Итоговая контрольная работа по литературе Смоленщины
за курс 9 класса
(по учебнику Меркина Г.С.)
Вариант №1
1)Дайте определение термина загадка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
…Я вижу: сошел с пьедестала ______________________________
Фельдмаршал в литых сапогах. ______________________________
При звездном мерцании света ______________________________
Струится в висках седина, ______________________________
Горят на плечах эполеты ______________________________
Блестят на груди ордена… ______________________________
3)Назовите собирателей и исследователей Смоленского фольклора _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Зачем Нина (героиня повести Константина Симонова «Софья Леонидовна») приехала в Смоленск:
а) девушка соскучилась по своей тете Софье Леонидовне; б) в Белоруссии был голод и девушка спасалась у тети; в) девушка - разведчица приехала в Смоленск для борьбы с немцами.
5) Соотнесите (при помощи стрелочки) имя автора и название произведения
Вера Звездаева «Говорун».
Александр Александрович Шаховской «Башня Веселуха».
Николай Иванович Хмельницкий «Конунг и князь».
Федор Эттингер «Крепостная стена - душа Смоленска».
Борис Львович Васильев «Урок дочкам и липецкие воды».
6) Коротко расскажите о своем любимом произведении, изученном на уроках литературы Смоленщины в 9-ом классе
Вариант №2
1)Дайте определение термина обрядовая поэзия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
С тех пор, как с песней в детстве повстречался, ____________________________
Он край Смоленский исходил пешком. _____________________________
Всю жизнь косилось на него начальство, _____________________________
А сослуживцы звали чудаком. ____________________________
Слова, как звезды, для него лучились _____________________________
И наливались соком, как плоды. _____________________________
Он числился инспектором училищ, _____________________________
А был искателем живой воды. _____________________________
3) Назовите малые жанры Смоленского фольклора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Почему Кристо (герой романа А.Р. Беляева «Человек-амфибия») устроился на службу к ученому Сальватору?
а) ученый хорошо платил прислуге; б) Кристо хотел ограбить своего хозяина;
в) Кристо хотел раскрыть секрет «морского дьявола».
5) Соотнесите (при помощи стрелочки) имя автора и название произведения
Олег Ермаков «В годину смуты».
Леонид Корнюшин «Федор Конь».
Евгений Алфимов «Великая Замятня».
Николай Рыленков «Мартын – живописец»
Виктор Кудимов «Фрески города Гороухщи».
6) Коротко расскажите о своем любимом произведении, изученном на уроках литературы Смоленщины в 9-ом классе.
Ответы:
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Загадка- это жанр, в котором вещи и явления воспринимаются иносказательно, через сравнение их с отдаленно сходными. В загадках заключен парадокс необычного. В загадках дается воля вымыслу, но игра воображения предметна. | Обрядовая поэзия- это произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов – установленных действий, имеющих для исполнителей магическое, юридически-бытовой и ритуально-игровое значение. |
2 | Владимир Простаков «Кутузов», фельдмаршал Кутузов. | Н.И. Рыленков «Искатель живой воды», В.Н. Добровольский |
3 | Владимир Николаевич Добровольский, Николай Дмитриевич Бер, Шурыгин Василий Федорович, Соболев Павел Михайлович | Пословицы, загадки, народные песни, частушки, припевки, легенды, предания, сказки. |
4 | в) девушка - разведчица приехала в Смоленск для борьбы с немцами. | в) Кристо хотел раскрыть секрет «морского дьявола». |
5 | Вера Звездаева «Крепостная стена - душа Смоленска». Александр Александрович Шаховской «Урок дочкам и липецкие воды». Николай Иванович Хмельницкий «Говорун». Федор Эттингер «Башня Веселуха». Борис Львович Васильев «Конунг и князь». | Олег Ермаков «Фрески города Гороухщи». Леонид Корнюшин «В годину смуты». Евгений Алфимов «Федор Конь». Николай Рыленков «Великая Замятня». Виктор Кудимов «Мартын – живописец» |
6 | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. |
*За задания 1-5 – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. |
Оценка за работу | Кол-во баллов |
2 | 0-4 |
3 | 5-6 |
4 | 7-8 |
5 | 9-10 |