Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса
Вариант №1
1)Дайте определение термина пейзаж________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Нет на устах моих грешной молитвы, _____________________________________________
Нету ни песни во славу любезной: _____________________________________________
Помню я только старинные битвы, _____________________________________________
Меч мой тяжелый да панцирь железный. _____________________________________________
3) Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге? __ ___________________________________________________________________________________
4)Действующее лицо художественного произведения называется:
а)образом; б) персонажем; в)типом.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе
Вариант №2
1)Дайте определение термина портрет_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
3) Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге? _____________________________________________________________________________________
4)Идея произведения – это:
а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения; в) главная м обобщающая мысль произведения.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела …, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Ответы и оцениванине:
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Пейзаж - картина природы, которая не только воспроизводит характерные особенности данной местности в то или иное время года и суток, но служит фоном для действия. вызывает у читателя определенное настроение и помогает проникнуть в переживания действующих лиц. | Портрет - (изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, мимики, жестов) делает героя «зримым» и одновременно бросает свет на некоторые качества его внутреннего облика, на отношение к герою писателя. |
2 | М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь» | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» |
3 | Дактиль | Амфибрахий |
4 | Персонаж | Главная обобщающая мысль произведения. |
5 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка», герой- Емельян Пугачев. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка, героиня- Маша Миронова. |
6 | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. |
*За задания 1-5 – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. |
Оценка за работу | Кол-во баллов |
2 | 0-4 |
3 | 5-6 |
4 | 7-8 |
5 | 9-10 |
Вариант №3
1)Дайте определение термина интерьер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Лес пахнет дубом и сосной, _____________________________________________________
За лето высох он от солнца, _____________________________________________________
И Осень тихою вдовой _____________________________________________________
Вступает в пестрый терем свой. _____________________________________________________
3) Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге? ___________________________________________________________________________________
4)Композиция – это:
а) последовательность событий и действий; б) движение произведения от завязки до развязки; в) последовательность частей и элементов произведения.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Прекрасная барыня…, ехали они в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черною моською; и как ей сказали, что самый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: « Сидите тихо, а я схожу на кладбище».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Вариант №4
1)Дайте определение термина монолог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
В младенческих летах я мать потерял. _____________________________________________
Но мнилось, что в розовый вечера час _____________________________________________
Та степь повторяла мне памятный глас. _____________________________________________
За это люблю я вершины тех скал. _____________________________________________
Люблю я Кавказ. ______________________________________________
3) Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге? _______________________________________________________________________________
4)Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта; б) начало произведения; в) первое появление главного героя.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать : «это вот так, это вот так!», а там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр…пошел писать. Хотели даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Ответы и оцениванине:
№ вопроса | 3 вариант | 4 вариант |
1 | Интерьер – (описание обстановки дома, жилища) позволяет составить хотя бы общее представление о склонностях, вкусах, условиях жизни и характерах действующих лиц. | Монолог – длительная речь действующего лица, обращенная к себе или собеседникам. |
2 | И.А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» | М.Ю. Лермонтов «Кавказ» |
3 | Анапест | Хорей |
4 | Последовательность частей и элементов произведения | Момент возникновения или обнаружения конфликта. |
5 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель», героиня – Дуня Вырина, дочь станционного смотрителя. | Н.В. Гоголь «Ревизор», герой - Хлестаков. |
6 | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. |
*За задания 1-5 – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. |
Оценка за работу | Кол-во баллов |
2 | 0-4 |
3 | 5-6 |
4 | 7-8 |
5 | 9-10 |
Вариант №5
1)Дайте определение термина диалог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
3) Как называется двусложный размер стиха с ударением на втором слоге? _______________________________________________________________________________
4)Сюжет произведения – это:
а) основное содержание произведения; б) последовательность событий и действий; в) последовательность всех элементов произведения.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом… Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Вариант №6
1)Дайте определение термина рассказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет кровавый.
Смертный бой не ради славы-
Ради жизни на земле.
3) Как называется высшая точка напряжения, переломный момент в развитии действия.
_____________________________________________________________________________________
4Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма; б) роман, трагедия, эпиграмма; в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми … подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по – военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Ответы и оцениванине:
№ вопроса | 5 вариант | 6 вариант |
1 | Диалог – разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении. | Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц. |
2 | Н.А Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!» | А.Т. Твардовский «Василий Теркин» |
3 | Ямб | Кульминация |
4 | Последовательность событий и действий | Эпос, лирика, драма |
5 | И.С. Тургенев «Ася», героиня - Ася. | И.С. Тургенев «После бала», герой- полковник Петр Владиславович Б. |
6 | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. |
*За задания 1-5 – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. |
Оценка за работу | Кол-во баллов |
2 | 0-4 |
3 | 5-6 |
4 | 7-8 |
5 | 9-10 |
Вариант №7
1)Дайте определение термина повесть______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
3)Как называется средство художественной выразительности - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому? _____________________________________________________________________________________
4)Эпос – это:
а) басня, повесть, роман; б) баллада, поэма, сонет; в) комедия, трагедия, драма.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестряденной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими… доверчиво и добродушно».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Вариант №8
1)Дайте определение термина роман_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Укажите автора и название процитированного отрывка из произведения:
… Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста.
3) Как называется красочное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления? _____________________________________________________________________________________
4) 4)Лирика – это:
а) басня, повесть, роман; б) баллада, поэма, сонет; в) комедия, трагедия, драма.
5) Укажите автора, название произведения и имя героя, о котором идет речь:
«Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что – то не по себе… Видали вы когда – нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Напишите отзыв о произведении, изученном на уроках литературы в 8-ом классе.
Ответы и оцениванине:
№ вопроса | 7 вариант | 8 вариант |
1 | Повесть по своему объему, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная, конечно, с судьбами других людей. | Роман охватывает жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвленный сюжет или несколько сюжетных линий , объединенных общим замыслом. |
2 | Н.М. Рубцов «Русский огонек» | Н.М. Рубцов «До конца» |
3 | Сравнение | Эпитет |
4 | Басня, повесть, роман | Баллада, поэма, сонет |
5 | М. Горький «Челкаш», герой - Гаврила | М.А. Шолохов «Судьба человека», герой- Андрей Соколов. |
6 | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. | 2 балла – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. |
*За задания 1-5 – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. |
Оценка за работу | Кол-во баллов |
2 | 0-4 |
3 | 5-6 |
4 | 7-8 |
5 | 9-10 |