Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 5 класса. Вариант 1.
1.У Светланы, также как у ее мамы, голубые глаза и светлые волосы. Это объясняется:
а) чертой характера б) национальностью в) наследственностью г) особенными способностями
2.Членов семьи, в отличие от других коллективов, объединяют:
а) общие права и обязанности б)кровнородственные связи в) совместная деятельность г) общие интересы
3.В современной России растет доля семей, состоящих только из матери (отца) и детей. Совместное проживание родственников разных возрастов становится всё более редким явлением, как в городе так и на селе. Это свидетельствует о том, что сейчас в России преобладают семьи:
а) полные б) двухдетные в) двухпоколенные г) многопоколенные
4.По окончании 4 класса общеобразовательной школы Костя перешел в 5 класс и с удовольствием окунулся в новую интересную жизнь. Он записался в биологический кружок, принял участие в математической олимпиаде «Кенгуру». На какой ступени образования находится Костя?
а) начальное образование б) среднее общее образование
в) основное общее образование г) среднее профессиональное образование
5. Занятия, о которых говорится в отрывке: Российский император Петр 1 в минуты отдыха любил заняться токарным делом: его станок редко отдыхал. Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева. Он также собирал трости, монеты, оружие, камни, картины и многое другое, - называют:
а) хобби б) потребность в) обязанность г) наследственность
6.Трудовую деятельность, о которой пишет К. Чуковский в отрывке из повести «Серебряный герб»: Шпательщик… исполняет самую простую работу, для которой не требуется особых умений. Взберешься с самого утра по приставной лестнице на заржавленную, закопченную, заскорузлую крышу, на которой кое – где сохраняется побуревшие островки старой краски , снимешь куртку, рубаху, ботинки, обмотаешь ноги тряпьем и начнешь при помощи шпателя превращать ее в чистую, без единой пылинки, после чего сюда пойдут маляры, хорошо зашпаклевать эту крышу и сделать ее пунцовой, зеленой или даже огненно-желтой, так что дом помолодеет надолго и станет украшением всей улицы, - можно охарактеризовать как:
а) умственную б) творческую в) физическую г) автоматизированную
7.Продукт сделанный на продажу:
а) услуга б) товар в) ресурс г) экономика
8.Главная особенность благотворительной деятельности
а) создание чего-то нового б) создание материальных ценностей
в) оценивание труда по количеству сделанного г) оказание бескорыстной тем, кто в этом нуждается.
9. В отдельной статье Конституции РФ говорится, что Государственные символы России утверждены специальными конституционными законами. Речь идет о:
а) Гербе, флаге и гимне
б) Столице и границах государства
в) Государственном языке, органах власти и управления
г) Системе летоисчисления и национальной денежной единице
10.На уроке обществознания, посвященном конституционным основам России, прозвучали следующие суждения. Верны ли суждения?
А) Русский язык является государственным языком в России
Б) каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества
а) верно только А б) верно только б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
11.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
а) способность к творчеству б) создание новых орудий труда
в) стремление удовлетворить свои потребности г) способность воспринимать внешнее воздействие
Черты сходства | Черты отличия |
| |
12.Найдите в приведенном списке три пословицы, раскрывающие значимость образования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. «Яйца курицу не учат»
2. «Голодное брюхо к ученью глухо»
3. «Ученье – свет, а неученье - тьма»
4. «В молодости не научился – потерял жизнь»
5. «Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает»
13.Установите соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Учтите, что в правом столбце один элемент является лишним
понятие | определение |
А) субъект Федерации Б) нация | 1. государственное образование в составе Федерации 2. символ государства 3. сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединяют язык, духовная культура, территория, экономика. |
14. Прочитай текст. Выполни задания
Семья – это часть нас, нашей сущности, или, если сказать по-другому, мы – это неотделимая часть нашей семьи. Это не просто ячейка общества, которая «поставляет» новых людей в этот мир. Наши любящие родители – это те люди, которые подарили нам эту жизнь, а значит, и возможность учиться, познавать этот мир, получать необходимый опыт. Они всегда заботились и до сих пор заботятся о нас так, как могут, защищая и оберегая нас от жизненных трудностей, любя нас искренней и не взирающей на недостатки любовью. А значит и мы также должны любить и заботиться о них несмотря ни на что. Когда мы осознаем всю важность значения семьи в нашей жизни, она становится для нас самым надежным убежищем в этом мире. Когда что-то не получается, когда на вас обрушивается море проблем, куда мы идем в первую очередь, где мы ищем поддержки и покоя?
Конечно же, в первую очередь мы идем к тем, кто лучше всех нас поймет, даст совет и поможет нам выйти из трудной ситуации.
Если вы видите, что у вас в семье не такие крепкие отношения, какие вам хотелось бы иметь, делайте все, чтобы укрепить ваши отношения с родными людьми, помогайте им во всем, проявляйте уважение, не стесняйтесь проявлять любовь и говорить родным о том, что вы их любите. Не допускайте обид, учитесь прощать друг другу промахи, учитесь искренне просить прощения за то, что вы сделали неправильно или если вы обидели кого-то из близких невзначай.
1) Выбери из текста слова, которые указывают на функции семьи
2) Говорится ли в тексте об обязанностях детей?
3) Какие правила укрепления семьи содержатся в тексте?
15. Дай определение следующим терминам:
- Семья
- Брак
- Рачительный хозяин
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 5 класса. Вариант 2
1.Все знакомые и друзья Олега утверждают, что он внешне очень похож на свою маму. Это объясняется:
а) чертой характера б) национальностью в) наследственностью г) особенными способностями
2.Членов семьи, в отличие от учеников класса, объединяет:
а) общий интерес б) эмоциональность в) ведение общего хозяйства г) наличие обязанностей и прав
3.В России XIX в. Преобладали семьи, которые состояли из супружеской пары, родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев и племянников и т.д.. это свидетельствует о том, что в прошлом большинство семей были:
а) полными б) двухпоколенными в) трехпоколенными г) многопоколенными
4.На уроке обществознания ребята спорили между собой о том, что такое потребности и какие из них являются наиболее важными. Верны ли суждения?
А)Николай утверждает, что потребность – это осознаваемая человеком нужда в чем-либо
Б) Антон считает, что к числу важнейших потребностей человека относится потребность в пище, одежде, общении, дружбе
а) верно только А б) верно только б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
5.После окончания 6 класса общеобразовательной школы Сергей прошел собеседования и поступил в лицей. Его работа на конкурсе «Пока в России Пушкин длится» заняла призовое место. Стихотворение, представленное на конкурс, было опубликовано в журнале. На какой ступени образования находится Сергей?
а) Начальное образование б) среднее общее образование
в) основное общее образование г) среднее профессиональное образование
6.В книге Невероятная коллекция мистера Рипли» рассказывается о различных увлечениях. Например, Маурицио Савини создает красивые скульптуры из жеванной жевательной резинки, а Патрик Эктон из США построил школу волшебства Хогвартс из 600000 спичек, и на это у него ушло два года. Такое мероприятие называется:
а) хобби б) обучение в) самообразование г) благотворительность
7.В отрывке из повести Л. Пантелеева «Республика Шкид». Три месяца бесновалась республика Шкид, потом горячка стала постепенно утихать: как звезды на утренней заре, гасли один за другим «Мухоморы», «Клоуны», «Факелы», «Всходы» и другие газеты и журналы… Викниксор вовремя подсказал им хорошую идею: пора издавать большую общешкольную стенгазету. И вот появляется «Горчица», здоровая, крепкая, ученическая газета, где материал собран со всей школы, со всех отделений, где пишет не один редактор, а пятнадцать – двадцать корреспондентов.. – речь идет о деятельности:
а) простой б) физической в) добровольной г) традиционной
8.Главной особенностью творческой деятельности является создание:
а) богатства б) чего-то нового в) орудий труда г) ремесленных изделий
9.Все субъекты Российской Федерации имеют:
а) свою Конституцию б) равную территорию
в) равные права с другими субъектами г) одинаковую численность населения
10.Референдумы назначаются для того, чтобы:
а) избрать Президента РФ б) принять Конституцию
в) помочь судьям принять решение г) избрать депутатов Госдумы
11.В приведенном списке указаны сходства и отличия человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Оценивание своего поведения
2)Наличие инстинкта самосохранения
3)Способность к сознательным действиям
4)Наследование от родителей особенностей внешнего вида
Черты сходства | Черты различия |
| |
12.Найдите в приведенном списке три правила грамотной организации своего учебного и свободного времени. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Больше дела, меньше слов»
2) «Все за одного – один за всех»
3) «делу – время, а потехе - час»
4) «Хорошая книга – искренний друг»
5) «Делаешь наспех – сделаешь насмех»
13.Установите соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Учтите, что в правом столбце один элемент является лишним
понятие | определение |
А) Гражданин Б) патриот | 1. человек, отдающий часть своих денег на развитие искусства и науки 2. человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности 3. человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. |
14. Прочитай текст. Выполни задания
Семья – это часть нас, нашей сущности, или, если сказать по-другому, мы – это неотделимая часть нашей семьи. Это не просто ячейка общества, которая «поставляет» новых людей в этот мир. Наши любящие родители – это те люди, которые подарили нам эту жизнь, а значит, и возможность учиться, познавать этот мир, получать необходимый опыт. Они всегда заботились и до сих пор заботятся о нас так, как могут, защищая и оберегая нас от жизненных трудностей, любя нас искренней и не взирающей на недостатки любовью. А значит и мы также должны любить и заботиться о них несмотря ни на что. Когда мы осознаем всю важность значения семьи в нашей жизни, она становится для нас самым надежным убежищем в этом мире.
Когда что-то не получается, когда на вас обрушивается море проблем, куда мы идем в первую очередь, где мы ищем поддержки и покоя? Конечно же, в первую очередь мы идем к тем, кто лучше всех нас поймет, даст совет и поможет нам выйти из трудной ситуации.
Если вы видите, что у вас в семье не такие крепкие отношения, какие вам хотелось бы иметь, делайте все, чтобы укрепить ваши отношения с родными людьми, помогайте им во всем, проявляйте уважение, не стесняйтесь проявлять любовь и говорить родным о том, что вы их любите. Не допускайте обид, учитесь прощать друг другу промахи, учитесь искренне просить прощения за то, что вы сделали неправильно или если вы обидели кого-то из близких невзначай.
1) Выбери из текста слова, которые указывают на функции семьи
2) Говорится ли в тексте об обязанностях детей?
3) Какие правила укрепления семьи содержатся в тексте?
15. Дай определение следующим терминам:
- Хобби
- Семейный бюджет
- Ресурсы