Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
д/о «Волшебная бусинка»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БИСЕРА»
Подготовила:
Фомина Наталья Константиновна,
педагог дополнительного образования
май, 2017г.
Цель: Подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной образовательной программы.
Задачи:
Определить степень результатов обучения по образовательной программе;
Проверка теоретических знаний и практических умений учащихся;
Закрепление теоретических знаний и практических умений по образовательной программе;
Реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.
Ход занятия
Орг.момент
Из бисера колье, сережки украсят женское лицо,
А вот – гайтан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…
Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал народ и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.
И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну занятия откроют вам.
Сегодняшнее занятие у нас будет необычным – это будет путешествие в мир бисера. Путешествуя, мы с вами соберем лестницу «Этапы развития бисерного искусства». Эта лестница состоит из семи ступеней. И начнем мы с самого низа – первобытно общинного строя.
Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Люди отличаются от животных не только внешностью, интеллектом, но и стремлением к прекрасному. Украшения появились на самих ранних стадиях развития человечества. Сначала они были неподвижными в виде татуировок и раскрашивания тела. Потом люди поняли, что к телу можно прикреплять разные предметы и при надобности их снимать, тогда появились первые подвижные украшения.
Некоторые из них надевались на торжественные случаи. Многие из подвижных украшений, сделанных из зубов хищных животных, змеиной кожи, пучков лекарственных трав, скорлупы яиц страуса, становились амулетами. Которые, по верованию первобытных людей, защищали их от болезни, придавали храбрость, силу. Формы украшений не очень изменились с древних времен, менялся больше всего материал и техника изготовления. Носили украшения на шее, руках, пальцах, пояснице. По форме они напоминали обруч, пояс, кольца,ожерелье.
Природа давала людям много материала для украшений: блестящие раковины, отполированные морской водой, яркие фрукты и стебли растений, зубы животных, кости, мех, перья. Также люди использовали жемчуг, кораллы, а иногда и нижние челюсти человека для изготовления браслетов.
Все изделия были выполнены в технике примитивного низания.
Вторая остановка «Изобретение стекла»
Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина, найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.
Третья остановка «Изготовление бисера и использование его в качестве украшения одежды»
Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка. В начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Первыми изготовили бисер Египтяне. Они делали ожерелья и расшивали одежду. В своей работе они использовали технику вышивания бисером.
Четвертая остановка «Изготовление бисера в странах Европы и Венецианский бисер»
Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
Итак, многие страны производили бисер. Но больше всех остальных ценился Венецианский бисер. На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Торговля этим хрупким товаром приносила большие доходы. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму. Бисер изготавливали и на Руси, но в малом количестве.
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.
И только в 8 веке начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
В этот период развиваются техника низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Пятая остановка «Развитие технологий и появление новых»
В 9 веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С 15 века. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; теснение по воску.
С 17 века. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла".
В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.
В конце 19 века. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
Пятая ступень это появление техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Шестая остановка «Использование бисера в интерьере»
В конце 18-19 веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.
Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале 19 века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.
Седьмая остановка «Возрождение бисерного искусства»
С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе.
Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота
Седьмая ступень - Возрождение бисерного искусства.
Заключение:
Хорошо попутешествовали. «Конец – делу венец», - гласит народная мудрость. И действительно, начатые дела в этом учебном году мы с вами заканчиваем. Мы научились работать с различными материалами (бисером, стеклярусом, бусинами, проволокой, леской, ниткой и иглой) и на следующий учебный год будем продолжать нашу работу, постигая все новые вершины знаний.
1. Вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось?
2. Что на занятии вам понравилось, что было хорошо, а что не понравилось, что было плохо?
3. Нарисуйте солнце, тучки и радугу. На лучах солнца напишите, что вам понравилось на занятии, на тучках – что не понравилось, а на радуге – свои впечатления о занятии.