СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по курсам

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация работы по курсам. ФГОС. Тема "Технология криического мышления учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по курсам»

Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС Голубниченко Натальи Ивановны МБОУ « Гимназия № 3» г.о Королев Московской области. На тему: « Технология развития  критического мышления учащихся» _____________________________________

Аттестационная работа

Слушателя курсов повышения квалификации по программе:

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Голубниченко Натальи Ивановны

МБОУ « Гимназия № 3» г.о Королев Московской области.

На тему:

« Технология развития критического мышления учащихся» _____________________________________

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.
  • Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
  • Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
  • Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
  • Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили.
  • Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.

31 мая 1995г. Школа получает статус Муниципальной общеобразовательной гимназии №3.

  • Дважды победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2006 г. и 2012гг,
  • Дипломант конкурса на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся Московской области 2005 г.,
  • Победитель V Всероссийского конкурса воспитательных систем (2011-2012г.),   
  • Победитель областного конкурса по благоустройству пришкольных территорий 2004 г.
  • Лауреат конкурса «Лучшая школа Подмосковья 2006» . 
  • В 2014 году наша гимназия второй раз вошла в TOP 500 - в 500 лучших школ России по уровню качества образования. Учитывались результаты выпускных экзаменов и достижения во Всероссийской олимпиаде школьников на региональном и заключительном этапах («Учительская газета», №38 от 17 сентября 2013 года)
  • Список школ TOP 500
  • Наша гимназия также вошла в 100 школ Московской области, набравших наибольшее количество баллов по интегральному показателю качества образования.
  • Список 100 лучших общеобразовательных школ Московской области по рейтингу 2014 года
  • МБОУ "Гимназия №3" вошла в перечень 75 муниципальных общеобразовательных организаций с высоким уровнем достижения работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию - получателей грантов в 2016 году, набравших наибольший балл в рейтинге по итогам 2014 - 2015 учебного года. Приказ Министра Образования Московской области №6905 от 31.12.2015г.

  • Гимназия участвует в областном конкурсе «Стандарт оформления общеобразовательной школы». На муниципальном этапе стала победителем!!! 
  • Оценивается красивая, комфортная, безопасная среда. Также учитывается пришкольная территория и ее использование в осенне-зимний-весенний периоды. Информация о конкурсе "Стандарт оформления общеобразовательной школы"
  • Нормативные документы
  • МБОУ "Гимназия № 3"   стала победителем областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2016 году в направлении "Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (Приказ министра образования МО от 3.03.2016 № 777).

Цели: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Задачи: — научить школьников выделять причинно-следственные связи; — рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; — отвергать ненужную или неверную информацию; — понимать, как различные части информации связаны между собой; — выделять ошибки в рассуждениях; — уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; — избегать категоричности в утверждениях — быть честным в своих рассуждениях;

Цели:

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Задачи:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях

— быть честным в своих рассуждениях;

Формирование учебной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений, способствующих развитию критического мышления, успешно осуществляется в процессе регулярного выполнения системы заданий следующего порядка: структурирование текстов; сопоставление информации из разных источников; выдвижение гипотез; анализ и аргументация выводов; обобщение информации; применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня; оценивание информации.
  • Формирование учебной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений, способствующих развитию критического мышления, успешно осуществляется в процессе регулярного выполнения системы заданий следующего порядка:
  • структурирование текстов;
  • сопоставление информации из разных источников;
  • выдвижение гипотез;
  • анализ и аргументация выводов;
  • обобщение информации;
  • применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня;
  • оценивание информации.

Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей. «Ромашка» заданий-вопросов: 1)Простые вопросы; 2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?» 3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация); 4)Оценочные задания, вопросы; 5) Творческие вопросы; 6)Практические вопросы. Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций: - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы; - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу; - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций; - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.

Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей.

«Ромашка» заданий-вопросов:

1)Простые вопросы;

2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»

3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);

4)Оценочные задания, вопросы;

5) Творческие вопросы;

6)Практические вопросы.

Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:

  • - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
  • - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
  • - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
  • - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.

Технология развития критического мышления обеспечивает овладение следующими мыслительными действиями :

  • критический анализ содержательных и логических аспектов внешней информации; выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания; выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей; выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса; выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д. выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.
  • критический анализ содержательных и логических аспектов внешней информации;
  • выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания;
  • выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей;
  • выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса;
  • выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д.
  • выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.

Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей. «Ромашка» заданий-вопросов: 1)Простые вопросы; 2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?» 3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация); 4)Оценочные задания, вопросы; 5) Творческие вопросы; 6)Практические вопросы. Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций: - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы; - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу; - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций; - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.

Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску и разработке (формулированию) идей.

«Ромашка» заданий-вопросов:

1)Простые вопросы;

2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»

3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);

4)Оценочные задания, вопросы;

5) Творческие вопросы;

6)Практические вопросы.

Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:

  • - задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
  • - после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
  • - в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
  • - за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.

Этапы технологии развития критического мышления:

  • 1. Организационный момент.
  • 2. Актуализация усвоенного материала, уровня социализации. Стадия «Вызов».
  • 3. Критическое осмысление усвоенного материала. Стадия «Осмысление».
  • 4. Введение нового материала на основе приема «чтение с пометками на полях».
  • 5. Рефлексия усвоенного ранее и нового материала.
  • 6. Домашнее задание.
  • Описание методики

Организационный момент :

технология развития критического мышления реализуется только в группах, парах и индивидуально ( но не фронтально!).

Для этого следует предварительно спланировать соответствующее пространство в помещении. ( 1 этап )

Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения ( 2 этап ). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. ( 3 этап ). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. ( 4 этап ).

Описание методики Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения ( 2 этап ). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. ( 3 этап ). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. ( 4 этап ).

Описание методики

  • Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения ( 2 этап ). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. ( 3 этап ). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. ( 4 этап ).

Примерные виды пометок (маркировки) на полях:   “ V” - “знаю”; “ -“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”; “ ?” – “хочу узнать”; “ +” – “это для меня новое”.  Рефлексия: Критерии оценки результата: Критичность мышления отражается в показателях: 1) Оценка (Где ошибка?); 2) Диагноз (В чем причина?); 3) Самоконтроль (Чем неудовлетворены, каковы недостатки?); 4) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.); 5) Прогноз (спрогнозируйте последствия).  Домашнее задание

Примерные виды пометок (маркировки) на полях:

  • “ V” - “знаю”;
  • “ -“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
  • “ ?” – “хочу узнать”;
  • “ +” – “это для меня новое”.

  • Рефлексия:

Критерии оценки результата:

Критичность мышления отражается в показателях:

1) Оценка (Где ошибка?);

2) Диагноз (В чем причина?);

3) Самоконтроль (Чем неудовлетворены, каковы недостатки?);

4) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);

5) Прогноз (спрогнозируйте последствия).

Домашнее задание

Процесс решения учебного задания состоит из 5-ти этапов, в ходе которых обучаемыми планомерно осуществляется учебная деятельность : -мотивация; -анализ проблемы; -поиск решения проблемы на основе известного алгоритма; -доказательство и обоснование правильности решения; -реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция. В данном случае процесс поиска и решения задания технологичны, т.е. воспроизводимы при последовательном соблюдении всех этапов.

Процесс решения учебного задания состоит из 5-ти этапов, в ходе которых обучаемыми планомерно осуществляется учебная деятельность :

  • -мотивация;
  • -анализ проблемы;
  • -поиск решения проблемы на основе известного алгоритма;
  • -доказательство и обоснование правильности решения;
  • -реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция.

В данном случае процесс поиска и решения задания технологичны, т.е. воспроизводимы при последовательном соблюдении всех этапов.

Методы и приёмы КМ, развивающие логическое мышление учащихся:  - умение выделить главное; - умение найти второстепенное, дополняющее, комментирующее главную информацию; - умение ставить вопросы; - умение делать сравнение; - умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения; - умение подбирать убедительные аргументы и доказательства; - умение видеть смысл в информации; - умение выделять противоречия и формулировать на их основе проблему в целом; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Методы и приёмы КМ, развивающие логическое мышление учащихся:

  • - умение выделить главное;
  • - умение найти второстепенное, дополняющее, комментирующее главную информацию;
  • - умение ставить вопросы;
  • - умение делать сравнение;
  • - умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
  • - умение подбирать убедительные аргументы и доказательства;
  • - умение видеть смысл в информации;
  • - умение выделять противоречия и формулировать на их основе проблему в целом;
  • - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Примеры заданий на развитие критического мышления у школьников: 1). Почему экономическая жизнь в условиях оформления наций приобретает интернациональный характер. Попытайтесь выявить и объяснить суть закономерности этого процесса. 2). Докажите, что чувство этнического достоинства калмыка, татарина, др. являются основой для формирования чувства национального достоинства россиянина. 3) Объясните, в чем опасность того, что иногда чувства национальной гордости перерастают в чувства национального превосходства, национальной исключительности. Приведите примеры из собственного опыта. 4)Определите, в чем социальная значимость решения проблемы бытового мусора.

Примеры заданий на развитие критического мышления у школьников:

  • 1). Почему экономическая жизнь в условиях оформления наций приобретает интернациональный характер. Попытайтесь выявить и объяснить суть закономерности этого процесса.
  • 2). Докажите, что чувство этнического достоинства калмыка, татарина, др. являются основой для формирования чувства национального достоинства россиянина.
  • 3) Объясните, в чем опасность того, что иногда чувства национальной гордости перерастают в чувства национального превосходства, национальной исключительности. Приведите примеры из собственного опыта.
  • 4)Определите, в чем социальная значимость решения проблемы бытового мусора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!