СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Смоленщины 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа разработана на основе:                                                                               

       -федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования;                                                                                                                    

  - программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент « История Смоленщины» Ластовский Г..А., Ильюхов А.А.- Смоленск, 1995 год.                                                                                                                              

     - обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году.                                                                                                      

  -  в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»;     

               -положения о рабочей программе.                                                                                

Просмотр содержимого документа
«История Смоленщины 8 класс»

МБОУ «Криволесская ОШ»





Рассмотрена и принята Утверждена:

Протоколом педсовета №1 приказом№___________

От 31. 08.2015 г. от ______________ 2015г.

Директор школы:

___________ / Терехова Л.П./







Рабочая программа

по истории Смоленщины

8 класс

Панасенковой Галины Владимировны

l категория













2015-2016

Пояснительная записка

Предмет: История Смоленщины

Класс: 8

Рабочая программа разработана на основе: -федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; - программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент « История Смоленщины» Ластовский Г..А., Ильюхов А.А.- Смоленск, 1995 год. - обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году. - в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»; -положения о рабочей программе. В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населённых пунктов в воспитании чувств патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. История Смоленщины способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинацнональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России

Цели: -представляя в реальном свете историю Смоленщины, познакомиться с огромным историческим наследием нашего региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтийских народов; -воспитание гражданственности, патриотизм, национальной идентичности на основе осмысления учащимися исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок -формированию чувства уважения к истории и культуре родного края и трансформация их на историю Россию, а так же основ толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповеданий.

Задачи: -вызвать у учащихся интерес к истории родного края и пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине. - воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, национальной гордости - формировать активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. -развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к

окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

-освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Смоленщины в истории России;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Данная рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование учебника Будаёв Д.И. Ильюхов А.А. История Смоленщины. XIХ - XXвв. Учебник по истории родного края. Смоленск. Универсум.2009г.

События истории излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.


Общая характеристика предмета

События истории Смоленщины излагаются в логической последовательности, создавая конкретные образы исторических эпох и формируя чёткие пространственные и временные представления учащихся. Учителю следует самостоятельно определить объём изучаемого материала для каждого конкретного урока, в зависимости от сложности его усвоения. Это даёт возможность дифференцированного обучения, включающего обязательные для всех тексты и задания и дополнительные, предназначенные для индивидуального выбора. Основные тексты, включающие базовые сведения, необходимы для всех учащихся как минимально обязательный уровень. Дополнительные тексты и задания, сюжетные рассказы помогают более ярко и наглядно раскрыть основное содержание учебного пособия.


Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 17учебных часов;1 час в неделю во втором полугодии.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи. (9 ч)

Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года (5 ч).

Наш край в начале XIX века. Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С. Емельянов, В. Кожина, Е. Четвертаков, Д. Давыдов, А. Фигнер, И. Дорохов). Наступление русской ар­мии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации. Восстановление хо­зяйства. Военные поселения на Смоленщине. Декабристы и Смоленщина .П. И.Пестель, П. Г.Каховский, Ф. Н.Глинка, В. К.Кюхель­бекер. Взгляды и деятельность И. Д.Якушкина и П. П.Пассека. Накануне падения крепостного права.Население Смоленщины. Помещичье хозяйство. Проникновение рыночных отношений в крестьянское хозяйство. Ре­форма П. Д.Киселева, смоленские государственные крестьяне. "Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии" Я. Соловьева (1855 г.). Промышленность края во второй трети XIX века. Торговля. Социально-экономическое развитие за­падных районов Смоленщины. Культура края в первой половине XIX века. Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И. Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомос­ти", первые библиотеки). Первая губернская выставка в Рос­сии. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П. С.Нахимов.

Раздел 2. Смоленщина в пореформенную эпоху. (8ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов .

Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступле­ния, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.

Реформы земства, суда городского самоуправления. Со­здание окружного суда, губернского земского собрания и уп­равы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная де­ятельность земств и управ.

Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине XIX века .

Открытие Ярцевской текстильной фабрики. Стекольное производство. Расширение сети перерабатывающих предпри­ятий. Транспортная сеть Смоленщины во второй половине XIX века.

Сельскохозяйственное производство. Улучшения в тех­нике обработки. Деятельность А. Н.Энгельгардта, Д. А.Путяты, С. Иванова. Расширение пропаганды передового опыта. Смоленское общество сельского хозяйства (1858 г.). Сельско­хозяйственные школы. Положение крестьянства. "12 писем из деревни" А. Н.Энгельгардта. "В захолустье и в столице" Ф. П.Еленева. Отходничество.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века .

Распространение либеральных и демократических взглядов на Смоленщине в пореформенные годы. Восстание 1863 года и Смоленщина.

Народничество (А. Н.Шабанова, Н. Леонтович, Клоповы, М. Фроленко). Стачка ярцевских ткачей (1880 г.). Рабо­чие-революционеры (П. Алексеев, П. Моисеенко).

Начало распространения марксистских идей. Революци­онно-демократическое подполье (И. Теодорович, Н. Клестов, С. Середа). Деятельность П. Струве, Е. Кусковой, Е. Брешко-Брешковской, П. Заичневского. Первая смоленская маевка (1889г.).

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века.

Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. Талашкино. Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Коммунальное хозяйство.

Путешественники Н. М.Пржевальский и П. К.Козлов. Почвовед В. В.Докучаев. Скульпторы М. О.Микешин и С. Т.Коненков. Этнограф В. Н.Добровольский.



Требования к уровню подготовки учащихся


  • умения рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними

  • уметь читать историческую карту и показывать границы государств, города и места значительных исторических событий на карте.

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, понимания причин и значения исторического события;

  • выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними,

  • умение использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, оценивать деятельность исторических личностей

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры и личностям истории, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;

  • анализировать исторические явления, процессы факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку












тематическое планирование


п/п

урока в теме

Тема раздела

Тема урока

Примечание



1



1

ТЕМА 1. Последние десятилетия крепостной эпохи(9ч.)

На рубеже XVIII-XIX столетий.


2

2

Культура в конце XVIII-начале XIX вв.


3

3

Нашествие Наполеона на Россию.



4


4

Изгнание войск Наполеона из России.

Народное ополчение и боевые действия партизан в 1812 году.


5

5

Смоленщина после Отечественной войны 1812 г.



6


6

Смоляне в движении декабристов.

Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права.



7


7

Промышленность и торговля в дореформенный период. Борьба крестьян против крепостного гнёта.


8

8

Культура и быт края в 1\2 XIX в. Знатные люди Смоленщины.


9

9

Контрольно-обобщающий урок по теме 1.

Тест.



10


1

ТЕМА 2. Смоленщина в пореформенную эпоху(8ч.) Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и суда.


11

2

Развитие промышленности и транспорта во второй половине XIX в.


12

3

Сельское хозяйство и крестьянство.


13

4

Общественно-политическая жизнь Смоленщины.


14

5

Знаменитые революционеры из смолян. Культурная жизнь Смоленской губернии к концу XIX в.


15

6

Знатные люди края.


16

7

Промежуточная аттестация. Тест.


17

8

Обобщающий урок по изученным темам.

Сообщения.













Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Учебно-методическое обеспечение:

  • Будаев Д.И. История Смоленщины XIX-XX в. 8-9 класс. Смоленск: «Универсум» 2002 год

  • Исторический атлас Смоленской области. Учебное пособие для учреждений общего и профессионального образования. Рекомендовано Департаментом смоленской области по образованию и молодёжной политике. Москва «Издательство ДИК» 2003 год.

Перечень интернет ресурсов:

  • http://yandex.ru/search/- смоленская область



Материально-техническое обеспечение:

Наименование оборудования

Количество

Школьная мебель:


  • Стол ученический

5

  • Стул ученический

7

Рабочее место учителя:


  • Стол учителя

1

  • Стул учителя

1

  • Шкаф

1

  • Доска

1

Технические средства обучения:


  • Компьютер

1

  • МФУ

1



Карта:

  • Смоленска область