СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»»

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Подготовили презентацию ученицы 10 «А» класса Велиева Алина, Вульферт Валерия, Давыдова Рипсимия, Бережнова Екатерина

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Подготовили презентацию ученицы 10 «А» класса

Велиева Алина, Вульферт Валерия, Давыдова Рипсимия, Бережнова Екатерина

Н.А. Некрасов – великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868).

Н.А. Некрасов – великий русский писатель

  • Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист.
  • Был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868).

Н.А. Некрасов – великий русский писатель В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо»  (1866-1876)

Н.А. Некрасов – великий русский писатель

  • В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду.
  • С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо»  (1866-1876)
Некрасов желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа , к которому он обращался в первую очередь.

Некрасов желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа , к которому он обращался в первую очередь.

История создания поэмы  «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг ., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера.

История создания поэмы

  • «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг ., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера.
История создания поэмы Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г ., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу .

История создания поэмы

  • Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г ., после отмены крепостного права и земельной реформы.
  • В 1863 г. Некрасов принимается за работу .
«Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала».   (с) Некрасов

«Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала». (с) Некрасов

История создания поэмы К 1865 г. была в основном закончена первая часть произведения. Тем же, 1865 годом, исследователи датируют возникновение замысла «Последыша» и «Крестьянки». Тогда же, в 1873–1874 гг., был задуман «Пир на весь мир». Поэма осталась незавершённой.

История создания поэмы

  • К 1865 г. была в основном закончена первая часть произведения. Тем же, 1865 годом, исследователи датируют возникновение замысла «Последыша» и «Крестьянки». Тогда же, в 1873–1874 гг., был задуман «Пир на весь мир». Поэма осталась незавершённой.
История создания поэмы  Факты: Изначально, произведение должно было состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места.

История создания поэмы

Факты:

  • Изначально, произведение должно было состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни.
  • Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места.

История создания поэмы  К сожалению, история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

История создания поэмы

К сожалению, история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»

Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.

Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.

Композиция Имеется авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея . Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение.

Композиция

  • Имеется авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея . Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение.

Композиция Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы . Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Композиция

  • Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы . Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль.
  • Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.
Композиция У исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян.  Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности:   Первая часть(1865);  «Последыш»(1872);  «Крестьянка»(1873);  «Пир на весь мир»(1876).

Композиция

  • У исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян.
  • Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности: 

Первая часть(1865); «Последыш»(1872); «Крестьянка»(1873); «Пир на весь мир»(1876).

Композиция Но такой композиции противоречит авторская воля : согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» – к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной:  Первая часть(1865);  «Последыш»(1872);  «Пир на весь мир»(1876);  «Крестьянка»(1873).

Композиция

  • Но такой композиции противоречит авторская воля : согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» – к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной:

Первая часть(1865); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876); «Крестьянка»(1873).

Композиция Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции:  Первая часть(1865);  «Крестьянка»(1873);  «Последыш»(1872);  «Пир на весь мир»(1876).

Композиция

  • Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции:

Первая часть(1865); «Крестьянка»(1873); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876).

Композиция Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.  Первая часть(1865);  «Крестьянка»(1873);  «Последыш»(1872);  «Пир на весь мир»(1876).

Композиция

  • Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.

Первая часть(1865); «Крестьянка»(1873); «Последыш»(1872); «Пир на весь мир»(1876).

Композиция Заканчивается произведение словами: «полусне  слагалася;  Быть бы нашим странникам под родною  крышею,  Если б знать могли они, что творилось  с Гришею.  Слышал он в груди своей силы  необъятные,  Услаждали слух его звуки благодатные,  Звуки лучезарные гимна благородного —  Пел он воплощение счастия народного!....»

Композиция

  • Заканчивается произведение словами:

«полусне слагалася; Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!....»

Композиция Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор перед близкой кончиной желал закончить произведение, и логически завершил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось 8 частей: «полусне  слагалася;  Быть бы нашим странникам под родною  крышею,  Если б знать могли они, что творилось  с Гришею.  Слышал он в груди своей силы  необъятные,  Услаждали слух его звуки благодатные,  Звуки лучезарные гимна благородного —  Пел он воплощение счастия народного!....»

Композиция

  • Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор перед близкой кончиной желал закончить произведение, и логически завершил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось 8 частей:

«полусне слагалася; Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!....»

Проблематика У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры.  это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре.

Проблематика

У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры.  это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре.

Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни.

Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни.

Проблематика Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Однако, заглавие: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?

Проблематика

  • Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Однако, заглавие: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?
Проблематика Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:   Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства»

Проблематика

  • Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:

Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства»

Проблематика Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:   Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили…

Проблематика

  • Проблема счастья, пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения , а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины . Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному:

Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили…

Проблематика Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного: Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Проблематика

  • Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного:
  • Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Исследователи отметили «особое отношение к путешественнику и путешествию» у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека». Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь. Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного»

Исследователи отметили «особое отношение к путешественнику и путешествию» у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека».

Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь. Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!