СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое тестирование.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое тестирование в 7-11 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговое тестирование.»


Итоговое тестирование.

Биология, 7 класс.

Вариант 1.




1. Неорганическое вещество в клетке – это:

а) белок; б) жир; в) углевод; г) вода.


2. Роль в поступлении веществ в клетку играют:

а) хромосомы; б) оболочка и поры; в) пластиды; г) хлоропласты.


3. Вирусы выделяют в особую группу, так как они:

а) не имеют клеточного строения; б) не содержат нуклеиновых кислот;

в) не способны синтезировать белки; г) имеют клеточное строение.


4. Расставьте по порядку систематические категории животных:

а) семейство; б) род; в) вид; г) царство; д) тип; е) отряд; ж) класс.


5. Грибы неспособны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве; б) не имеют хлорофилла;

в) паразиты других живых организмов; г) имеют небольшие размеры.


6. Микориза – это симбиоз:

а) между грибом и водорослями;

б) между двумя грибами;

в) между корнями дерева и одноклеточными водорослями;

г) между корнями дерева и грибницей некоторых грибов.


7. Тело лишайника образовано двумя организмами:

а) бактерией и водорослью; б) грибом и водорослью;

в) деревом и грибом; г) деревом и водорослью.


8. К высшим споровым растениям относятся:

а) хвойные; б) цветковые; в) водоросли; г) папоротники.


9. Хроматофор – это:

а) зелёный пигмент растений; б) один крупный хлоропласт;

в) много хлоропластов; г) всегда спирально закрученная лента.


10. Покрытосеменные отличаются от других растений тем, что они:

а) образуют плоды с семенами; б) размножаются семенами;

в) имеют мужские и женские гаметы; г) для оплодотворения необходима вода.


11. Двусторонней симметрией обладает:

а) актиния; б) гидра; в) планария; г) медуза.


12. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться:

а) бычьим цепнем; б) человеческой аскаридой; в) острицей; г) белой планарией.


13. Для всех паукообразных характерны:

а) пять пар ног и две пары усов; б) четыре пары ног и ни одной пары усов;

в) три пары ног и одна пара усов; г) голова, грудь, брюшко.


14. Расставьте стадии развития колорадского жука по порядку:

а) личинка; б) взрослое насекомое; в) яйцо; г) куколка.


15. Приспособленность рыб к водной среде обитания:

а) дышат при помощи жабр; б) имеют хорду;

в) имеют головной и спинной мозг; г) имеют сердце.


16. Сосуды, несущие кровь к сердцу:

а) вены; б) артерии; в) капилляры; г) аорта.


17. Земноводные – полуводные, полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи:

а) жабр; б) лёгких; в) влажной кожи; г) лёгких и влажной кожи.


18. Сердце пресмыкающихся:

а) трёхкамерное с неполной оболочкой; б) трёхкамерное;

в) четырёхкамерное; г) двухкамерное.


19. К особенностям строения птиц, связанным с полётом, относится:

а) наличие головы, шеи, туловища; б) двойное дыхание;

в) питание насекомыми; г) наличие почек и клоаки.


20. Плавающие, но нелетающие птицы – это:

а) чайки; б) пингвины; в) кайры; г) утки.
































Итоговое тестирование.

Биология, 7 класс.

Вариант 2.




1. Растворителем в клетке является:

а) вода; б) белок; в) жир; г) углевод.


2. Ядро в клетке:

а) обеспечивает передвижение веществ; б) придаёт клетке форму;

в) участвует в делении клетки; г) выполняет защитную функцию.


3. Имеют неклеточное строение, проявляют признаки жизнедеятельности только в клетках

других организмов:

а) бактерии-паразиты; б) вирусы; в) грибы; г) бактерии гниения.


4. Расставьте по порядку систематические категории растений:

а) семейство; б) род; в) вид; г) царство; д) отдел; е) класс.


5. Составные части шляпочного гриба (выпиши два ответа):

а) грибница; б) корень; в) плодовое тело; г) стебель.


6. Симбиоз между корнями осины и грибницей подосиновика называется:

а) микориза; б) лишайник; в) микология; г) сожительство.


7. Грибом и одноклеточными водорослями образовано тело:

а) грибницы; б) подберёзовика; в) микоризы; г) лишайника.


8. К низшим споровым растениям относятся:

а) хвощи; б) мхи; в) водоросли; г) папоротники.


9. Для отдела водорослей характерен общий признак:

а) имеют корни и побеги; б) размножаются семенами;

в) живут в водоёмах и цветут; г) имеют слоевище вместо корней, стеблей, листьев.


10. Голосеменные растения в отличие от папоротникообразных:

а) живут на суше; б) имеют корень и побег;

в) размножаются семенами; г) образуют плод с семенами.


11. Лучевой симметрией обладает:

а) планария; б) медуза; в) печёночный сосальщик; г) аскарида.


12. Травинки с сырых лугов нельзя брать в рот, так как на них могут быть:

а) финны бычьего цепня; б) яйца остриц;

в) личинки печёночного сосальщика; г) свиной цепень.


13. Для насекомых характерны следующие признаки:

а) четыре пары ног и ни одной пары усов; б) три пары ног и пара усов;

в) головогрудь и брюшко; г) пять пар ног и две пары усов.


14. Расставьте стадии развития саранчи по порядку:

а) личинка; б) взрослое насекомое; в) яйцо; г) куколка.


15. Приспособленность рыб к водной среде обитания:

а) дышат при помощи жабр; б) имеют хорду;

в) имеют головной и спинной мозг; г) имеют сердце.


16. Сосуды, несущие кровь к сердцу:

а) вены; б) артерии; в) капилляры; г) аорта.


17. Земноводные – полуводные, полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи:

а) жабр; б) лёгких; в) влажной кожи; г) лёгких и влажной кожи.


18. Сердце пресмыкающихся:

а) трёхкамерное с неполной оболочкой; б) трёхкамерное;

в) четырёхкамерное; г) двухкамерное.


19. К особенностям строения птиц, связанным с полётом, относится:

а) наличие кишечника; б) наличие воздушных мешков;

в) хищное питание; г) внутреннее оплодотворение.


20. Нелетающая птица – это:

а) цапля; б) журавль; в) колибри; г) страус.



































Контрольная работа за год 10 класс.

1 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород В. азот

Б. водород Г. все ответы верны

  1. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал В. хитин

Б. глюкоза Г. сахароза

  1. Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая В. защитная

Б. строительная Г. регуляторная

  1. Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь В. глобула

Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г. рибоза, азотистое основание.

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

А. аденин В. цитозин

Б. гуанин Г. урацил

  1. Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз Г. хемосинтез

  1. Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи В. рибосомы

Б. ЭПС Г. митохондрии

  1. Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты В. анаэробы

Б. эукариоты Г. аэробы

  1. Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК – ТАТЦЦГТАГГТ:

А. ТТАГГТТЦЦАТ В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

  1. Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы ДНК:

А. Т-РНК В. Р-РНК

Б. И-РНК

  1. Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген Г. наличие ядра

  1. Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное В. почкование

Б. половое Г. спорообразование

  1. Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное В. двойное

Б. внутреннее

  1. На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный В. спиртовое брожение

Б. гликолиз Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы В. паразиты

Б. автотрофы Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза В. метафаза

Б. анафаза Г. телофаза

  1. В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток г. происходит перемещение клеток

  1. Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма в. мезодерма

б. энтодерма г. бластула

  1. Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы в. прудовой лягушки

б. белой куропатки г. обыкновенного ежа

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.


Закон


Характеристика

1.

I закон Менделя

А.

Скрещивание гомозигот

2.

II закон Менделя

Б.

Скрещивание гетерозигот



В.

Родительские формы – чистые линии



Г.

Родительские формы взяты из F1



Д.

В F100% гетерозигот



Е.

Расщепление по фенотипу 3:1


Часть С.

  1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.

  2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

  2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

  3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

  4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

  5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.













Контрольная работа за год 10 класс.

2 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

А. кислород В. азот

Б. водород Г. цинк

  1. Какие из представленных веществ является гидрофобным?

А. сахар В. жир

Б. спирт Г. аминокислоты

  1. Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал В. фруктоза

Б. глюкоза Г. сахароза

  1. Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая В. защитная

Б. запасающая Г. все ответы верны

  1. Какое строение имеет первичная структура белка?

А. полипептидная цепь В. глобула

Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г. рибоза, азотистое основание, урацил

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

А. аденин В. цитозин

Б. гуанин Г. тимин

  1. Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В В. витамины А и Д

Б. витамины А и С Г. витамины В и С

  1. Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия В. грипп

Б. ангина Г. туберкулез

  1. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи Г. рибосомы

  1. Процесс поглощения твердых веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз Г. хемосинтез

  1. Дан фрагмент молекулы ДНК А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-А. Используя принцип комплементарности, определите вторую цепочку ДНК.

А. А-Т-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Т В. Т-А-Ц-Г-Ц-Г-А-Т-А-Т

Б. Т-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т Г. Г-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т

  1. Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка Г. рибосомы

  1. На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и 36 молекул АТФ?

А. подготовительный В. спиртовое брожение

Б. гликолиз Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы В. голозои

Б. автотрофы Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

А. интерфаза В. метафаза

Б. анафаза Г. телофаза

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез в. онтогенез

б. гаметогенез г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток в. впячиванием зародыша

б. дроблением г. образованием тканей и органов

19. Кроссинговер – это:

а. обмен участками гомологичных хромосом в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы в. пресноводной гидры

б. кукушки г. прудовой лягушки

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.


Закон


Характеристика

1.

II закон Менделя

А.

Моногибридное скрещивание

2.

III закон Менделя

Б.

Дигибридное скрещивание



В.

Закон расщепления признаков



Г.

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1



Д.

Расщепление по фенотипу 3:1



Е.

Закон независимого распределения признаков


Часть С.

  1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

  2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.











Ответы на контрольную работу.

1 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.


1

2

3

4

5

Г

Б

Г

В

Б

6

7

8

9

10

Г

Б

Б

А

Б

11

12

13

14

15

Б

Б

В

В

Б

16

17

18

19

20

Б

В

Б

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.


А

Г

Д


  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.


1

А

В

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том, что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов (матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму. Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых организмов приспособится к различным внешним условиям среды. 5 баллов.

  2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые, жесткокрылые, моллюски.

При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде, время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их выживаемость в среде обитания. 5 баллов.

  1. Предложения с ошибками:

  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла


2 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.


1

2

3

4

5

Г

В

Г

Г

А

6

7

8

9

10

В

Г

В

В

В

11

12

13

14

15

В

Б

В

Г

Г

16

17

18

19

20

А

В

В

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.


А

В

Д


  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.


1

А

В

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза



Митоз

Мейоз

Сходство

  1. Процессы являются способами деления клетки

  2. Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы


Различия

1. Идет в 1 цикл

1. в профазу идет процесс кроссинговера, что приводит к изменчивости генетического материала

2. Образуются дочерние клетки идентичные материнской с диплоидным набором хромосом

2. идет в 2 цикла: 1 деление, 2 деление

3. Образуются соматические клетки

3. Образуются 4 дочерних клетки с гаплоидным набором хромосом – гаметы.

5 баллов.


2. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от условий существования данного организма. 5 баллов.

3. Ошибочные высказывания:


2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и РНК.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 3 балла.



Всего по работе 39 баллов.

Критерии оценивания:

39 баллов – 35 балл (90%) – 5

34 баллов - 27 баллов (70%) - 4

26 баллов – 19 баллов (50%) – 3

18 и менее баллов - 2

Итоговое тестирование по биологии для 11 класса.(60 мин.)

Вариант 1.


Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например: 1. а

2. б

1. Из предложенных ответов выберите одно из положений клеточной теории:

  1. Клетка бактерий не имеет оформленного ядра

  2. Клетка – структурная и функциональная единица живого

  3. Снаружи клетка растений покрыта целлюлозной оболочкой

  4. С помощью цитоплазмы осуществляется взаимосвязь органоидов клетки

2. Молекулы белка представляют собой

  1. Нуклеотид, в состав которого входит аденин и остатки фосфорной кислоты

  2. Биополимер, мономерами которого являются глюкоза и фруктоза

  3. Биополимер, мономерами которого являются аминокислоты

  4. Биополимер. состоящий из нуклеотидов

3. АТФ считают основным источником энергии в клетки, так как:

  1. Она содержит богатые энергией связи

  2. Она представляет собой нуклеотид

  3. Это фермент

  4. Она преобразует энергию света

4. Обмен веществ происходит в каждой живой клетке и представляет собой:

  1. Передвижение веществ в организме

  2. Совокупность реакций синтеза и распада органических веществ

  3. Процесс передачи наследственной информации от материнского организма к дочернему

  4. Перемещение органоидов клетки вследствие движения цитоплазмы

5. Зародыш животного, человека развивается как целостный организм, так как происходит:

  1. Дифференциация клеток

  2. Образование тканей

  3. Взаимодействие зародыша со средой

  4. Взаимодействие клеток и тканей в зародыше

6. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости» - это формулировка

  1. Закона сцепленного наследования Т. Моргана

  2. Закона расщепления признаков Г. Менделя

  3. Закона независимого распределения генов Г. Менделя

  4. Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова

7. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

  1. 25%

  2. 50%

  3. 75%

  4. 100%

8. Исходным материалом для естественного отбора служит

  1. борьба за существование

  2. мутационная изменчивость

  3. изменение среды обитания организмов

  4. приспособленность организмов к среде обитания

9. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

  1. освоения видом новых территорий

  2. прямого воздействия среды на организм

  3. дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

  4. сохранения отбором особей с полезными признаками

10. Роль борьбы за существование в эволюции состоит в:

  1. сохранения особей преимущественно с полезными изменениями

  2. возникновение под действием факторов внешней среды наследственных изменений

  3. создание неоднородности популяции, материала для отбора

  4. обострении взаимоотношений между особями

11. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
  1. ткани

  2. споры

  3. семена

  4. половые клетки

12. Изменчивость, которая отражает изменения фенотипа под действием условий существования организма, не затрагивающая генотип, оказывается:

  1. наследственной

  2. генотипической

  3. модификационной

  4. комбинативной

13. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптации:

  1. появление четырехкамерного сердца

  2. возникновение покровительственной окраски у насекомых

  3. появление легочного дыхания у земноводных

  4. появление многоклеточных растений и животных

14. К газовой функции живого вещества НЕ относится

  1. выделение кислорода растениями

  2. выделение углекислого газа при дыхании

  3. накопление в организмах химических элементов

  4. восстановление азота бактериями

15. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

  1. АТФ

  2. солнечный свет

  3. живые организмы

  4. органические вещества

16. В чем причина смены одного биоценоза другим?

  1. изменение погодных условий

  2. сезонные изменения в природе

  3. колебание численности популяций одного вида

  4. изменение среды обитания живыми организмами

17. К редуцентам, как правило, относятся

  1. Низшие растения

  2. Беспозвоночные животные

  3. Грибы и бактерии

  4. Вирусы

18. Саморегуляция в биоценозе направлена на

  1. уменьшение видового состава

  2. возвращение к норме

  3. увеличение видового состава

  4. верны все ответы

19. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать

  1. инфракрасное излучение

  2. излучение в сине-зе6леной части спектра

  3. излучение в желто-красной части спектра

  4. ультрафиолетовое излучение

20. Кислород атмосферы представляет из себя

  1. живое вещество

  2. биогенное вещество

  3. косное вещество

  4. биокосное вещество

21. По мере перемещения энергии по пищевой цепи происходит ее

  1. потеря

  2. возрастание

  3. сохранение

  4. попеременное возрастание и уменьшение

22. Для гетеротрофных организмов НЕхарактерным является

  1. получение энергии за счет окисления органических веществ

  2. использование кислорода

  3. самостоятельный синтез пищи

  4. наличие хорошо развитых ферментативных систем



Часть В

При выполнении задания В23 установите последовательность биологических процессов и явлений (ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б ,В, Г …).


23. С помощью букв составьте ответ на вопрос: как происходит круговорот углерода в природе?


А. В процессе дыхания органические вещества расщепляются, и освобождается углекислый газ, который выделяется в атмосферу.

Б. Мертвые органические остатки разрушают микроорганизмы, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ.

В. 0,03 % углекислого газа содержится в окружающей нас атмосфере.

Г. Растения поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и образуют из них органические вещества, используя солнечную энергию.

Д. Человек, животные, грибы и бактерии используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод.


Для задания В 24 выберите три правильных ответа из предложенных ниже вариантов. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.


24. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:


  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.

  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.

  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.

  4. Листопад осенью.

  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.

  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.


Часть С


Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос. (Решение запишите в бланке ответов):


25. При скрещивании черного и белого кролика было получено восемь крольчат. Пятеро из них оказались черными, а трое – белыми. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат?



















Вариант 2.



Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например: 1. а

2. б



    1. Клетка бактерий отличается от клетки животных тем, что:

      1. Она не имеет оформленного ядра

      2. Она не имеет клеточной мембраны

      3. В ней отсутствуют пластиды

      4. В ней отсутствуют вакуоли

    2. В рибосомах не происходит:

  1. расщепления биополимеров до мономеров

  2. считывание генетической информации с и-РНК

  3. образование пептидных связей между аминокислотами

  4. синтез белка

    1. Ядро в клетках растений, животных и грибов выполняет следующую функцию:

  1. Обеспечивает поступление веществ

  2. Осуществляет передвижение веществ по клетке

  3. Осуществляет связь между органоидами клетки

  4. Обеспечивает передачу наследственной информации от клетки к клетки. 

    1.  В состав, каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам?

  1. Жиров

  2. Моносахаридов

  3. Полисахаридов

  4. нуклеиновых кислот

    1. Матричный характер реакций синтеза белка проявляется в том, что:

  1. Его синтез происходит при участии ферментов

  2. Синтез и-РНК происходит на ДНК, а сборка аминокислот осуществляется на и – РНК.

  3. т – РНК доставляет аминокислоты к месту сборки молекулы белка.

  4. Синтез белка происходит на рибосомах.

    1. Методы экспериментальной генетики НЕприменимы к человеку, так как:

  1. Люди различаются между собой большим числом признаков.

  2. Все люди принадлежат к одному виду.

  3. На человека в меньшей степени влияют факторы среды.

  4. Этому препятствуют этические нормы.

    1. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

  1. Полиомиелита

  2. Оспы

  3. Гриппа

  4. ВИЧ

    1. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток?

  1. обыкновенная амеба

  2. инфузория туфелька

  3. многоклеточная водоросль

  4. пресноводная гидра

    1. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные

  2. Доминантные

  3. Рецессивные

  4. сцепленные

10. «При моногибридном скрещивании во втором поколении наблюдается расщепление признаков, при этом при доминантно-рецессивном наследовании наблюдается наличие двух фенотипов в соотношении 3 : 1» - это формулировка

      1. Закона сцепленного наследования Т. Моргана

      2. Закона расщепления признаков Г. Менделя

      3. Закона независимого распределения генов Г. Менделя

      4. Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова

    1. Каковы особенности модификационной изменчивости?

  1. проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип

  2. носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется

  3. не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа

  4. подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется.

12. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

    1. В повышении жизнеспособности популяции

    2. В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

    3. В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

    4. В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

13. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

  1. Теплокровность

  2. гетеротрофное питание

  3. легочное дыхание

  4. рефлекторная нервная деятельность

14. Пищевая цепь – это

  1. Набор пищевых объектов, характерных для потребителя в сообществе

  2. Взаимоотношение хищников и жертв в биоценозе

  3. Перенос энергии от ее источника через ряд организмов

  4. Рассеивание энергии в ряду продуцент-редуцент

15. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило:

  1. Снижается

  2. Не изменяется

  3. Возрастает

  4. Подвержена колебаниям

16. Типичной структурой биоценоза является структура, состоящая из

  1. Консументов и редуцентов

  2. Продуцентов и консументов

  3. Продуцентов, консументов и редуцентов

  4. Возможны разные варианты

17. Саморегуляция в биоценозе направлена на

  1. уменьшение видового состава

  2. возвращение к норме

  3. увеличение видового состава

  4. верны все ответы

18. Организмы, питающиеся гниющей листвой, называются

  1. консументами

  2. редуцентами

  3. продуцентами

  4. симбионтами

19. Пастбищная пищевая цепь начинается с

  1. бактерий

  2. растений

  3. животных

  4. грибов

20. Взаимоотношения между культурными и сорными растениями называют:

  1. внутривидовой борьбой

  2. конкуренцией

  3. паразитизмом

  4. симбиозом

21. Почва представляет из себя

  1. живое вещество

  2. биогенное вещество

  3. косное вещество

  4. биокосное вещество

22. Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с

  1. эволюцией организмов

  2. климатическими условиями

  3. обменом веществ и энергии

  4. освоением организмами новых мест обитания


Часть В

При выполнении задания В23 установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца (ответ представьте в виде буквы и цифр, например, А: 1, 2; Б: 3…).


23. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.


ОРГАНИЗМЫ

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) автотрофы

Б) гетеротрофы


1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

2) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

3) использование только готовых органических веществ

4) синтез органических веществ из неорганических

5) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Для задания В24 выберите три правильных ответа из предложенных ниже вариантов. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.


24. Растительные организмы, ведущие прикрепленный образ жизни, могут прибегать к таким способам поддержания теплового баланса организма:

  1. образование нескольких поколений листьев в течение года

  2. сбрасывание листьев в период сильной засухи

  3. длительное отсутствие вегетации при благоприятных условиях развития

  4. увеличение интенсивности транспирации при резком похолодании

  5. переживание засушливого жаркого периода с крупными, активно транспирирующими листьями

  6. замена более крупных листьев мелкими и даже чешуевидными листьями.

Часть С


Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос. (Решение запишите в бланке ответов):

25. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили самку коричневой окраски меха с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка оказались коричневыми и один голубой. Чистопородна ли самка? Каковы генотипы родителей и потомства?






























Инструкция для учителя.


Критерии оценок:

  • Каждый правильный ответ на вопросы 1-24 оценивается в 1 балл;

  • Каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;

  • Задача задания № 25 оценивается в 2 балла;

  • Максимальное количество баллов за проверочную работу – 26 баллов;

  • Оценка «5» выставляется, если ученик получил – 26 - 25 баллов (96 -100% верных ответов)

  • Оценка «4» выставляется, если ученик получил – 24 – 18 баллов (больше 66 % верных ответов)

  • Оценка «3» выставляется, если ученик набрал – 17 баллов (66 % верных ответов)

  • Оценка «2» выставляется, если ученик набрал – менее 17 баллов (менее 66 % верных ответов)


Ответы:

I Вариант

Часть А.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ответы

б

в

а

б

г

г

г

б

г

г

а

в

б

в

б

г

в

б

г

б

а

в


Часть В.

23. В, Г, Д, А, Б

24. б, в, д


Часть С.

25.

Дано:

А – черные

а – белые

Р: черный Х белая.

F 1: черные : белые

Найти: генотипы и фенотипы Р и F 1


Решение: расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен

Р: О Аа Х О аа

+


гаметы: А а а


F 1:



А

а

а


Аа

черные

Аа

белые


Ответ: расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен; генотипы родителей Аа; аа ; генотипы потомства - черные - Аа и белые –аа.


I I Вариант

Часть А.


вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ответы

а

а

г

г

б

г

г

г

б

б

б

б

а

в

в

в

б

б

б

б

г

в


Часть В.

23. А: 1, 4, 5; Б: 2, 3

24. б, г, д.


Часть С.

25.

Дано:

А - коричневый.

а – голубой

Р: коричн. Х голуб.

F 1 : 2 коричн.: 1голуб.

Найти: генотипы и фенотипы Р и F 1

Решение: самец – аа, самка – А ?. Так как в потомстве один щенок голубой – самка гетерозиготна (нечистопородна).

Р: О аа Х О Аа

+


гаметы: а А а

F 1:



А

А

а


Аа

Коричн.

аа

голуб.


Ответ: самка гетерозиготна (нечистопородна) генотипы самки – Аа, самца – аа, потомство – коричневые – Аа, голубой - аа.






Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 1.

Уровень А


1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки, жиры, углеводы


2. Рефлекторная дуга заканчивается

  1. исполнительным органом 3. рецептором

  2. чувствительным нейроном 4. вставочным нейроном


3. Как называются клетки, способные вырабатывать ан­титела?

1. фагоциты 2. лимфоциты 3. эритроциты 4. тромбоциты


4. Малый круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от правого предсердия


5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

  1. волосковых клеток 3. жидкости улитки

  2. мембраны улитки 4. барабанной перепонки


6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1. гипертония 2. гипотония 3. аллергия 4. аритмия

7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  1. из гладких мышц 3. из эпителиальной ткани

  2. из скелетных мышц 4. из соединительной ткани


8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1. нервы, нервные узлы 3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2. спинной мозг, головной мозг 4. головной мозг, нервы, нервные узлы


9. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

  1. рецептор, воспринимающий сигнал 3. проводящие пути

  2. зона коры, где проводится анализ раздражений 4. все указанные компоненты


10. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки 2.Дриопитеки 3. Парапитеки 4. Австралопитеки.


11. Наименьшая скорость движения крови в

  1. артериях 2. аорте 3. капиллярах 4. венах


12. Парным органом мочевыделительной системы является

  1. мочеточник 3. мочеиспускательный канал

  2. мочевой пузырь 4. почка


13. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1. легочная плевра 2. эпителий 3. альвеола 4. мембрана


14. К железам внешней секреции относят:

1. печень 2. половые железы 3. гипофиз 4. надпочечники


15. Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея 3. только бронхи

  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 4. трахея и бронхи


16. В органах пищеварения не расщепляются

1. углеводы 2. води и минеральные соли 3. жиры 4. белки


17. Пластический обмен это –

  1. синтез органических веществ из неорганических 3. синтез минеральных веществ

  2. окисление органических веществ 4. окисление минеральных веществ


18. При недостатке витамина В1 развивается

  1. цинга 3. рахит

  2. расстройство деятельности нервной системы 4. «куриная слепота»


19. В ротовую полость открываются протоки

1. печени 2. поджелудочной железы 3. надпочечников

4. слюнных желез


20. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1. инфаркт миокарда 2. СПИД 3. малокровие 4. туберкулез

21. Какой орган выделительной системы главный?

1. кожа 2. сердце 3. почки 4. кишечник


22. Где в коже содержится пигмент?

1. дерма

2. гиподерма.

3. соединительная ткань.

4. в клетках ростового слоя эпидермиса.


23. Как называется неподвижное соединение костей?

1. стык 2. сустав 3. шов 4. Хрящ


24. Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

1. мягкая

2. жесткая

3. газированная

4. дистиллированная


25. Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух 2. Зрение 3. Обоняние 4. осязание


Уровень В


1. Установите соответствие:

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРЫ

1. стекловидное тело А. зрительный

2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)

3. колбочки В. слуховой

4. палочки

5. наковальня

6. полукружные каналы



2. Установите соответствие

НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

  1. вены малого круга кровообращения

  2. вены большого круга кровообращения

  3. артерии малого круга кровообращения

  4. артерии большого круга кровообращения

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

А. От сердца

Б. К сердцу




3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:


Типы зубов


Строение и функции

А

Резцы

1

Широкая, бугристая поверхность

Б

Клыки

2

Плоская коронка

В

Коренные

3

Коронка конусовидная



4

Откусывание пищи



5

Разжевывание и перетирание пищи



6

Состоит из дентина и эмали


Уровень С

  1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.

  2. В чем значение крови для организма человека?




Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 2.

Уровень А


1. Белки расщепляются в

1. пищеводе 2. ротовой полости 3. печени 4. желудке, кишечнике


2. Как называются длинные отростки тел нейронов, по­крытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы 2. нервные центры 3. нервные узлы 4. гормоны


3. Что составляет основную часть плазмы?

1. белки 2. жиры 3. углеводы 4. вода


4. Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от левого предсердия


5. Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

  1. роговица 2. зрачок 3. хрусталик 4. стекловидное тело


6. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1. вены 2. артерии 3. капилляры 4. клапаны


7. Кровь движется к сердцу по

1. артериям 2. капиллярам 3. венам 4. лимфатическим сосудам


8. Как называется ответ организма на раздражение, ко­торый осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1. гормон 2. Нейрон 3. Рефлекс 4. Синапс


9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка 2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка 4. Уздечка языка



10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп 2. Синантроп 3. Кроманьонец 4. Неандерталец


11. Нормальное артериальное давление человека

  1. 100/60 2. 120/70 3. 150/90 4. 180/100


12. Наружная часть почки образована

  1. корковым слоем 2. мозговым слоем 3. почечной лоханкой 4. сетью капилляров


13. В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

  1. заниматься спортом 3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными

  2. делать зарядку 4. не бывать на улице


14. Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:

1. в полость рта 2. кровеносные сосуды 3. органы мишени 4. во внешнюю среду


15. Голосовые связки расположены в

1. глотке 2. трахее 3. гортани 4. ротовой полости

16. У человека желудок расположен за

1. пищеводом 2. глоткой 3. толстой кишкой 4. тонкой кишкой


17. Энергетический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы 2. Паразитические черви 3. Вирусы 4. Бактерии


19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия 2.гастрит 3. Аппендикс 4 холецистит


20. Какая система осуществляет перенос кислорода от лег­ких к тканям и органам?

1. дыхательная 2. кровеносная 3. выделительная 4. Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л 2. 1,5 л 3. 2 л 4. до 3 л


22. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1. В1 2. С 3. D 4. А


23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

1.1 2. 2 3.3. 4.4


24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

  1. 0,5 л 2. 1-1,5 л 3. 2-2,5 л 4. Более 3 л


25. В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха 2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания 4. при поступлении кислорода в кору головного мозга




Уровень В

2 вариант

1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .

Название структур глаза

Функция структуры или его расположение в органе

  1. Глазница

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

2.Слёзные железы

Б. место расположения глаза

3.Роговица

В. Проведение нервного импульса


4.Радужная оболочка

Г. Прозрачная оболочка

5.Хрусталик

Д. светочувствительная оболочка

6.СЕтчатка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

7.Зрительный нерв

Ж. орган, выполняющий функцию линзы



В2. Установите соответствие:

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

ВИД ИММУНИТЕТА

А. Естественный

Б. Искусственный



3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.

Ферменты и их функции

Отделы пищеварительной системы

1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы


2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде

А) ротовая полость

Б) желудок

В)тонкий кишечник

3.Липаза – расщепляет жиры

4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде



Уровень С

1. В чем состоит барьерная функция печени?

2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?











































Инструкция по выполнению итогового теста


На выполнение итогового теста по биологии за курс 8-го класса отводится 45 минут.

Итоговый тест состоит из 3 частей:

Часть Асодержит 25задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Часть В включает 3 задания, требующих написать ответ в виде последовательности цифр и букв.

Часть С включает 2 вопроса, на которые надо дать развернутый ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!



ОТВЕТЫ


вариант 1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1.

+

+




+

+






+

+



+









2.



+





+


+





+

+


+






+

+

3.











+










+


+



4.




+

+




+



+







+

+


+




В1

1-А, 2- В, 3-А, 4-А, 5-В, 6-Б



В 2

1-б, 2-б, 3-а, 4-а,



В3

А – 2, 4, 6 Б – 3,6 В – 1, 5, 6




вариант 2




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1.


+


+








+




+









+

2.





+




+


+



+




+


+

+


+



3.






+

+

+


+



+


+


+


+



+


+


4.

+


+























В1

1-б, 2-а, 3-г, 4-е, 5-ж, 6-д, 7-в.



В2

А-1, б—2,3,4



В3

1-а, 2-б, 3-в, 4-в.








Вариант 1

Часть С

  1. Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.

  2. Кровь это вид соединительной ткани. Осуществляет связь между всеми частями организма. Обеспечивает питание и вынос продуктов распада

Ответы Вариант 2

Часть С.

С.1. Печень орган массой до 1,5 кг. В печень входят печеночная артерия, воротная вена, выходят лимфатические сосуды и общий печёночный проток. Стенки капилляров печени способны поглощать из крови циркулирующие в ней вещества, захватывать и переваривать вредные микроорганизмы, остатки эритроцитов, капли жира. Пройдя через капилляры , кровь собирается в центральные вены , которые впадают в нижнюю полую вену. ПО этим сосудам очищенная кровь выводится из печени.

Ответ на С 2. Сердце часть своего сердечного цикла отдыхает.

Систола (сокращение) предсердий и дистола (расслабление) желудочков-предсердия сокращаются, митральный и трёхстворчатый клапаны открываются и кровь поступает в желудочки.

Систола желудочков – кровяное давление в них повышается , полулунные клапаны аорты и клапаны легочных артерий открываются, кровь из желудочков поступает в сосуды.

Общая дистола-желудочки расслабляются. сердце остаётся в состоянии покоя, пока кровь, поступающая по венам , не заполнит предсердия.





Вариант 1

1. К увеличительным приборам не относится:

а) бинокль в) лупа

б) микроскоп г) термометр


2. В клетке хромосомы находятся в:

а) цитоплазме в) вакуолях

б) ядре г) митохондриях


3 . В старых клетках хорошо заметны:

а) ядро; в) оболочка;

б) хромосомы; г) вакуоль.


4. Какие процессы в клетках клубня картофеля происходят при его варке?

а) заполнение межклетников водой; в) образование межклеточного вещества;

б) разрушение хромосом; г) разрушение межклеточного вещества.


5. У растений способны часто делиться клетки:

а) покровной ткани в) образовательной ткани

б) механической ткани г) проводящей ткани


6. Бактерии - это:

а) одноклеточные организмы, имеющие ядро в) клетки, имеющие ядро и вакуоли

б) одноклеточные организмы без ядра г) клетки, имеющие пластиды


7. В пищевой промышленности для получения простокваши и сметаны используются:

а) болезнетворные бактерии; в) клубеньковые бактерии;

б) бактерии гниения; г) молочнокислые бактерии.


8. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:

а) оболочки; в) хлоропластов;

б) ядра; г) цитоплазмы.


9. В каких структурах клеток водорослей расположен хлоро­филл?

а) в цитоплазме; в) в ядре;

б) в хлоропластах; г) в хроматофоре.


10. Какие структуры имеет женское растение мха кукушкин лен?

а) спороносную коробочку; в) корни;

б) ризоиды; г) семена.


11 . Какая жизненная форма НЕ характерна для голосеменных растений?

а) кустарники; в) деревья;

б) лианы; г) травы.


12. Какой орган впервые появился у покрытосеменных расте­ний?

а) стебель; в) плод;

б) цветок; г) корень


13. У моркови мы едим:

а) побег в) плод

б) корень г) клубень


14. Корневой чехлик:

а) обеспечивает движение веществ по растению в) придаёт корням прочность

б) выполняет защитную функцию г) участвует в делении клетки


15. Какая функция НЕ характерна для корня?

а) испарение воды; в) поглощение воды;

б) запасание питательных веществ; г) закрепление растения в почве.


16. Какую функцию не выполняет лист?

а) фотосинтез в) запас питательных веществ

б) газообмен г) испарение воды


17. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменения листа:

а) корневище в) корнеплод

б) клубень г) колючки


18. У сидячих листьев нет:

а) листовой пластинки; в) жилок;

б) черешка; г) устьиц


19 .Побег-это:

а) корень и корневище в) корень и стебель

б) стебель и лист г) корень и цветок


20. Клубень – это:

а) корень; в) плод;

б) видоизменённый побег; г) корневище.


21. Правильные цветки:

а) можно провести только одну ось симметрии; в) имеют двойной околоцветник;

б) можно провести несколько осей симметрии; г) имеют простой околоцветник.


22. Строение тычинки:

а) завязь и пыльники; в) тычиночная нить, завязь;

б) тычиночная нить и пыльники; г) столбик, завязь, рыльце.


23. Плод дуба (желудь) относится к:

а) сухим многосемянным плодам; в) сухим односемянным плодам;

б) сочным многосемянным плодам; г) сочным односемянным плодам.

24. Какие условия являются необходимыми для прорастания се­мян?

а) вода, воздух; в) воздух, тепло;

б) вода, воздух, тепло; г) вода, воздух, перегной.


25. Какой процесс изображен на рисунке:

а) спорообразование;

б) вегетативное размножение;

в) половое размножение;

г) рост растения.



26. По какому признаку растение можно отнести к семейству розоцветных?

а) цветки собраны в соцветие колос в) формула цветка Ч5Л5ТП1

б) плод стручок или боб г) цветки напоминают мотылька

27. Установите соответствие между названием процесса и его характеристиками.

Название процесса Характеристики

А) фотосинтез; 1) образование органических веществ;

Б) дыхание. 2) расщепление органических веществ;

  1. выделение кислорода;

  2. выделение углекислого газа;

  3. поглощение кислорода;

  4. наличие хлорофилла;

  5. поглощение углекислого газа;

  6. происходит на свету.


28. Дайте определение термину: Ткань- __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


29. Дайте определение терминам: Симбиоз - ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Каково биологическое значение соцветий? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

_________Вариант 2

1. Клеточное строение имеют:

а) только древесные растения в) только листья элодеи

б) все растения г) только кожица чешуи лука


2. Значение ядра в клетке:

а) выполняет защитную функцию в) участвует в делении

б) придает ей форму г) содержит питательные вещества


3. Какие процессы в клетках плодов арбуза происходят при их созревании?

а) заполнение межклетников водой; в) разрушение межклеточного вещества;

б) разрушение хромосом; г) образование межклеточного вещества.


4. Красящие вещества растительной клетки называются:

а) целлюлозой; в) цитоплазмой;

б) клеточным соком; г) пигментами.


5. Какая ткань выполняет защитную функцию?

а) механическая в) проводящая

б) покровная г) основная


6. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии?

а) крестоцветных в) паслёновых

б) бобовых г) сложноцветных


7. Какой признак НЕ характерен для бактерий?

а) образование спор; в) деление клеток;

б) наличие ядра; г) поглощение кислорода и выделение углекислого газа


8. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как:

а) питаются готовыми органическими веществами;

б) их можно встретить в разных средах обитания;

в) они выполняют роль разрушителей органического вещества в природе;

г) их клетки имеют оформленное ядро.


9. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий?

а) Наличием ядра; в) наличием цитоплазмы;

б) наличием оболочки; г) формой клетки.


10. Какие органы появились у мхов?

а) стебель и корни; в) корневая система;

б) стебель и листья; г) листья и корни.


11. Растения называются покрытосеменными потому, что у них:

а) семена образуются в шишках; в) семена защищены листьями;

б) семена покрыты волосками; г) семена развиваются внутри плода


12. Корнеплоды свёклы выполняют функцию:

а) хранят запас питательных веществ; в) поглощают воду и минеральные вещества;

б) образуют органические вещества из неорганических; г) поглощают воздух


13. Вода поднимается от корня по стеблю к листьям, благодаря:

а) корневому давлению; в) фотосинтезу;

б) внесению удобрений; г) изменению влажности воздуха


14. Корневой чехлик образован:

а) покровной тканью; в) образовательной тканью;

б) механической тканью; г) проводящей тканью.

15. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное в) сетчатое

б) дуговое г) параллельное и дуговое


16. Какую функцию не выполняет лист?

а) фотосинтез; в) запас питательных веществ;

б) газообмен; г) испарение воды.


17. Сложный лист имеет строение:

а) черешок и одну листовую пластинку;

б) черешок и несколько листовых пластинок;

в) параллельное жилкование;

г) несколько черешков и несколько листовых пластинок.


18. Какие органы активно испаряют воду?

а) корень; в) лист;

б) стебель; г) цветок


19. Луковица – это:

а) корень; в) плод;

б) видоизменённый побег; г) корневище.


20. Строение пестика:

а) тычиночная нить и пыльники; в) столбик, завязь, рыльце;

б) столбик, завязь, пыльники; г) столбик, завязь, тычиночная нить


21. Неправильные цветки:

а) можно провести только одну ось симметрии; в) имеют двойной околоцветник;

б) можно провести несколько осей симметрии; г) имеют простой околоцветник.


22. Плод помидора относится к:

а) сухим многосемянным плодам; в) сухим односемянным плодам;

б) сочным многосемянным плодам; г) сочным односемянным плодам.


23. Фотосинтез - это процесс:

а) образования неорганических веществ из органических

б) образование органических веществ из неорганических

в) поглощение кислорода

г) выделение углекислого газа


24. Дыхание происходит в:

а) листьях; в) корнях;

б)стеблях; г) во всех органах растения.


25. Какой процесс изображен на рисунке:

а) спорообразование;

б) вегетативное размножение;

в) половое размножение;

г) рост растения



26. По какому признаку растение можно отнести к семейству крестоцветных?

а) цветки собраны в соцветие колос в) стебель полый внутри

б) плод стручок или стручочек г) цветки напоминают мотылька






27. Найдите соответствие между названием растения и особен­ностями его строения и жизнедеятельности.

Название Особенности строения и жизнедеятельности

А) сосна; 1) теневыносливое растение;

Б) ель. 2) светолюбивое растение;

3) главный корень развит слабо;

4) не требовательны к составу почвы;

5) растут на богатых питательными ве­ществами почвах;

6) боковые корни расположены в по­верхностных слоях;

7) одиночное расположение хвоинок;

8) парное расположение хвоинок.


28. Дайте определение термину: экологические факторы - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


29. Дайте определение термину: - стержневая корневая система _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


30. Каково значение голосеменных растений в природе и жизни человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________






КЛЮЧ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

К ИТОГОВОМУ ТЕСТУ ПО БИОЛОГИИ

6 КЛАСС



1 вариант

2 вариант

1

Г

1

Б

2

Б

2

В

3

Г

3

В

4

Г

4

Г

5

В

5

Б

6

Б

6

Б

7

Г

7

Б

8

В

8

Г

9

Г

9

А

10

А

10

Б

11

Г

11

Г

12

В

12

А

13

Б

13

А

14

Б

14

А

15

А

15

В

16

В

16

В

17

Г

17

Б

18

Б

18

В

19

Б

19

Г

20

Б

20

В

21

Б

21

А

22

Б

22

Б

23

В

23

Б

24

Б

24

Г

25

Б

25

Б

26

В

26

Б

27


А – 1, 3, 6, 7, 8

27


А – 2, 4, 8

Б – 2, 4, 5

Б – 1, 3, 5, 6, 7



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ



Правильные ответы Отметка

26-30 (87-100 %) 5

17 25 (57-83 %) 4

9-16 (30-53 %) 3

менее 9 (менее 30%) 2



5 класс. Биология. Контрольная работа за год.

1 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Наука о живой природе носит название

а) физика б) биология в) химия г) география

А2. Основная часть микроскопа

а) тубус б) штатив в) предметный столик г) зеркало

А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание б) наблюдение в) измерение г) экспериментирование

А4. Самой крупной группой классификации является

а) вид б) царство в) род г) класс

А5. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии б) вирусы в) простейшие г) дрожжи

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик)

а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи.

А7. Воздействие человека на природу это фактор

а) антропогенный б) биотический в) абиотический г) биологический

А8. Дождевой червь обитает

а) в наземно – воздушной среде б) в почвенной в) в водной г) в телах других организмов

А9. Самый близкий предок современного человека - это

а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый.

А10. Человек полностью истребил

а) зубра б) амурского тигра в) дронта г)китовую акулу.

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных

а) Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) Клетка бактерии не имеет ядра

в) Грибы – это растения

г) Грибы и Растения – разные царства природы

д) Тело водоросли состоит из корня и побега.

е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных


В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов


ОРГАНИЗМЫ

НАУКИ

А) шиповник
Б) жаворонок
В) собака

Г) берёза
Д) лиственница

Е) паук-крестовик

1) ботаника

2) зоология


Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:

А


Б


В


Г


Д


Е















В3. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения

А. Человек разумный

Б. Человек прямоходящий

В. Австралопитек

Г. Человек умелый


Ответы внесите в таблицу:







ЧастьС. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?

С2. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?


5 класс. Биология. Контрольная работа за год.

2 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) вакуоль б) ядро в) цитоплазма г) клеточная мембрана

А2. К прокариотам относятся

а) бактерии б) лишайники в) простейшие г) дрожжи

А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
а) наблюдением б) рассматриванием г) экспериментированием д) измерением

А4. Основная и наименьшая единица классификации

а) класс б) царство в) вид г) род

А5. Ядро отсутствует в клетках

а) растений б) простейших в) грибов г) бактерий

А6. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб б) растений в) грибов г) крокодилов

А7. Каков отличительный признак лишайников

а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина

в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами

А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя б) производителя в) «разлагателя» г) хищника.

А-9. Современные люди относятся к виду

а) Человек умелый б) Человек прямоходящий в) Человек разумный г) Человек современный

А10.Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

а) зоопарк б) берёзовая роща в) лесопарк г) заповедник



Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения

а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы

б) Растения поглощают только готовую пищу

в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы

г) Тело простейших состоит из многих клеток

д) Простейшие – одноклеточные организмы

е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня


В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов


ОРГАНИЗМЫ

Среда обитания

А) окунь

Б) крот
В) сорока

Г) медуза

Д) заяц

Е) дождевой червь

1) наземно-воздушная

2) водная

3) почвенная


Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:


А


Б


В


Г


Д


Е















В3. Установите последовательность звеньев цепи питания

А) ястреб-перепелятник

Б) гусеница

В) синица

Г) лист растения


Ответы внесите в таблицу:








Часть С. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску.

С2. По каким причинам растения и животные становятся редкими.