История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Подготовили презентацию ученицы 10 «А» класса
Велиева Алина, Вульферт Валерия, Давыдова Рипсимия, Бережнова Екатерина
Н.А. Некрасов – великий русский писатель
- Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист.
- Был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868).
Н.А. Некрасов – великий русский писатель
- В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду.
- С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876)
Некрасов желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа , к которому он обращался в первую очередь.
История создания поэмы
- «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг ., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера.
История создания поэмы
- Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г ., после отмены крепостного права и земельной реформы.
- В 1863 г. Некрасов принимается за работу .
«Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала». (с) Некрасов
История создания поэмы
- К 1865 г. была в основном закончена первая часть произведения. Тем же, 1865 годом, исследователи датируют возникновение замысла «Последыша» и «Крестьянки». Тогда же, в 1873–1874 гг., был задуман «Пир на весь мир». Поэма осталась незавершённой.
История создания поэмы
Факты:
- Изначально, произведение должно было состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни.
- Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места.
История создания поэмы
К сожалению, история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.
Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»
Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.
Композиция
- Имеется авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея . Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение.
Композиция
- Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы . Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль.
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.
Композиция
- У исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян.
- Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности:
Первая часть(1865); «Последыш»(1872); «Крестьянка»(1873); «Пир на весь мир»(1876).
Композиция
- Но такой композиции противоречит авторская воля : согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» – к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной:
Первая часть(1865); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876); «Крестьянка»(1873).
Композиция
- Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции:
Первая часть(1865); «Крестьянка»(1873); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876).
Композиция
- Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.
Первая часть(1865); «Крестьянка»(1873); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876).
Композиция
- Заканчивается произведение словами:
«полусне слагалася; Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!....»
Композиция
- Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор перед близкой кончиной желал закончить произведение, и логически завершил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось 8 частей:
«полусне слагалася; Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!....»
Проблематика
У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры. это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре.
Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни.
Проблематика
- Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Однако, заглавие: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?
Проблематика
- Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:
Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства»
Проблематика
- Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:
Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили…
Проблематика
- Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного:
- Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Исследователи отметили «особое отношение к путешественнику и путешествию» у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека».
Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь. Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного»
Спасибо за внимание!