Конспект урока
по физической культуре
в 4 классе
«История зарождения древних олимпийских игр.»
Тема урока: «История зарождения древних олимпийских игр.»
Цель урока:
- содействовать всестороннему развитию личности;
- сформировать у обучающихся знания об истории и значении Олимпийских игр.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с историей зарождения древних Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
- пробудить в детях желание заниматься физической культурой и спортом;
- разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических качеств;
- привить ребятам навыки самостоятельных занятий, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Категория участников: для обучающихся 4 классов.
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, поточно - групповой, фронтальный.
Оборудование и инвентарь:
1. Символика олимпийских игр;
2. Спортивный инвентарь (обручи, мячи: баскетбольные, волейбольные, теннисные, кегли, гимнастические скамейки, гимнастические маты);
Ожидаемые результаты:
Урок помогает почувствовать и понять важность и значимость Олимпийских игр, способствует формированию здорового образа жизни и решает проблему занятости школьников в свободное время.
Ход урока
1.Вводная часть:
а) Построение, рапорт, приветствие, тема и цели урока. в) Разминка. ОРУ.
2.Основная часть: Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках (флаг России и флаг Олимпиады). Что это такое, кто мне скажет? (дети отвечают).
Учитель: ребята, что вы знаете про Олимпийские игры?
Ответ основывается на личных знаниях обучающихся.
Учитель: я вижу, что много вы знаете об Олимпийских играх и поэтому темой нашего урока будут они – Олимпийские игры, их история зарождения.
Раз в четыре года на планете Земля происходят события, приковывающие к себе внимание почти всех ее обитателей. С огромным напряжением, нервничая, споря друг с другом, радуясь и огорчаясь, миллионы людей проводят у экранов телевизоров долгие часы, следя за малейшими подробностями этих событий, и еще долго переживают их после окончания передачи. Как вы думаете, ребята, что же такое происходит на Земле?
Учитель: все спортсмены мира собираются на состязания, называемые Олимпийскими играми. Принять в них участие, а тем более победить – огромный почет для спортсмена. Ребята сейчас я вам расскажу, как зарождались Олимпийские игры.
История Олимпийских игр начинается в Древней Греции. Раньше Древняя Греция разделялась на города - государства, такие, как Афины, Спарта и др. Между ними постоянно проходили войны. И в 776 году до нашей эры между городами Элиды и Спарты было заключено соглашение о регулярных спортивных празднествах в честь бога Зевса. Местом их проведения была избранна Олимпия. Этот город был объявлен священным местом. Проходили Олимпийские игры в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния, т.е. в июле. На игры собирались жители всех греческих государств. Ничто не могло помешать проведению играм даже война – вовремя игр объявлялся священный мир. Раз в четыре года специальные вестники объезжали всю Грецию и ее колонии, призывая всех атлетов принять участие в очередных Олимпийских играх. Но не все могли принимать участие в играх, к играм не допускались женщины и рабы. Начинались игры торжественным шествием и обрядами во славу бога Зевса, зажигался Олимпийский огонь, горевший все дни, пока продолжались соревнования. Первая Олимпиада состоялась в 776 году до н.э. Поначалу атлеты состязались только в беге и только на одной дистанции. Бегали атлеты не по беговой дорожке, а по прямой туда и обратно, между местом старта и находящимся в конце дистанции алтарем. Она была равна длине стадиона (192,27м) и называлась «стадией». И так продолжалось до 14-ых Олимпийских игр. В программу был введен бег на две «стадии» - «диаулос». На 15-ых играх стали проводится соревнования по бегу на выносливость. Дистанция его менялась на различных играх от 7до 24 стадиев. Но со временем в программу игр вошли кроме бега, борьба, а также пятиборье (пентатлон). В него включалось: бег, прыжки в длину с места, метание копья и диска и борьба. Проходили даже кулачные бои и гонка на колесницах. Победители состязаний пользовались исключительным почетом и уважением. Кроме того, изображения победителей чеканили на монетах. Им вручали венки из ветвей дикой оливы, пальмовые ветви, украшали шерстяными лентами. Их освобождали от налогов, выдавали крупные денежные награды, пожизненно обеспечивали питанием за счет государства.
К сожалению Олимпийские игры существенно потеряли свое значение с приходом римлян, а в 394 г. н.э. они были запрещены императором Феодосием I.
Ребята, а вам хотелось бы поучаствовать в Олимпийских играх? Тогда сегодня мы с вами проведем Олимпиаду и прямо сейчас туда отправимся.
Команды спортсменов готовы?
Первые соревнования проводились в беге. Бег – основа многих видов спорта. Занятия бегом дают уверенность в себе, воспитывают выносливость и силу воли.
Древние греки утверждали:«Хочешь быть сильным – бегай,
Хочешь быть красивым – бегай, Хочешь быть умным – бегай».
Раз в четыре года в городе Олимпии вспыхивает огонь, который лучшие спортсмены мира несут в столицу очередной Олимпиады. Этот факел – один из символов таких игр.
Эстафета «Зажги огонь»
Учащиеся передают друг другу макет факела, пробегая дистанцию до поворотной стойки и обратно.
После проведения этого и каждой последующей эстафеты команда победителей кричит «ура!».
Учитель еще раз обращает внимание детей на Олимпийский флаг.
- Олимпийский флаг – белое полотнище с эмблемой, представляющей собой пять переплетенных колец разных цветов. Люди всей земли знают, что пять колец являются символом праздника и дружбы. Они говорят о честной борьбе и призывают спортсменов сражаться друг с другом только на стадионах и никогда не встречаться на тропах войны.
- А теперь давайте вспомним, какие существуют спортивные игры с мячами.
Достает баскетбольный мяч. Дети отвечают, что это за мяч и для какой игры он предназначен.
Эстафета «Баскетбол»
Ведение мяча по дистанции, обводя кегли.
Эстафета «Волейбол»
Капитан команды встает лицом к своей команде на расстоянии 3-4 метров и бросает мяч первому игроку, тот ловит и передает обратно, а сам убегает в конец колонны. И так каждый последующий игрок.
Эстафета « Хоккей»
Задача участников клюшкой обводить мяч вокруг кеглей по полу.
- Итак, сегодня мы с вами встретились с разными мячами, но на самом деле их гораздо больше.
- Ребята, а кто знает девиз Олимпийских спортсменов? (быстрее, выше, сильнее).
Эстафета «Полоса препятствий»
Команды по очереди преодолевают полосу препятствий: гимнастическая скамейка, гимнастический мат, обруч.
3. Заключительная часть:
Где зародились Олимпийские игры?
Какому богу были посвящены эти игры?
В каком году состоялись первые Олимпийские игры?
Какой вид спорта первым был включен в программу Олимпийские игры?
Какие виды спорта входили в пятиборье?
Как часто проходят игры?
Рефлексия.
Итак, ребята наш урок подошел к концу, сегодня мы узнали, как зарождались Олимпийские игры, провели свои малые Олимпийские игры. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были сильными, ловкими, целеустремленными. А для этого нужно занимать физкультурой, спортом и по утрам делать зарядку.
Подведение итогов урока . Самооценка обучающихся.
Учитель: урок окончен. До свидания!