Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Голубниченко Натальи Ивановны
МБОУ « Гимназия № 3» г.о Королев Московской области.
На тему:
« Технология развития критического мышления учащихся» _____________________________________
- Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
- Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
- Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
- Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили.
- Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.
31 мая 1995г. Школа получает статус Муниципальной общеобразовательной гимназии №3.
- Дважды победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2006 г. и 2012гг,
- Дипломант конкурса на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся Московской области 2005 г.,
- Победитель V Всероссийского конкурса воспитательных систем (2011-2012г.),
- Победитель областного конкурса по благоустройству пришкольных территорий 2004 г.
- Лауреат конкурса «Лучшая школа Подмосковья 2006» .
- В 2014 году наша гимназия второй раз вошла в TOP 500 - в 500 лучших школ России по уровню качества образования. Учитывались результаты выпускных экзаменов и достижения во Всероссийской олимпиаде школьников на региональном и заключительном этапах («Учительская газета», №38 от 17 сентября 2013 года)
- Список школ TOP 500
- Наша гимназия также вошла в 100 школ Московской области, набравших наибольшее количество баллов по интегральному показателю качества образования.
- Список 100 лучших общеобразовательных школ Московской области по рейтингу 2014 года
- МБОУ "Гимназия №3" вошла в перечень 75 муниципальных общеобразовательных организаций с высоким уровнем достижения работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию - получателей грантов в 2016 году, набравших наибольший балл в рейтинге по итогам 2014 - 2015 учебного года. Приказ Министра Образования Московской области №6905 от 31.12.2015г.
- Гимназия участвует в областном конкурсе «Стандарт оформления общеобразовательной школы». На муниципальном этапе стала победителем!!!
- Оценивается красивая, комфортная, безопасная среда. Также учитывается пришкольная территория и ее использование в осенне-зимний-весенний периоды. Информация о конкурсе "Стандарт оформления общеобразовательной школы"
- Нормативные документы
- МБОУ "Гимназия № 3" стала победителем областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2016 году в направлении "Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (Приказ министра образования МО от 3.03.2016 № 777).
Цели:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях
— быть честным в своих рассуждениях;
- Формирование учебной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений, способствующих развитию критического мышления, успешно осуществляется в процессе регулярного выполнения системы заданий следующего порядка:
- структурирование текстов;
- сопоставление информации из разных источников;
- выдвижение гипотез;
- анализ и аргументация выводов;
- обобщение информации;
- применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня;
- оценивание информации.
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.
Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:
- - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.
Технология развития критического мышления обеспечивает овладение следующими мыслительными действиями :
- критический анализ содержательных и логических аспектов внешней информации; выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания; выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей; выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса; выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д. выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.
- критический анализ содержательных и логических аспектов внешней информации;
- выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания;
- выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей;
- выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса;
- выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д.
- выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.
Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:
- - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.
Этапы технологии развития критического мышления:
- 1. Организационный момент.
- 2. Актуализация усвоенного материала, уровня социализации. Стадия «Вызов».
- 3. Критическое осмысление усвоенного материала. Стадия «Осмысление».
- 4. Введение нового материала на основе приема «чтение с пометками на полях».
- 5. Рефлексия усвоенного ранее и нового материала.
- 6. Домашнее задание.
- Описание методики
Организационный момент :
технология развития критического мышления реализуется только в группах, парах и индивидуально ( но не фронтально!).
Для этого следует предварительно спланировать соответствующее пространство в помещении. ( 1 этап )
Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения ( 2 этап ). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. ( 3 этап ). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. ( 4 этап ).
Описание методики
- Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения ( 2 этап ). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. ( 3 этап ). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. ( 4 этап ).
Примерные виды пометок (маркировки) на полях:
- “ V” - “знаю”;
- “ -“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
- “ ?” – “хочу узнать”;
- “ +” – “это для меня новое”.
Критерии оценки результата:
Критичность мышления отражается в показателях:
1) Оценка (Где ошибка?);
2) Диагноз (В чем причина?);
3) Самоконтроль (Чем неудовлетворены, каковы недостатки?);
4) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);
5) Прогноз (спрогнозируйте последствия).
Домашнее задание
Процесс решения учебного задания состоит из 5-ти этапов, в ходе которых обучаемыми планомерно осуществляется учебная деятельность :
- -мотивация;
- -анализ проблемы;
- -поиск решения проблемы на основе известного алгоритма;
- -доказательство и обоснование правильности решения;
- -реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция.
В данном случае процесс поиска и решения задания технологичны, т.е. воспроизводимы при последовательном соблюдении всех этапов.
Методы и приёмы КМ, развивающие логическое мышление учащихся:
- - умение выделить главное;
- - умение найти второстепенное, дополняющее, комментирующее главную информацию;
- - умение ставить вопросы;
- - умение делать сравнение;
- - умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
- - умение подбирать убедительные аргументы и доказательства;
- - умение видеть смысл в информации;
- - умение выделять противоречия и формулировать на их основе проблему в целом;
- - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Примеры заданий на развитие критического мышления у школьников:
- 1). Почему экономическая жизнь в условиях оформления наций приобретает интернациональный характер. Попытайтесь выявить и объяснить суть закономерности этого процесса.
- 2). Докажите, что чувство этнического достоинства калмыка, татарина, др. являются основой для формирования чувства национального достоинства россиянина.
- 3) Объясните, в чем опасность того, что иногда чувства национальной гордости перерастают в чувства национального превосходства, национальной исключительности. Приведите примеры из собственного опыта.
- 4)Определите, в чем социальная значимость решения проблемы бытового мусора.