегивался на пуговицуВ народном костюме рубаха была верхней одеждой. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.
Штаны. Гачи. Порты.
Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.
Итог
- Поднимите руку те, кто считает урок полезным. Почему?
Ответы детей.