Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131» комбинированного вида
«Насекомые» - итоговая образовательная деятельность
(старшая группа)
Составила: Войтенко Н.С.
Барнаул 2014 год
Цель:
- закрепить количественный и порядковый счёт в пределах ю.
- закрепить решать примеры в пределах 10
- закрепить характеризовать звуки в словах
- формировать представление о жизни насекомых.
Задачи:
- развивать любознательность и память, наблюдательность.
- развивать общую и мелкую моторику.
- развивать фонематический слух
- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы.
- обогащать активный словарь в соответствии с лексической темой
«Насекомые».
- активизировать и обобщать словарь детей существительными,
прилагательными.
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал и оборудование.
- магнитофон
- декорации леса
- бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие
- шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка
- бейджик с номером на каждого ребёнка
- насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка,
бабочка и жук и др.
- домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок,
кора дерева
- карточки к игре «Четвёртый лишний»:
картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, пчела, муравей,
таракан, муха, паук.
- игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза
(с номерками)
- коробочка под насекомых, листочки для насекомых
- коробочка с сюрпризами
Для аппликации:
- лист чёрного картона,
- листы бумаги красного, черного и зелёного цвета,
- трафареты большого круга.
Образовательная деятельность:
(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес).
Звучит тихо музыка «Сказки Венского леса».
Воспитатель:
Ребята я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми маленькими обитателями леса. А кто из вас знает, кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей)
Правильно.
А каких насекомых вы знаете? (ответы детей)
Ребята, чтобы оказаться волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.
(Звучит музыка, воспитатель говорит слова дети одевают шапочки с изображением насекомых «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки )
Воспитатель:
Бабочка - коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Воспитатель:
Ну вот теперь вы насекомые. И мы с вами отправляемся на лесную полянку.
(После этих слов под музыку «Полёт шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну. И приземлились на полянку из разноцветных цветов в сердцевине цветка изображены цифры от 1 до10).
Воспитатель:
Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу такая тишина? (ответы детей)
А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей)
Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает?!
Для чего мы сюда прилетели? (ответы детей).
Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов.
А кого привлекают цветы? (ответы детей)
Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей).
Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но посмотрите, цветы не простые у них в серединке есть цифра, у каждого из вас тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой, же цифрой как у вас, назвать её и спокойно занять место на цветке.
Беседа о насекомых.
Воспитатель:
Каких насекомых можно встретить не только в лесу, но и в городе?
(комаров, клещей, бабочек, жуков, божьих коровок, и т.д)
Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые - это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).
Воспитатель:
Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей).
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идёт речь. И посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке под каким номером оно сидит.
Загадки о насекомых
У неё четыре крыла, Он работник настоящий,
Тело тонкое, словно стрела, Очень, очень работящий.
И большие-большие глаза. Под сосной в лесу густом
Называем её ... (стрекоза) Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Сок цветов душистый пьёт, Она легка, красива,
Дарит нам и воск, и мёд, Изящна, легкокрыла,
Людям всем она мила, Сама похожа на цветок
А зовут её ... (пчела) И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Не жужжу, когда сижу, Всех жуков она милей,
Не жужжу, когда хожу, Спинка алая на ней.
Не жужжу, когда тружусь, А на ней кружочки,
А жужжу, когда кружусь. (Жук) Чёрненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду читать начало предложения, а вы его должны продолжить, (но не все хором, а кому я передам бабочку).
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
- Майский жук большой, а божья коровка...(маленькая).
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...(длинные).
- У жука усы толстые, а у бабочки...(тонкие).
- У шмеля спина широкая, а у водомерки...(узкая).
- Гусеница ползает, а бабочка...(летает).
- Пчёлы летают, а паук...(ползает).
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка...(нет).
- Пчёлы живут в ульях, а муравьи...(в муравейнике).
Воспитатель:
Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Воспитатель:
Замечательно все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас давайте немного разомнём наши ножки, как это делают кузнечики.
Физкультминутка «Прыгайте кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Воспитатель:
А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображён, а потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Бабочка, стрекоза, заяц, пчела;
- Кузнечик, божья коровка, сорока, майский жук;
- Пчела, стрекоза, енот, пчела;
- Кузнечик, божья коровка, ворона, комар;
- Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- Слон, бабочка, шмель, гусеница;
- Божья коровка, комар, лиса, стрекоза;
- Лягушка, таракан, муха, кузнечик;
- Паук, бабочка, комар, волк.
Воспитатель:
Ребята, я хочу вам раздать картинки насекомых: ( бабочки, жука, комара, кузнечика, стрекозы, пчелы, муравья, мухи, паука, таракана).
Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к».
Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей).
Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Ребята, в каждом из этих слов есть звук «а».
Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей).
Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Ребята, в каждом из этих слов есть звук «р».
Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей).
Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Ребята, в каждом из этих слов есть звук «е».
Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей).
Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»
Воспитатель:
Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Приготовились к полёту и повторяем за мной.
Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»
Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.
Поднимусь, полечу;
Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж...
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять - вот и дети вы опять.
(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображёнными насекомыми)
Воспитатель:
Ребята пока мы были в лесу, к нам в группу принесли насекомых, а они разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и не раздавил, и сложить обратно в коробочку.
(Дети ищут по группе насекомых, а насекомые с сюрпризом на них примеры и их надо решить)
1+1=2; 1+2=з; 1+3=4; 1+4=5; 1+0=1; 5+1=6; 4+3=7; 4+4=8; 8+1=9; 10+о=10
Воспитатель:
Давайте сложим их в коробочку, посчитав скольких насекомых мы нашли. (Считаем)
А сейчас обратно посчитаем, (считаем)
Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до ю и обратно»
Воспитатель:
Давайте повторим, что случится, если исчезнут все насекомые?
(Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые - это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.)
Воспитатель:
Посмотрите, вот под этим листочком кто-то спрятался, но чтобы узнать, кто надо отгадать загадку.
Загадка
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ носит жук.
Растеньям - страж.
С вредной тлёй воюет ловко эта... (божия коровка.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите здесь божья коровка. Скажите, из чего сделана эта божья коровка, (ответы детей).
Давайте с вами сделаем таких же божьих коровок.
Аппликация «Божья коровка»
Воспитатель:
А когда мы справимся с заданием возьму волшебную палочку и совершу ещё одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.
(Пока дети делают аппликацию, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости).
(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).
Воспитатель:
Стрекоза, оса и муха,
Таракан, комар и жук.
В сладости превращаются вдруг.
Воспитатель:
Ребята вам понравилось наше путешествие в волшебный лес?
А что вам больше всего понравилось?