Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс.
Вариант 1.
Прочитайте отрывок:
Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой - стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – и ничего не стало.
Назовите жанр произведения, укажите название, к какой группе относится?
Как называется эта композиционная часть сказки:
Стали жить да быть – на славу всем людям.
Подберите постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках о животных:
лиса – хитрая;
медведь – ?
заяц – ?
волк - ?
Какая из украинских повестей Н.В.Гоголя начинается такими словами:
Звонкая песня лилась по улицам села. Было то время , когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собрались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки, а песни все не утихали.
Что называется олицетворением? Найдите в приведенном отрывке олицетворения, выпишите их. Какова их роль в произведении?
Что называется портретом? Для чего служит портрет в художественном произведении? Прочитайте описание:
На другой день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти.
Назовите автора и произведение. Чей это портрет? О какой роли идет речь в тексте?
Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс.
Вариант 2.
Прочитайте произведение устного народного творчества:
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.
К какому жанру фольклора относится это произведение? Дайте его определение.
Вспомните (или придумайте) и запишите загадку о снеге, дожде, ветре. Что помогает отгадать загадку?
Какой художественный прием использован в загадке:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Отгадайте ее.
Какая из украинских повестей Н.В. Гоголя заканчивается такими словами:
И через несколько минут уже все уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон. Изредка только перерывалось молчание лаем собак, и долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам села, отыскивая свою хату.
Что называется пейзажем? Что можно сказать об отношении автора к изображаемому?
5. Что называется эпитетом? Найдите в этом отрывке (см. вопрос 4.) эпитеты, выпишите их. Для чего они нужны?
Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс.
Вариант 3.
Прочитайте произведение устного народного творчества:
Под лежачий камень вода не течет.
Назовите жанр произведения, дайте его определение.
Объясните прямой и переносный смысл высказывания (см. вопрос 1).
Что называется темой произведения? Запишите 3 – 4 пословицы о труде, лени, уменье, безделье.
О каком герое идее речь:
Крестьянский сын, «сиднем сидел» тридцать лет и три года. Он главный на богатырской заставе. Основные черты его характера проявляются в поступках: изловил Соловья-разбойника, победил Идолище Поганое, Тугарина Змея. Смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.
Как называются произведения устного народного творчества, повествующие о подвигах богатырей? Какими художественными средствами создается впечатление о силе и могуществе богатыря?
Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Метель»:
…поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. …очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала удачу и поминутно въезжала то в сугроб, то проваливалась в яму, сани поминутно опрокидывались;…старался только не потерять настоящего направления, но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до жадринской рощи.
Что представляет собой отрывок? Кто является его главным героем? Как начавшаяся метель повлияла на его жизнь?