СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко-краеведческий музей Луганской средней общеобразовательной школы Павлодарского района

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль в военно-патриотическом и гражданском воспитании учащихся Луганской средней общеобразовательной школы играет школьный историко-краеведческий музей, который начал свою деятельность с мая 1990 года.    Музей является систематизированным, тематическим собранием материалов по истории села Луганск и Луганской школы. У истоков создания музея стояли  директор школы Фридрих Ф.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Музейная работа»

Историко-краеведческий музей 
Луганс
кой средней общеобразовательной школы Павлодарского района

Большую роль в военно-патриотическом и гражданском воспитании учащихся Луганской средней общеобразовательной школы играет школьный историко-краеведческий музей, который начал свою деятельность с мая 1990 года.   Музей является систематизированным, тематическим собранием материалов по истории села Луганск и Луганской школы. У истоков создания музея стояли директор школы Фридрих Ф.Ф., заместитель директора по воспитательной работе Руди Л.Р., учительница русского языка и литературы Видовская М.П. - руководитель музея. С 2005 по 2009 годы музей не функционировал в связи с переменой места жительства руководителя музея Видовской М.П., являющейся одной из последних коренных жителей села Луганск. В настоящий момент в Луганской школе работает только один учитель, являющийся коренным жителем – это учитель физкультуры Беданова М.Н.

Цель:  приобщать учащихся к истории родного края, его богатству, изучать прошлое и настоящее родного края.

            Главными задачами музея являются:

повышение образовательного, культурно-технического, профессионального уровня обучающихся;

формирование познавательного интереса к изучению истории края и истории школы;

воспитание исторического сознания, приобщение обучающихся к историческому прошлому своей страны и края;

обеспечение преемственности поколений, пропаганда рабочих профессий;

развитие коммуникативности, творческой активности обучающихся.

Деятельность музея имеет несколько педагогических аспектов. Он является центром воспитательной работы в школе, помогает обучающимся развивать исследовательские навыки, учит поисковой и собирательской работе, рекламно-просветительской деятельности, а также повышает общую культуру обучающихся и педагогического коллектива.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

историко - краеведческого музея

Луган
ской средней школы

 Фонды музея составляют около пятисот экспонатов, книг, альбомов, газетных вырезок из районной газеты с 1995 по 2010 годы, сотни фотографий с 50–х годов прошлого века до настоящего времени.
Школьный музей расположен на площади 24 кв. м. в 1 комнате.

Уголок истории села имеет разделы:
- история села, края;
- колхоз им. Тельмана в нашем селе;
- Дом культуры в селе;
- Луганск сегодня;
- трудовая гордость села;
- уголок боевой славы.

Уголок этнографии и старинных вещей стилизована под комнату немецкого жилья, где расположены предметы быта и убранства репрессированных переселенцев немецкой национальности на казахстанскую землю (все подлинно).

Уголок истории школы имеет разделы:
- история образования в селе Луганск;
- история Луганской средней школы;
- о первом директоре Луганской средней школы;
- стенд о лучших учителях школы;
- стенд и витрина «Спортивная гордость школы»;
- материалы и альбомы о выпускниках школы;
- витрина с памятными грамотами, которыми была награждена школа;
- постоянно действующая выставка поделок учащихся по дереву, из ткани;

- Изобразительное искусство школьников, учителей;
- папки с вырезками из газет о школе и селе;
- фотоматериалы о школе и селе.
Материалы, посвященные военной истории:
- уголок боевой славы;
- Книга Памяти, включающая сведения обо всех сельчанах нашего округа, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны;
- Книга Памяти, включающая фотографии, годы жизни ветеранов войны, живших в селе и умерших после войны;
- стенд и подлинные фотоматериалы о Герое Советского Союза Кутурга Иване Васильевиче (4 мая 1924 года – 4 февраля 1987 года), Герой Советского Союза (1945). Родился на территории современного Иртышского района. В 2009 году – 85 лет со дня рождения. Директором Луганской СОШ в 2003-2004 учебном году была родная внучка Ивана Васильевича Вебер Е.Б.

- альбом о ветеранах Великой Отечественной войны, включающий фотографии военных и послевоенных лет, воспоминания ветеранов о войне, газетные статьи о них, карты боевого пути, составленные учащимися по воспоминаниям ветеранов;
- стенд «В тылу как на фронте», рассказывающий о труде колхозников села в годы войны;
- стенд с фотографиями живых ветеранов Великой Отечественной войны, проживающими сейчас в селе; - две витрины с фотографиями личных вещей и наград уже умерших ветеранов войны;
- материалы (сувениры, книги, наборы художественных открыток).

Ежегодно в школе проходит трудовая операция «ПАМЯТНИК». Учащиеся – старшеклассники постоянно следят за сохранностью памятника погибшим в годы войны воинам – односельчанам, за чистотой вокруг памятника. Они зимой очищают снег от памятника, в другое время года убирают территорию у памятника от мусора и опавшей листвы, высаживают и поливают деревья, цветники, высаженные у памятника.
В селе Луганск проживает 1 ветеран Великой Отечественной войны Демченко Н.Ф. и 1 ветеран Власов В.А. проживает в селе Богдановка (информация собирается по Луганскому округу, т.к. с самого села Луганск участников Великой Отечественной войны не было). К сожалению, в прошлом году умер ещё 1 ветеран ВОВ Губченко Г.Г.

Ветераны окружены заботой и вниманием школьников.
В школе организовано шефство классов над ветеранами войны. Дети оказывают посильную помощь в уборке домов, работают на огородах весной и осенью, убирают снег в их дворах. В День Защитника Отечества и в День Победы учащиеся поздравляют их, дарят памятные сувениры, сделанные своими руками, читают стихи о Победе. В школе постоянно организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проходят они, как правило, в школьном музее.
Ежегодно 1 сентября на школьном Празднике Первого Звонка приглашаются ветераны ВОВ, ветераны педагогического труда, которые поздравляют всех с началом учебного года, рассказывают о жизни в те далёкие сороковые.
В музее в этот день традиционно проходит экскурсия для поступивших в школу первоклассников.
 Характеристика фондов музея:




2000

2001


2002


2003


2004


2005


2009


Музейные предметы (кол-во):


350


360


400


405


432


448


506


Количество экскурсантов



450


400


420


386


371


379


275

Количество тематических экскурсий:


8

12


10


9


10


10


14


*

Количество уроков, проведенных на базе музея:


13


13


13


15


22


18


24


 


ЭКСКУРСИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

Тематика экскурсий:

 

1.Великая отечественная Война - (40 минут):

А) Обзор основных событий 1941 – 1945 гг.;

Б) Герои Павлодарской области;

В) Участники войны, жившие и живущие в Павлодарском районе.

 

2.История народного образования - (40 минут):

А) Из истории народного образования;

Б) История Луганской школы;

В) Лучшие педагоги района, школы.

 

3.История быта (20 век) - (30 минут):

А) Происхождение вещей;

Б) Обзор экспонатов, представленных в экспозиции.

 

Первым руководителем музея являлась Видовская Маргарита Павловна. Она проделала с ребятами большую поисковую работу и собрала очень ценный материал для экспозиций музея.

Начинался наш музей с коллекции фотографий, значков, медалей, с символикой Советского государства. Сегодня в фондах музея свыше 500 экспонатов.

Основными направлениями работы музея с 1990 по 2009 гг. являются:

-          Поисковая работа;

-          Научно-исследовательская работа.

-          Фондовая работа;

-          Экспозиционная работа;

-          Рекламно-просветительская деятельность.

На базе собранного материала создавались экспозиции. Они были посвящены истории создания села и школы.

Особенностью нашего музея является и то, что в его работе с 2009 года принимает участие весь коллектив школы: обучающиеся, преподаватели, родители. В музее на постоянной основе работают четыре экспозиции:

    «Репрессии 30-40-х гг. ХХ в.»

 

«Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «Вахта Памяти»

 

«Луганск в 50-80-е гг.»

 

 «История школы. «Твоя история, выпускник!»

 

  

Работают выставки:

«Конкурс на лучший экспонат»

 

 «Конкурс поделок»

(творчество обучающихся)

 


 

Музей помогает в развитии патриотических чувств. Учащиеся учатся самостоятельности, самодеятельности, собирать материал по определённым темам, узнают много нового и интересного для себя.

Воспитательно-образовательное значение школьного музея трудно переоценить. Здесь ребята узнают и изучают нравы народа, его традиции и обычаи. Чем дальше уходят эпизоды грозных военных лет, чем меньше остаётся непосредственных участников тех событий – тем важнее для молодого человека встреча с немыми свидетелями той эпохи: найденными осколками снарядов, фотографиями и пожелтевшими документами. Всё это работает на воспитание личности, личностных ориентаций ребёнка.

Формы работы музея самые разнообразные: тематические мероприятия и встречи с ветеранами войны и труда, уроки труда и уроки мужества, уроки профориентации и экскурсии.

Такие мероприятия не всегда являются «уроками», иногда это – вечера, беседы, встречи. Проведению многих из них предшествует долгая и кропотливая поисковая работа. Кроме патриотического воспитания, в музейной работе большое значение уделяется трудовому воспитанию. Сюда можно отнести такие формы работы, как вечера-портреты, уроки Трудовой Славы, дни профессий, встречи с представителями трудовых династий. Вечера трудовых династий становятся настоящими праздниками на селе. Его составные части – осмотр специально приуроченной к встрече выставки, встреча и беседа с трудовыми династиями, которые не парадно, не по бумажке беседуют с детьми, а рассказывают всё так, как было: как они работали, как жили и почему не искали лёгких путей в жизни, что, на их взгляд, хорошо в их профессиях. Конечно, такие беседы не проходят бесследно для ребят, если она живая, интересная.

  

 

Выполнила: ЗДВР Федосеенко Н.Г.                   







Просмотр содержимого презентации
«Презентация музей»

Луганск  Летопись  села  История возникновения и развития переселенческого села Луганск, целинного колхоза им. Э. Тельмана.  2011 год

Луганск Летопись села История возникновения и развития переселенческого села Луганск, целинного колхоза им. Э. Тельмана. 2011 год

«Есть слава, которой не будет забвения,  Есть память, которой не будет конца!» ГУ «Луганская средняя школа Павлодарского района» Переселенцы в дороге терпели всякого рода лишения, холод, голод. Их подстерегали болезни и бескормица скота. Переселенцы начали прибывать на новое место. Стали ставить избы. Бань не строили, надеясь париться в печах и мыться в избах. Распаханной земли оказалось не так много, в основном это была целина.

«Есть слава, которой не будет забвения, Есть память, которой не будет конца!»

ГУ «Луганская средняя школа Павлодарского района»

Переселенцы в дороге терпели всякого рода лишения, холод, голод. Их подстерегали болезни и бескормица скота. Переселенцы начали прибывать на новое место.

Стали ставить избы. Бань не строили, надеясь париться в печах и мыться в избах. Распаханной земли оказалось не так много, в основном это была целина.

Автор на основании документов, архивных и газетных материалов попытался рассказать, как это происходило, кто стоял у истоков, а также о людях, внесших своим трудом огромный вклад в процветание села.

Автор на основании документов, архивных и газетных материалов попытался рассказать, как это происходило, кто стоял у истоков, а также о людях, внесших своим трудом огромный вклад в процветание села.

  • Из рассказа покойного старожила села Сарсенбаева Дюсена Набиевича, ещё до октябрьской революции 1917 года в царские времена один луганский казак с Украины приехал на эту землю и организовал небольшую станицу. Переехал он сюда по причине ссоры с представителями Закона. В 1910 году во времена столыпенской реформы поставили 5 изб. Он много сделал для развития хозяйства и к нему стали примыкать ещё поселенцы. Отсюда и пошло название села – Луганск. Колхоз имени Эрнста Тельмана был организован на базе двух трудовых артелей: «Трудовой колонист» и «25 лет Октября». Первым председателем колхоза был коммунист Рыбаков, которого райком партии направил руководить артелью «Трудовой колонист». Образовался колхоз-гигант и ему присвоили название «Форвертс» («Вперёд»). В июне 1931 года колхоз был переименован в колхоз «Роте-Фане». С 1931 года на земли станицы Луганск стали привозить кавказских немцев, многие не доезжали и умирали прямо в вагонах. Луганская земля считается неблагоприятной для земледелия и разведения хозяйства. Но те, кто остались жить на этой земле не унывали и в итоге это село стало одним из самых передовых хозяйств Республики Казахстан, о котором знали в Алма-Ате.
  • Поскольку первое письменное упоминание о нашем селе относится к 1931 году. Эта дата условно взята была годом основания села.
  • Эта работа – первая попытка создания летописи села, поэтому возможны недочеты. В дальнейшем планируется продолжение работы над этой темой.
  • Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей родного села и района. Ведь, как известно, «без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего».
    Истории столетней страницы Павлодарские степи издавна населяли казахские роды и племена. В основном они занимались кочевым скотоводством. Этому способствовали природные условия: богатые просторные пастбища. Кроме основного занятия казахи занимались земледелием, рыболовством, охотой.  «Дремала могучая, древняя,  Покрытая степью земля. На все четыре стороны Раскинулась она. Султаном ковыль серебрился, А в небе кружились орлы. В степи жеребенок родился, Тучнели скотом табуны.»

    Истории столетней страницы

Павлодарские степи издавна населяли казахские роды и племена. В основном они занимались кочевым скотоводством. Этому способствовали природные условия: богатые просторные пастбища. Кроме основного занятия казахи занимались земледелием, рыболовством, охотой. 

«Дремала могучая, древняя,

Покрытая степью земля.

На все четыре стороны

Раскинулась она.

Султаном ковыль серебрился,

А в небе кружились орлы.

В степи жеребенок родился,

Тучнели скотом табуны.»

Развитие Луганского сельского округа

Развитие Луганского сельского округа

  • Первоначально в Луганский сельский округ входило 5 населённых пунктов, а в ходе сеноуборочной кампании были присоединены ещё три населённых пункта. Всего их было 8 сёл: Акимовка, Анастасовка, Богдановка, Даниловка, Луганск, Максимовка, Розовка, Федотовка. В 1951 году из «Форвертса» отделили хозяйство, и на него перешёл Валентин Иосифович Шиль. Он и предложил назвать колхоз именем Эрнста Тельмана в память о вожде немецких коммунистов и движения «Рот фронт». В 1957 году в ходе реорганизации к колхозу им.Тельмана были присоединены колхоз «Чапаева» в с.Богдановка, а в 1958 году – колхоз «Путь Ленина» в с. Духовницкое.
Разбуженная целина Целина – это степь, Превращенная в хлебное поле, Степь, распахнутая, Как ладонь материнской руки.  Олжас Суйлеменов   Многое тогда случалось на целине – и хорошего, порою и плохого – но в целом, это был один из величайших подвигов Человека и Человечества за все время его существования.  Ильяс Есенберлин    1954 год. Февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС дал старт освоению целинных и залежных земель. Большую часть целины планировали поднять в северных районах Казахстана. «В связи с освоением целинных и залежных земель, открылась новая страница в истории Луганска.   Заложены фундаменты под клуб, больницу, мастерскую и под общежитие. Первая улица получила название –  улица Ленина. В первый год построена средняя школа.

Разбуженная целина

Целина – это степь,

Превращенная в хлебное поле,

Степь, распахнутая,

Как ладонь материнской руки.

Олжас Суйлеменов

 

Многое тогда случалось на целине –

и хорошего, порою и плохого – но в

целом, это был один из величайших

подвигов Человека и Человечества

за все время его существования.

Ильяс Есенберлин

1954 год. Февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС дал старт освоению целинных и залежных земель. Большую часть целины планировали поднять в северных районах Казахстана. «В связи с освоением целинных и залежных земель, открылась новая страница в истории Луганска.

 

Заложены фундаменты под клуб, больницу, мастерскую и под общежитие. Первая улица получила название –

улица Ленина.

В первый год построена средняя школа.

«В 1956 году в колхозе было 400 рабочих, жили в 43 жилых домах, 17 из которых построены из местных материалов. 78 рабочих колхоза взяли ссуду и возводят свои собственные дома. Построены 4 зерносклада, столовая, магазин, баня, пекарня, склады,  достраивается клуб, механическая мастерская, детские ясли. Благодаря председателю колхоза им.Тельмана Блацу Карлу Яковлевичу с 1960 года по 1992 год поднимался и расцветал наш Луганск. За большие заслуги в увеличении сельхозпродукции К.Блац в 1980 году был награждён орденом Ленина.

«В 1956 году в колхозе было 400 рабочих, жили в 43 жилых домах, 17 из которых построены из местных материалов. 78 рабочих колхоза взяли ссуду и возводят свои собственные дома. Построены 4 зерносклада, столовая, магазин, баня, пекарня, склады, достраивается клуб, механическая мастерская, детские ясли.

Благодаря председателю колхоза им.Тельмана Блацу Карлу Яковлевичу с 1960 года по 1992 год поднимался и расцветал наш Луганск.

За большие заслуги в увеличении сельхозпродукции К.Блац в 1980 году был награждён орденом Ленина.

Статья из газеты «Звезда прииртышья»:

Ушёл на пенсию легендарный Карл Яковлевич Блац, 32 года возглавляв- ший колхоз имени Тельмана, равных которому по эффективности производства в области, пожалуй, не было. По объёму валовой продукции он уступал только колхозу имени 30-летия Казахской ССР, а по рентабельности — превосходил его. Они ревностно следили за успехами друг друга, Я. Г. Геринг, известность которого далеко перешагнула границы области, и остававшийся в тени К. Я. Блац. Геринг вовсю пользовался банковскими кредитами, а Блац — никог- да. Геринг тащил к себе всё новое, передовое, на чём, случалось, и спотыкался, а Блац всегда действовал по-хозяйски осмотрительно и даже с перестраховкой. Каждый из них шёл свом путём, делом доказывая на что он способен. По сравне- нию с Герингом «упёртый” Блац всегда был скуповат, но в его Луганске есть всё для нормальной жизни колхозников и их детей. И тем не менее немцы отсюда бегут в Германию… Как, впрочем, и из колхоза имени 30-летия Казахской ССР, где население сменилось почти полностью. Говорят, и сам Блац решил перебрать- ся на историческую родину, но одним из препятствий стало его бывшее член- ство в ЦК Компартии Казахстана. Как бы там ни было, Блац уходит, а вместе с ним уходит целая эпоха… Мне приходилось встречаться и обстоятельно беседовать с ним, но близкими наши отношения не стали. Карл Яковлевич вообще не подпускал посторонних людей к себе близко. Новым председателем избрали Фридриха Фридриховича Фридриха — в прошлом директора здешней школы, а в последнее время председателя сельско- го Совета. Б. В. Исаев тут же окрестил нового председателя «Фридрихом в кубе”.

  Председатели колхоза (ПК):   1931 – 1932гг. Рыбаков 1932 – 1933гг Сверлов В.И. 1933 – 1934гг Клочко 1934 – 1936гг Гаан Александр Владимирович 1936 – 1938гг Гаас Иван Иванович 1938 – 1939гг Мельман Яков 1941 – 1951гг Бауэр Е. 1951 – 1958гг Шиль Валентин Иосифович 1958 – 1961гг Вайберт Карл 1961 – 1992гг. Карл Яковлевич Блац 1992 – 1995гг Фридрих Фридрихович Фридрих 1995 – 1997гг Николай Фёдорович Дубяга 1997 – н/вр. Кузьменко Пётр Петрович Фридрих Фридрихович Фридрих

  Председатели колхоза (ПК):

  1931 – 1932гг. Рыбаков

1932 – 1933гг Сверлов В.И.

1933 – 1934гг Клочко

1934 – 1936гг Гаан Александр Владимирович

1936 – 1938гг Гаас Иван Иванович

1938 – 1939гг Мельман Яков

1941 – 1951гг Бауэр Е.

1951 – 1958гг Шиль Валентин Иосифович

1958 – 1961гг Вайберт Карл

1961 – 1992гг. Карл Яковлевич Блац

1992 – 1995гг Фридрих Фридрихович Фридрих

1995 – 1997гг Николай Фёдорович Дубяга

1997 – н/вр. Кузьменко Пётр Петрович

Фридрих Фридрихович Фридрих

Грамоты труженикам села   В музее Луганской СОШ имеется около 200 грамот и благодарственных писем труженикам села Луганск (оригиналы).

Грамоты труженикам села

  В музее Луганской СОШ имеется около 200 грамот и благодарственных писем труженикам села Луганск (оригиналы).

Динмухамед Ахмедович Кунаев 1й секретарь КПК поздравляет доярку трёхтысячницу Мертенс Каролину Васильевну

Динмухамед Ахмедович Кунаев 1й секретарь КПК

поздравляет доярку трёхтысячницу Мертенс Каролину Васильевну

Председатели с/с, акимы Луганского с/о

Председатели с/с, акимы Луганского с/о

  • 1931 – 1962гг - неизвестно (исследуется)
  • 1962г – Майбах Иван Иванович
  • 1964 – 1980гг - Франк Фёдор Фёдорович
  • 1980 – 1990гг – Эберт Отто Оттович
  • 1990 – 1992гг – Фридрих Фридрих Фридрихович
  • 1993 – 1995гг – Шалдыбаев Ж
  • 1995 – 1996гг – Дощиков Максут Дюсенович
  • 1997 – 1999гг – Кошман Михаил Михайлович
  • 2000-2010 гг – Баймагамбаев Табыс Кемпербаевич, аким Луганского с/о (2004-2005 уч.год – начальник РОО Павлодарского района).
  • 2004-2005 уч.год – Вебер Елена Борисовна, аким Луганского с/о.
  • С апреля 2010г.- 2017г - Турсунова Валентина Леовна.
  • 2018 год – Щеглов Вадим Сергеевич
Прошла война, прошла страда,  Но боль взывает к людям:  Давайте, люди, никогда  Об этом не забудем!  А.Т.Твардовский  Вспомним всех поименно,  Сердцем вспомним своим.  Это нужно не мертвым,  Это нужно живым.  Р.Рождественнский Луганцы – ветераны Великой Отечественной войны

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! А.Т.Твардовский Вспомним всех поименно, Сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым, Это нужно живым. Р.Рождественнский

Луганцы – ветераны

Великой Отечественной войны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!