Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс
к учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень )
под редакцией И.Н. Пономаревой.
Тесты с выбором одного правильного ответа
Предметом изучения общей биологии является:
а) строение и функции организма; б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых систем;
г) строение и функции растений и животных.
2. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?
а) биосферный; б) биогеоценотический; в) популяционно-видовой; г) организменный.
3. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии? а) экспериментальный; б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический; г) метод наблюдения и описания объектов.
4. Живые системы считаются открытыми, потому что:
а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;
б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;
в) они обладают способностью к адаптации;
г) они способны размножаться.
5. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?
а) морфология; б) систематика; в) экология; г) физиология.
6. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:
а) рост; б) движение; в) раздражимость; г) ритмичность.
7. К биотическим факторам относится:
а) газовый состав атмосферы; б) температура; в) соленость почвы; г) ни один из перечисленных.
8. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называется:
а) стимулирующим; б) ограничивающим; в) абиотическим; г) антропогенным;
9. Взаимодействие актинии и рака-отшельника называется:
а) симбиозом; б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) конкуренцией.
10. Конкуренция – это отношения между:
а) хищниками и жертвами; б) видами со сходными потребностями;
в) паразитами и хозяевами; г) живыми организмами и абиотическими факторами.
11. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:
а) не приносит вреда хозяину; б) приносит хозяину пользу;
в) приносит вред, но обычно не приводит к гибели хозяина;
г) приводит к гибели хозяина.
12. В биогеоценоз входят:
а) только растения и окружающая среда; б) только среда, в которой существуют организмы;
в) организмы и окружающая среда; г) нет верного ответа.
13. Кто из перечисленных организмов является консументом в лесной экосистеме?
а) зайцы; б) грибы; в) бактерии; г) растения.
14. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) редуцентам; б) консументам; в) продуцентам; г) все ответы верны.
15. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) сосны; в) белки; г) насекомые.
16. Термин «биосфера» впервые употребил:
а) К. Линней; б) Э. Зюсс; в) Ж.Б. Ламарк; г) Ч. Дарвин.
17. Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами?
а) биосфера; б) гидросфера; в) атмосфера; г) литосфера.
18 . Учение о биосфере было создано:
а) Ч. Дарвином; б) Т. Морганом; в) А.И. Опариным; г) В.И. Вернадским.
19. Что является структурной, элементарной и функциональной единицей биосферы?
а) биогеоценоз; б) популяция; в) вид; г) экотоп.
20. Где наблюдается наибольшая концентрация живого вещества в биосфере? а) на суше; б) в океане; в) в атмосфере; г) на границах соприкосновения литосферы, атмосферы, гидросферы.
21. Организмы, осуществляющие распад органических веществ в биогеоценозе, – это:
а) консументы б) паразиты; в) редуценты; г) автотрофы.
22. Какие организмы относятся к продуцентам?
а) дождевые черви; б) дубы; в) почвенные грибы; г) зайцы.
23. Наибольшее разнообразие видов характерно для биоценоза:
а) тундры; б) тайги; в) тропического леса; г) лесостепи.
23. Что отражает закономерное сокращение массы органического вещества в цепях питания от звена к звену? а) продуктивность; б) правило экологической пирамиды;
в) процесс саморегуляции; г) круговорот веществ.
24. Что такое ноосфера?
а) живая оболочка Земли;
б) часть биосферы, на которой особенно сильно сказывается хозяйственная деятельность человека;
в) оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов;
г) новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором ее развития.
25. С какой целью создаются заповедники? а) с научной; б) с эстетической;
в) для охраны видов животных и растений; г) для собирания ягод и грибов.
26. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: а) борьба за существование;
б) наследственная изменчивость; в) естественный отбор; г) все перечисленные.
27. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
а) борьбу с неблагоприятными условиями; б) внутривидовую;
в) межвидовую; г) все перечисленное в равной степени.
28. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:
а) создает новые виды; б) доставляет материал для эволюции;
в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал; г) сохраняет наиболее полезные изменения.
29. Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) методического отбора; б) искусственного отбора;
в) деятельности человека; г) взаимодействия движущих сил эволюции.
30. Особи двух популяций одного вида: а) могут скрещиваться и давать плодовитое потомство
б) могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают; в) не могут скрещиваться.
31. Эволюционный процесс, протекающий внутри вида и приводящий к его разделению на два или несколько видов, называется: а) макроэволюция; б) микроэволюция;
в) элементарное эволюционное явление; г) надвидовая эволюция.
32. Макроэволюция в отличие от микроэволюции:
а) ведет к образованию новых популяций различных видов;
б) ведет к образованию новых видов растений и животных;
в) происходит под действием комплекса движущих сил эволюции;
г) ведет к образованию крупных таксономических групп: классов, типов, отделов и др.
33. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:
а) повышением уровня организации; б) снижением уровня организации;
в) расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды;
г) снижением численности и сокращением ареала.
34. Где возникли первые неорганические соединения?
а) в недрах Земли; б) в первичном океане; в) в первичной атмосфере.
35. Какой способ питания был у первых живых организмов?
а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный.
36. Видовым признаком человека является:
а) две пары конечностей; б) живорождение; в) 23 хромосомы в гаметах;г) наличие млечных желез.
37. Что способствовало противопоставлению большого пальца в процессе эволюции человека?
а) прямохождение; б) трудовая деятельность;
в) развитие членораздельной речи ;г) стадный образ жизни.
38. Укажите древних людей.
а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы в) палеоантропы; г) австралопитеки, дриопитеки.
39. К социальным факторам эволюции человека относят:
а) изменчивость; б) трудовую деятельность; в) борьбу за существование; г) наследственность.
40. Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза?
а) борьбу за существование; б) мутационный процесс; в) появление речи; г) естественный отбор.
Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой?
А) в нем нет пищевых цепей. Б) в нем короткие пищевые цепи.
В) в нем отсутствуют редуценты. Г) в нем отсутствуют консументы.
Д) в нем преобладают продуценты одного вида. Е) в нем небольшое число видов.
2. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
а) развитие семян у голосеменных растений;
б) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания;
в) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца;
г) выделение душистым табаком пахучих веществ;
д) двойное оплодотворение у цветковых растений;
е) появление у растений механических тканей.
Установите соответствие
Разделите примеры факторов среды на абиотические и биотические.
Примеры | Факторы среды |
А) химический состав воды. Б) разнообразие планктона. В) влажность, температура почвы. Г) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых. Д) скорость течения воды. Е) засоленность почвы. | 1) абиотические факторы; 2) биотические факторы. |
Установите соответствие между функцией организма и группой, к которой она относится.
Функция | Группа организмов |
А) автотрофные организмы. Б) производят первичную органику в процессе фотосинтеза. В) гетеротрофные организмы. Г) потребляют органические вещества в цепях питания и цепях разложения. Д) усваивают энергию, заключенную в потребляемых питательных веществах. | 1) продуценты; 2) консументы. |
3.Установите соответствие
Причины видообразования | Способы видообразования |
А) расширение ареала исходного вида. Б) стабильность ареала исходного вида. В) разделение ареала вида различными преградами. Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала. Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала. | 1) географическое; 2) экологическое. |
Установите последовательность
1. Установите последовательность этапов смены сообществ.
А) смыкание крон березы и ее воздействие на среду обитания.
Б) образование заброшенной пашни.
В) вытеснение из травостоя светолюбивых растений теневыносливыми.
Г) ель догоняет в росте березу и включается в первый ярус.
Д) прорастание семян березы.
2. Установите геохронологическую последовательность развития жизни на Земле:
А) протерозой. Б) кайнозой. В) палеозой. Г) мезозой. Д) архей.
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их
(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)
1. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Человек разумный. 2.Человек разумный – один из представителей класса Млекопитающих, относится к отряду Люди. 3. Общим предком человека и гориллы являются дриопитеки. 4. К древнейшим людям относятся питекантропы, синантропы, неандертальцы. 5. Человечество образует три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную. 6. Наука о расах, их возникновении и развитии – расизм.