Историко-краеведческий музей
Луганской средней общеобразовательной школы Павлодарского района
Большую роль в военно-патриотическом и гражданском воспитании учащихся Луганской средней общеобразовательной школы играет школьный историко-краеведческий музей, который начал свою деятельность с мая 1990 года. Музей является систематизированным, тематическим собранием материалов по истории села Луганск и Луганской школы. У истоков создания музея стояли директор школы Фридрих Ф.Ф., заместитель директора по воспитательной работе Руди Л.Р., учительница русского языка и литературы Видовская М.П. - руководитель музея. С 2005 по 2009 годы музей не функционировал в связи с переменой места жительства руководителя музея Видовской М.П., являющейся одной из последних коренных жителей села Луганск. В настоящий момент в Луганской школе работает только один учитель, являющийся коренным жителем – это учитель физкультуры Беданова М.Н.
Цель: приобщать учащихся к истории родного края, его богатству, изучать прошлое и настоящее родного края.
Главными задачами музея являются:
повышение образовательного, культурно-технического, профессионального уровня обучающихся;
формирование познавательного интереса к изучению истории края и истории школы;
воспитание исторического сознания, приобщение обучающихся к историческому прошлому своей страны и края;
обеспечение преемственности поколений, пропаганда рабочих профессий;
развитие коммуникативности, творческой активности обучающихся.
Деятельность музея имеет несколько педагогических аспектов. Он является центром воспитательной работы в школе, помогает обучающимся развивать исследовательские навыки, учит поисковой и собирательской работе, рекламно-просветительской деятельности, а также повышает общую культуру обучающихся и педагогического коллектива.
ХАРАКТЕРИСТИКА
историко - краеведческого музея
Луганской средней школы
Фонды музея составляют около пятисот экспонатов, книг, альбомов, газетных вырезок из районной газеты с 1995 по 2010 годы, сотни фотографий с 50–х годов прошлого века до настоящего времени.
Школьный музей расположен на площади 24 кв. м. в 1 комнате.
Уголок истории села имеет разделы:
- история села, края;
- колхоз им. Тельмана в нашем селе;
- Дом культуры в селе;
- Луганск сегодня;
- трудовая гордость села;
- уголок боевой славы.
Уголок этнографии и старинных вещей стилизована под комнату немецкого жилья, где расположены предметы быта и убранства репрессированных переселенцев немецкой национальности на казахстанскую землю (все подлинно).
Уголок истории школы имеет разделы:
- история образования в селе Луганск;
- история Луганской средней школы;
- о первом директоре Луганской средней школы;
- стенд о лучших учителях школы;
- стенд и витрина «Спортивная гордость школы»;
- материалы и альбомы о выпускниках школы;
- витрина с памятными грамотами, которыми была награждена школа;
- постоянно действующая выставка поделок учащихся по дереву, из ткани;
- Изобразительное искусство школьников, учителей;
- папки с вырезками из газет о школе и селе;
- фотоматериалы о школе и селе.
Материалы, посвященные военной истории:
- уголок боевой славы;
- Книга Памяти, включающая сведения обо всех сельчанах нашего округа, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны;
- Книга Памяти, включающая фотографии, годы жизни ветеранов войны, живших в селе и умерших после войны;
- стенд и подлинные фотоматериалы о Герое Советского Союза Кутурга Иване Васильевиче (4 мая 1924 года – 4 февраля 1987 года), Герой Советского Союза (1945). Родился на территории современного Иртышского района. В 2009 году – 85 лет со дня рождения. Директором Луганской СОШ в 2003-2004 учебном году была родная внучка Ивана Васильевича Вебер Е.Б.
- альбом о ветеранах Великой Отечественной войны, включающий фотографии военных и послевоенных лет, воспоминания ветеранов о войне, газетные статьи о них, карты боевого пути, составленные учащимися по воспоминаниям ветеранов;
- стенд «В тылу как на фронте», рассказывающий о труде колхозников села в годы войны;
- стенд с фотографиями живых ветеранов Великой Отечественной войны, проживающими сейчас в селе; - две витрины с фотографиями личных вещей и наград уже умерших ветеранов войны;
- материалы (сувениры, книги, наборы художественных открыток).
Ежегодно в школе проходит трудовая операция «ПАМЯТНИК». Учащиеся – старшеклассники постоянно следят за сохранностью памятника погибшим в годы войны воинам – односельчанам, за чистотой вокруг памятника. Они зимой очищают снег от памятника, в другое время года убирают территорию у памятника от мусора и опавшей листвы, высаживают и поливают деревья, цветники, высаженные у памятника.
В селе Луганск проживает 1 ветеран Великой Отечественной войны Демченко Н.Ф. и 1 ветеран Власов В.А. проживает в селе Богдановка (информация собирается по Луганскому округу, т.к. с самого села Луганск участников Великой Отечественной войны не было). К сожалению, в прошлом году умер ещё 1 ветеран ВОВ Губченко Г.Г.
Ветераны окружены заботой и вниманием школьников.
В школе организовано шефство классов над ветеранами войны. Дети оказывают посильную помощь в уборке домов, работают на огородах весной и осенью, убирают снег в их дворах. В День Защитника Отечества и в День Победы учащиеся поздравляют их, дарят памятные сувениры, сделанные своими руками, читают стихи о Победе. В школе постоянно организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проходят они, как правило, в школьном музее.
Ежегодно 1 сентября на школьном Празднике Первого Звонка приглашаются ветераны ВОВ, ветераны педагогического труда, которые поздравляют всех с началом учебного года, рассказывают о жизни в те далёкие сороковые.
В музее в этот день традиционно проходит экскурсия для поступивших в школу первоклассников.
Характеристика фондов музея:
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2009 |
Музейные предметы (кол-во): | 350 | 360 | 400 | 405 | 432 | 448 | 506 |
Количество экскурсантов | 450 | 400 | 420 | 386 | 371 | 379 | 275 |
Количество тематических экскурсий: | 8 | 12 | 10 | 9 | 10 | 10 | 14 |
* Количество уроков, проведенных на базе музея: | 13 | 13 | 13 | 15 | 22 | 18 | 24 |
ЭКСКУРСИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ
Тематика экскурсий:
1.Великая отечественная Война - (40 минут):
А) Обзор основных событий 1941 – 1945 гг.;
Б) Герои Павлодарской области;
В) Участники войны, жившие и живущие в Павлодарском районе.
2.История народного образования - (40 минут):
А) Из истории народного образования;
Б) История Луганской школы;
В) Лучшие педагоги района, школы.
3.История быта (20 век) - (30 минут):
А) Происхождение вещей;
Б) Обзор экспонатов, представленных в экспозиции.
Первым руководителем музея являлась Видовская Маргарита Павловна. Она проделала с ребятами большую поисковую работу и собрала очень ценный материал для экспозиций музея.
Начинался наш музей с коллекции фотографий, значков, медалей, с символикой Советского государства. Сегодня в фондах музея свыше 500 экспонатов.
Основными направлениями работы музея с 1990 по 2009 гг. являются:
- Поисковая работа;
- Научно-исследовательская работа.
- Фондовая работа;
- Экспозиционная работа;
- Рекламно-просветительская деятельность.
На базе собранного материала создавались экспозиции. Они были посвящены истории создания села и школы.
Особенностью нашего музея является и то, что в его работе с 2009 года принимает участие весь коллектив школы: обучающиеся, преподаватели, родители. В музее на постоянной основе работают четыре экспозиции:
«Репрессии 30-40-х гг. ХХ в.» | |
«Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «Вахта Памяти» | |
«Луганск в 50-80-е гг.» | |
«История школы. «Твоя история, выпускник!» | |
Работают выставки:
«Конкурс на лучший экспонат» | |
«Конкурс поделок» (творчество обучающихся) | |
Музей помогает в развитии патриотических чувств. Учащиеся учатся самостоятельности, самодеятельности, собирать материал по определённым темам, узнают много нового и интересного для себя.
Воспитательно-образовательное значение школьного музея трудно переоценить. Здесь ребята узнают и изучают нравы народа, его традиции и обычаи. Чем дальше уходят эпизоды грозных военных лет, чем меньше остаётся непосредственных участников тех событий – тем важнее для молодого человека встреча с немыми свидетелями той эпохи: найденными осколками снарядов, фотографиями и пожелтевшими документами. Всё это работает на воспитание личности, личностных ориентаций ребёнка.
Формы работы музея самые разнообразные: тематические мероприятия и встречи с ветеранами войны и труда, уроки труда и уроки мужества, уроки профориентации и экскурсии.
Такие мероприятия не всегда являются «уроками», иногда это – вечера, беседы, встречи. Проведению многих из них предшествует долгая и кропотливая поисковая работа. Кроме патриотического воспитания, в музейной работе большое значение уделяется трудовому воспитанию. Сюда можно отнести такие формы работы, как вечера-портреты, уроки Трудовой Славы, дни профессий, встречи с представителями трудовых династий. Вечера трудовых династий становятся настоящими праздниками на селе. Его составные части – осмотр специально приуроченной к встрече выставки, встреча и беседа с трудовыми династиями, которые не парадно, не по бумажке беседуют с детьми, а рассказывают всё так, как было: как они работали, как жили и почему не искали лёгких путей в жизни, что, на их взгляд, хорошо в их профессиях. Конечно, такие беседы не проходят бесследно для ребят, если она живая, интересная.
Выполнила: ЗДВР Федосеенко Н.Г.