История стилей в костюме
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Квалификация технолог -конструктор
Разработал преподаватель: Будаш О.И.
Пояснительная записка
Методические рекомендации призваны оказывать помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины, изучаемых в ходе конкретного занятия, способствовать развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций.
В данном учебном пособии согласно специфике дисциплины и прописываются:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
- проводить анализ объектов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира.
Раздел 1. Костюм древнего мира.
Практическая работа № 1
Тема 1.1.Костюм Древнего Египта.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Древнего Египта.
Теоретическая часть. Развитие средств и методов формообразования элементов костюма и обуви. Анализ характерных особенностей костюма и обуви. Социально-культурные условия развития и функциональное назначение. Особенности декора и колористического оформления различных видов одежды и обуви.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви Древнего Египта;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Древнего Египта;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Древнего Египта.
Вопросы для обсуждения
1-какой декор применялся в костюме Древнего Египта?;
2-каке цвета были популярны в Древнем Египте?;
3-из каких материалов шилась одежда Древнего Египта?.
Практическая работа № 2
Тема 1.2.Костюм Древней Греции.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Древней Греции.
Перечень используемого оборудования:
Мультимедийное оборудование для чтения лекций.
Теоретическая часть. Периодизация, формирование основных принципов гармонизации. Создание новых художественных форм.
Ход работы:
1-просмотрите презентацию по теме занятия;
2-изучите особенности костюма и обуви древней Греции;
3-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви древней Греции;
4-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма древней Греции.
Вопросы для обсуждения
1-какие прически были в моде Древней Греции?;
2-какие цвета были популярны в Древней Греции ?;
3-из каких материалов шилась одежда Древней Греции ?.
Практическая работа № 3
Тема 1.3.Костюм Древнего Рима.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Древнего Рима.
Теоретическая часть. Социальные и функциональные отличия в костюме. Средства и приемы достижения разнообразия элементов костюма и обуви .
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви Древнего Рима;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Древнего Рима;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Древнего Рима.
Вопросы для обсуждения
1-в чем отличие и сходство в костюмах Древнего Мира?
2-назовите функциональные отличия в костюме;
3- назовите социальные отличия в костюме.
Раздел 2.Костюм средних веков.
Практическая работа № 4
Тема 2.1.Византия.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Византии.
Перечень используемого оборудования:
Мультимедийное оборудование для чтения лекций.
Теоретическая часть. Пластическая композиция костюма и обуви. Влияние материала и декора на силуэтную форму. Колористическое оформление костюма.
Ход работы:
1-просмотрите презентацию по теме занятия;
2-изучите особенности костюма и обуви Византии;
3-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Византии;
4-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Византии.
Вопросы для обсуждения
1-какой декор применялся в костюме Византии?;
2-каке цвета были популярны в Византии?;
3-из каких материалов шилась одежда Византии?.
Практическая работа № 5
Тема 2.2. Европейский костюм эпохи средневековья.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви эпохи средневековья.
Теоретическая часть .Романский период: общая характеристика композиции .костюма. Развитие новых форм одежды и обуви, приемы конструирования.
Готический стиль в одежде. Покрои и их модификации, типовые членения формы. Функционально-декоративные и декоративные элементы костюма, дополнения.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви эпохи средневековья;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви эпохи средневековья;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма эпохи средневековья;
4-проведите сравнительный анализ костюма эпохи средневековья.
Вопросы для обсуждения
1-в чем отличие костюма Романского периода от Готического стиля?;
2-как менялась форма и композиции обуви в эпоху средневековья?.
Раздел 3.Костюм стран Востока.
Практическая работа № 6
Тема 3.1. Костюм Индии.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Индии .
Теоретическая часть . Периодизация и условия развития костюма в Индии. Характерные особенности одежды. Роль драпировки. Основные предметы мужского и женского костюмов. Роль украшений, их количество и назначение.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви Индии ;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Индии ;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Индии;
4-дополните костюм украшениями.
Вопросы для обсуждения
1-какую роль играли украшения в Индии?;
2- какие цвета были популярны в Индии?;
3-из каких материалов шилась одежда Индии.
Практическая работа № 7
Тема 3.2. Костюм Китая.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Китая .
Теоретическая часть. Особенности организации костюма Китая. Эстетический идеал и его проявление в костюме. Символика и орнаментация в деталях костюма. Виды материалов. Виды и формы мужской и женской одежды, еѐ классовость. Роль аксессуаров и дополнений в построении образа.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви Китая ;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Китая;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Китая ;
4-дополните костюм аксессуарами.
Вопросы для обсуждения
1-какой орнамент был популярен в Китае?;
2-какую роль играли аксессуары в костюме Китая?;
3- из каких материалов шилась одежда Китая.
Практическая работа № 8
Тема 3.3. Костюм Японии.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Японии .
Теоретическая часть .Особенности организации японского костюма. Идеал красоты. Фактура тканей, их орнаментация, цветовая гамма, символика. Конструктивные и декоративные особенности одежды. Предметы женского и мужского костюма. Роль аксессуаров и дополнений в построении образа. . Национальный костюм Японии, традиционность и изменчивость под влиянием модных тенденций.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви Японии ;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Японии ;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Японии ;
4-защита творческих проектов.
Вопросы для обсуждения
1-перечислите предметы мужского костюма;
2- перечислите предметы женского костюма;
3-Какая цветовая гамма была популярна в Японии?.
Раздел 4. Костюм Западной Европы 15-20 вв .
Практическая работа № 9
Тема 4.1Костюм эпохи возрождения.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви эпохи возрождения.
Теоретическая часть. Ренессанс: истоки новой моды. Особенности развития мужского и женского костюма и обуви. Отличительные черты итальянского возрождения. Маньеризм в испанской моде. Каркасные элементы костюма. Костюм эпохи Возрождения в странах Центральной Европы.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви эпохи возрождения;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви эпохи возрождения;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма эпохи возрождения;
4-дополните костюм обувью.
Вопросы для обсуждения
1-отличительные черты испанской моды;
2-отличительные черты стиля Ренессанс;
3-где появились каркасные элементы костюма?.
Практическая работа № 10
Тема 4.2.Европейский костюм 17 в.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей Европейского костюма 17 в.
Теоретическая часть .Первая половина XVII в. Смена форм и пропорций.
Характерные конструктивно-декоративные элементы костюма. Эстетический идеал красоты. Вторая половина XVII в.. Барокко: композиция костюма, конструкторско-технологические решения, приемы и средства формообразования. Этикет и сословные ограничения. Влияние костюма Франции на развитие Европейских мод.
Ход работы:
1-изучите особенности Европейского костюма 17 в.;
2-проанализируйте иллюстрации Европейского костюма 17 в.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей Европейского костюма 17 в.
4-проведите анализ Европейского костюма 17в.
Вопросы для обсуждения
отличительные черты стиля Барокко;
отличительные черты костюма Франции в 17 веке.
Практическая работа № 11
Тема 4.3.Европейский костюм 18 в.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей Европейского костюма 18 в.
Теоретическая часть. Эволюция форм костюма в различные десятилетия XVIII века.
Рококо: модные типы и пропорции. Стилизация фигуры. Развитие моделирования и конструирования. Орнаментация материалов. Принципы создания костюма стиля классицизма. Смена модных тенденций под влиянием английских мод.
Ход работы:
1-изучите особенности Европейского костюма 18 в.;
2-проанализируйте иллюстрации Европейского костюма 18 в.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей Европейского костюма 18 в.;
4-сделайте анализ Европейского костюма 18 в.
Вопросы для обсуждения
1-проанализируйте развитие моделирования и конструирования в Европе в 18 веке;
2- назовите основные особенности стиля Рококо;
3-какая фигура называется стилизованной?.
Практическая работа № 12
Тема 4.4.Европейский костюм 19 в .
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей Европейского костюма 19 в .
Теоретическая часть. Костюм начала XIX века. Интерпретация стиля классицизм в стиль ампир: формы, пропорции и членения костюма. Костюм и обувь середины XIX века. Костюм эпохи романтизма. Каркасные элементы как средства формообразования. Костюм конца XIX века. Новые силуэтные формы и динамика их развития. Стиль модерн: средства и приѐмы создания модного образа. Социальные расслоения в одежде. Английский стиль
Ход работы:
1-изучите особенности Европейского костюма 19 в.;
2-проанализируйте иллюстрации Европейского костюма 19 в.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей детского Европейского костюма 19 в .
Вопросы для обсуждения
1-назовите отличительные особенности стиля ампир;
2- назовите отличительные особенности стиля модерн;
3-- назовите отличительные особенности английского стиля .
Практическая работа № 13
Тема 4.5.Европейский костюм 20 в.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей Европейского костюма 20 в..
Теоретическая часть . Костюм начала XX века. Отличительные особенности периодов: 1900-1907, 1908-1914, 1915-1923, 1924-1929.Конструктивно-декоративные членения костюма. Общая характеристика модных образов. Костюм середины XX века; 1930-1940 года. Общие тенденции моды послевоенного костюма: 1947 - середина 1950 годов. Три линии развития формы конца 1950 - начала 1960 годов. Развитие субкультур, признаки демократизации костюма: конец 1960 - 1970 года. Смешение стилей; микростили . Последняя треть XX века- демократизация элементов костюма .
Социально-культурные, экономические и политические предпосылки формирования
модных тенденций.
Модные образы и пропорции. Характеристика конструктивного решения.
Последовательность перемен стилевых решений. Акценты. Художественно-колористическое оформление.
Ход работы:
1-изучите особенности Европейского костюма 20 в.;
2-проанализируйте иллюстрации Европейского костюма 20 в.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей Европейского костюма 20 в..
Вопросы для обсуждения
1-что означает смешение стилей?;
2-назовите признаки демократизации костюма;
3-как менялись пропорции в 20 веке?.
Раздел 5. Костюм России .
Практическая работа № 14
Тема 5.1. Костюм Киевской и Московской Руси.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Киевской и Московской Руси .
Теоретическая часть . Костюм Древней Руси до монгольского периода: характерные формы одежды. Основные композиционные особенности костюма XI - XII вв. Сословные отличия. Костюм Московской Руси. Основные виды и формы костюма. Многослойность, появление нефункциональных деталей. Конструктивно-декоративное решение костюма.
Ход работы
1-изучите особенности костюма и обуви Киевской и Московской Руси ;
2-проанализируйте иллюстрации костюма Киевской и Московской Руси;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Киевской и Московской Руси .
4-дополните костюм декоративными элементами.
Вопросы для обсуждения
1-какие сословные отличия появились в костюме?;
2-назовите основные виды костюма Киевской и Московской Руси;
3-назовите основные формы костюма Киевской и Московской Руси.
Практическая работа № 15
Тема 5.2. Костюм России 18-нач.20вв
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви России 18-нач.20вв .
Теоретическая часть. Костюм XVIII века. Преобразование классового характера в костюме. Городской и крестьянский костюмы. Первая половина XIX века. Сословный характер костюма. Деление одежды по назначению. Смешение традиций и моды. Городской костюм. Вторая половина XIX века. Сословные отличия костюмов купечества и мещан. Одежда фабричных рабочих. Конец XIX века. Европеизация костюма.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви России 18-нач.20вв ;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви России 18-нач.20вв ;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма России 18-нач.20вв .
Вопросы для обсуждения
1-отличительные черты городского костюма;
2- отличительные черты крестьянского костюма;
2- отличительные черты одежды фабричных рабочих.
Практическая работа № 16
Тема 5.3. Костюм Советский 1917-1990гг.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей Советского костюма периода 1917-1990гг.
Теоретическая часть. Костюм периода военного коммунизма. Красноармейская форма. Бытовой костюм 20-х годов. Мода в СССР 1930 - 1940 годов. Период 1950 - 1980 годов.
Ход работы:
1-изучите особенности Советского костюма периода 1917-1990гг.;
2-проанализируйте иллюстрации Советского костюма периода 1917-1990гг.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей Советского костюма периода 1917-1990гг ;
4-дополните костюм модными в те годы аксессуарами .
Вопросы для обсуждения
1-как менялся костюм в СССР в различные периоды?;
2-отличительные черты костюма периода военного коммунизма;
3-отличительные черты костюма периода 1950-1980гг.
Практическая работа №17
Тема 5.4. Русский народный костюм.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей русского народного костюма.
Теоретическая часть .Формирование русского народного костюма: северный и южный комплекс. Характерные особенности форм элементов комплексов. Материалы, декор, колористическое решение народных костюмов различных губерний
России.
Ход работы:
1-изучите особенности русского народного костюма;
2-проанализируйте иллюстрации русского народного костюма;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей русского народного костюма.
Вопросы для обсуждения
1-какой декор применялся в русском народном костюме?;
2-какие цвета были популярны в русском народном костюме?;
3-из каких материалов шился русский народный костюм?.
4-назовите виды обуви в русском костюме по сословиям.
Практическая работа № 18
Тема 5.5. Костюм народов СССР
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви народов СССР.
Теоретическая часть. Особенности формирования национального костюма. Характерные особенности форм ,элементов костюма славянских народов, народов Прибалтики, народов Кавказа, Средней Азии. Отличительные особенности и этнические традиции в национальных костюмах народов СССР.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви народов СССР;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви народов СССР;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма народов Кавказа;
4-дополните костюм национальным декором.
Вопросы для обсуждения
1-назовите характерные особенности форм ,элементов костюма славянских народов;
2- назовите характерные особенности форм ,элементов костюма народов Прибалтики;
3-характерные особенности форм ,элементов костюма народов Кавказа;
4-характерные особенности форм ,элементов костюма народов Средней Азии.
Практическая работа №19
Тема 5.6. Костюм XXI века.
Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви XXI века.
Теоретическая часть. Аспекты эволюции костюма в начала XXI века. Эстетические каноны интерпретаций элементов костюма. Влияние социума на стилеообразование. Дресс-код. Гармонизация внешности. Особенности стилевых направлений костюма XXI века. Тенденции развития костюма.
Ход работы:
1-изучите особенности костюма и обуви XXI века.;
2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви XXI века.;
3-нарисуйте 2 эскиза моделей модных в этом сезоне;
4-дополните костюм модными аксессуарами.
Вопросы для обсуждения
что такое дресс-код?;
какие цвета модны в этом сезоне?;
какие пропорции модны в этом сезоне;
4-основные направления моды на текущий период времени.
Критерии оценки практической работы:
№ п/п | Критерии оценивания | «5» | «4» | «3» | «2» |
1 | Объём выполненной работы | Оптимален для практической работы | Оптимален для Практической работы | Занижен завышен | Занижен завышен |
2 | Логическая последовательность и связанность материала | + | Незначительно нарушена | нарушена | Отсутствует |
3 | Полнота изложения содержания | + | Не выдержана | Не выдержана | Не выдержана |
4 | Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи) | + | + | Не достаточно | Не используется |
5 | Оформление | + | + | Наличие отклонений | Наличие отклонений |
6 | Орфографический режим (как дополнительный критерий) | + | - | Соблюдается слабо | Нарушены. |
3. Литература:
Основная литература:
1. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «РИПОЛ классик», 2011. - 432с.: ил.
2. Нанн Д. «История костюма, 1200-2000» - М., Изд-во «АСТ», 2011. - 343с.,
ил.
3.Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
Дополнительная литература:
1. Брун В., Тильке М. «Всеобщая история костюма от древности до Нового
времени» - М., Изд-во «ЭКСМО», 2011. - 464с.: цв ил.
2. Соснина П., Шангина И. «Русский традиционный костюм:
иллюстрированная энциклопедия» - СПб.: Изд-во «Искусство - СПб», 2012.
- 400с., ил.
3. Чалтыкьян Д. «Энциклопедия костюма. Праздничные и народные
костюмы Европы и Европейской части России» - М.: ООО «Мир
энциклопедий Аванта+», Изд-во « Астель»,2011. - 167с.: цв. ил.
4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. – 1том, М., 2015 -304с.
5. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. – 2том., М., 2012 -208с.
4.1.4. Интернет-ресурсы:
1. http://costume-history.livejournal.com/ - История костюма
2. http://mir-kostuma.com/ - Мир костюма
3. http://www.historyfootwear.ru/ - История обувной культуры.
4. http://www.allshoes.ru/historyl.ht - Все про обувь