МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята Утверждена:
Протоколом педсовета №1 приказом№___________
От 31. 08.2015 г. от ______________ 2015г.
Директор школы:
___________ / Терехова Л.П./
Рабочая программа
по истории Смоленщины
8 класс
Панасенковой Галины Владимировны
l категория
2015-2016
Пояснительная записка
Предмет: История Смоленщины
Класс: 8
Рабочая программа разработана на основе: -федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; - программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент « История Смоленщины» Ластовский Г..А., Ильюхов А.А.- Смоленск, 1995 год. - обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году. - в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»; -положения о рабочей программе. В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населённых пунктов в воспитании чувств патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. История Смоленщины способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинацнональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России
Цели: -представляя в реальном свете историю Смоленщины, познакомиться с огромным историческим наследием нашего региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтийских народов; -воспитание гражданственности, патриотизм, национальной идентичности на основе осмысления учащимися исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок -формированию чувства уважения к истории и культуре родного края и трансформация их на историю Россию, а так же основ толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповеданий.
Задачи: -вызвать у учащихся интерес к истории родного края и пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине. - воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, национальной гордости - формировать активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. -развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Смоленщины в истории России;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Данная рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование учебника Будаёв Д.И. Ильюхов А.А. История Смоленщины. XIХ - XXвв. Учебник по истории родного края. Смоленск. Универсум.2009г.
События истории излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Общая характеристика предмета
События истории Смоленщины излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся. Учителю следует самостоятельно определить объём изучаемого материала для каждого конкретного урока, в зависимости от сложности его усвоения. Это даёт возможность дифференцированного обучения, включающего обязательные для всех тексты и задания и дополнительные, предназначенные для индивидуального выбора. Основные тексты, включающие базовые сведения, необходимы для всех учащихся как минимально обязательный уровень. Дополнительные тексты и задания, сюжетные рассказы помогают более ярко и наглядно раскрыть основное содержание учебного пособия.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 17учебных часов;1 час в неделю во втором полугодии.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи. (9 ч)
Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года (5 ч).
Наш край в начале XIX века. Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С. Емельянов, В. Кожина, Е. Четвертаков, Д. Давыдов, А. Фигнер, И. Дорохов). Наступление русской армии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации. Восстановление хозяйства. Военные поселения на Смоленщине. Декабристы и Смоленщина .П. И.Пестель, П. Г.Каховский, Ф. Н.Глинка, В. К.Кюхельбекер. Взгляды и деятельность И. Д.Якушкина и П. П.Пассека. Накануне падения крепостного права.Население Смоленщины. Помещичье хозяйство. Проникновение рыночных отношений в крестьянское хозяйство. Реформа П. Д.Киселева, смоленские государственные крестьяне. "Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии" Я. Соловьева (1855 г.). Промышленность края во второй трети XIX века. Торговля. Социально-экономическое развитие западных районов Смоленщины. Культура края в первой половине XIX века. Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И. Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомости", первые библиотеки). Первая губернская выставка в России. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П. С.Нахимов.
Раздел 2. Смоленщина в пореформенную эпоху. (8ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов .
Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступления, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.
Реформы земства, суда городского самоуправления. Создание окружного суда, губернского земского собрания и управы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная деятельность земств и управ.
Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине XIX века .
Открытие Ярцевской текстильной фабрики. Стекольное производство. Расширение сети перерабатывающих предприятий. Транспортная сеть Смоленщины во второй половине XIX века.
Сельскохозяйственное производство. Улучшения в технике обработки. Деятельность А. Н.Энгельгардта, Д. А.Путяты, С. Иванова. Расширение пропаганды передового опыта. Смоленское общество сельского хозяйства (1858 г.). Сельскохозяйственные школы. Положение крестьянства. "12 писем из деревни" А. Н.Энгельгардта. "В захолустье и в столице" Ф. П.Еленева. Отходничество.
Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века .
Распространение либеральных и демократических взглядов на Смоленщине в пореформенные годы. Восстание 1863 года и Смоленщина.
Народничество (А. Н.Шабанова, Н. Леонтович, Клоповы, М. Фроленко). Стачка ярцевских ткачей (1880 г.). Рабочие-революционеры (П. Алексеев, П. Моисеенко).
Начало распространения марксистских идей. Революционно-демократическое подполье (И. Теодорович, Н. Клестов, С. Середа). Деятельность П. Струве, Е. Кусковой, Е. Брешко-Брешковской, П. Заичневского. Первая смоленская маевка (1889г.).
Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века.
Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. Талашкино. Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Коммунальное хозяйство.
Путешественники Н. М.Пржевальский и П. К.Козлов. Почвовед В. В.Докучаев. Скульпторы М. О.Микешин и С. Т.Коненков. Этнограф В. Н.Добровольский.
Требования к уровню подготовки учащихся
умения рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними
уметь читать историческую карту и показывать границы государств, города и места значительных исторических событий на карте.
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, понимания причин и значения исторического события;
выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними,
умение использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, оценивать деятельность исторических личностей
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры и личностям истории, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
анализировать исторические явления, процессы факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку
тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Примечание |
1 | 1 | ТЕМА 1. Последние десятилетия крепостной эпохи(9ч.) На рубеже XVIII-XIX столетий. | |
2 | 2 | Культура в конце XVIII-начале XIX вв. | |
3 | 3 | Нашествие Наполеона на Россию. | |
4 | 4 | Изгнание войск Наполеона из России. Народное ополчение и боевые действия партизан в 1812 году. | |
5 | 5 | Смоленщина после Отечественной войны 1812 г. | |
6 | 6 | Смоляне в движении декабристов. Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права. | |
7 | 7 | Промышленность и торговля в дореформенный период. Борьба крестьян против крепостного гнёта. | |
8 | 8 | Культура и быт края в 1\2 XIX в. Знатные люди Смоленщины. | |
9 | 9 | Контрольно-обобщающий урок по теме 1. Тест. | |
10 | 1 | ТЕМА 2. Смоленщина в пореформенную эпоху(8ч.) Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и суда. | |
11 | 2 | Развитие промышленности и транспорта во второй половине XIX в. | |
12 | 3 | Сельское хозяйство и крестьянство. | |
13 | 4 | Общественно-политическая жизнь Смоленщины. | |
14 | 5 | Знаменитые революционеры из смолян. Культурная жизнь Смоленской губернии к концу XIX в. | |
15 | 6 | Знатные люди края. | |
16 | 7 | Промежуточная аттестация. Тест. | |
17 | 8 | Обобщающий урок по изученным темам. Сообщения. | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение:
Перечень интернет ресурсов:
Материально-техническое обеспечение:
Наименование оборудования | Количество |
Школьная мебель: | |
| 5 |
| 7 |
Рабочее место учителя: | |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Технические средства обучения: | |
| 1 |
| 1 |
Карта: