СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект по окружающему миру «Одежда наших предков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: «Одежда наших предков»

Тип урока: урок –проект (презентация проекта)

Цели урока:

  - формировать умение по одежде определять общественное положение человека, какого он рода, из каких краёв, семейный ли человек, чем он занимается

- познакомить детей с новыми словами, с  названиями  деталей старинной русской одежды;

-развивать учебно- познавательные  умения сравнивать и обобщать;

 -способствовать развитию коммуникативных умений: участие в диалоге, построению связного повествования;

- воспитывать уважение к своему народу, к его истории.

-создать условие для развития у детей познавательных интересов,

-формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску,

- вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

          Формировать УУД:

Предметные:

Знания: узнают об одежде на Руси

Умения: научатся составлять проект на тему.

Навыки: составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Личностные: воспитывать уважительное отношение к истории своего народа ,  положительную мотивацию к учению.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Характеристика деятельности учащихся на уроке:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  2. Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково – творческой   деятельностях;
  3. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  4. Оценивать свою деятельность;

Оборудование: предметы одежды,  презентация, картинки карточки,

 

Ход  урока.

 

            

                                     Деятельность учителя

            

            Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

 

  1. Актуализация  опорных  знаний.

 

 

 

  1.  Постановка  цели   урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Защита проекта.

 

Ребята, садитесь! Посмотрите налево - улыбнитесь, посмотрите направо - улыбнитесь! Мы начинаем наш урок.

 

Ребята, мы с вами закончили очень интересный раздел по окружающему миру «Одежда наших предков». За это время вы проделали большую работу, изучили одежду на Руси. И наш урок сегодня не обычный, а урок-защита проекта.

 

Цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем историческом проекте «Одежда наших предков- славян»

- О чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?

- Прочитайте тему нашего урока.

- Почему именно так называется наш заключительный урок?

По одёжке встречают,,,,..

  Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён.

По одежде можно было определить, откуда пришёл человек, какого он роду-племени, из какой семьи происходит

 Ну, всё ребят, в добрый путь! На машине времени мы с вами отправляемся в путешествие в гости к нашим предкам.

 

1.И первая наша станция называется «Историческая»

История русского костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт.

В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.

Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму – его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды.

Для разных обстоятельств жизни одежда делилась на праздничную, повседневную и траурную, а так же в различных условиях были выработаны и разные виды одежды, от легкой поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа.

Крестьянская работа с её интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды.

В тоже время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнят роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле.

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди  и набойки , сукно из овечьей шерсти. В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку - сарапинокой, сукно - пониточина.

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.

 

2.«Рубаха и пояс». И здесь нас встречает вторая группа.

 

 
 

     Рубаху надевали мужчины, женщины и дети, и носили от рождения до смерти.  Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной  тесьмой или вышивкой и использовалась в качестве оберега.

      Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

 

  Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, вот мы сейчас с вами увидели, какие рубахи и пояса носили наши предки. Что мы можем сказать, носят ли сейчас люди такую одежду? Какое значение пояса имеют в наше время?

 

Физкультминутка

 

 3. Ну а мы отправляемся дальше на нашей машине времени и следующая наша остановка под названием «Обувь».

Всегда шагаем мы вдвоём,  Похожие, как братья.  Мы за обедом - под столом,     

 А ночью - под кроватью.            

 

Отгадай загадку - кто мы:  В ясный день сидим мы дома.  Если дождь - у нас работа:  Топать, шлепать по болотам.  

Не ботинки, не сапожки,  Очень сильно греют ножки.  В них мы бегаем зимой:  Утром - в школу,  Днём - домой.

 

Обувью служили лапти косого плетения. Простые люди носили лапти. Весной деревенские мужики отправлялись в лес за лыком липы, вяза, ивы. Чтобы сплести пару лаптей   обдирали три молодых деревца. Снашивались они быстро. Летом за 4 дня, зимой дней за 10. Лапти носили и зимой, и летом. Зимние ничем не отличались от летних. Просто в холода брали пару на 2 размера больше чтобы намотать тёплые онучи. Лапоть нашёл своё применение во многих обрядах. Бросив его уезжающему начальству, выражали пожелание: «Скатертью дорога!» В курятнике лапоть величали «Куриным богом», он защищал домашнюю птицу от дурного глаза. Около 15 столетий прослужили лапти верой и правдой. Более удобной обуви просто не изобрели, они идеально приспособлены для ходьбы по любой поверхности, в любое время года. Только к концу 19 века лапоть сделался символом нищеты.

А вот валенки, которые также были древнейшей, исконно русской обувью до сих пор не ушли с обувного рынка. Удивительно удобная и тёплая обувь, придуманная нашими Предками, до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года.

В городах, на булыжной мостовой, подошвы лаптей быстро протирались. Поэтому в городах носили кожаную обувь.

Сапоги наших Предков имели мягкую подошву: жёсткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заострённый носок и полное отсутствие каблука. 

 

4.Ребята, мы продолжаем с вами наше увлекательное путешествие. Станция «Головные уборы»

Меня на голову надень, И бегай в самый жаркий день, А снимешь - недовольна мама. Я - шапка летняя .. (панама)  

Головной убор крестьянки Выбирали себе сами: И работать, и гулять - Что же нужно повязать? Собирали в узелок Из материи...  (платок)  В России, носили открытый головной убор - повязку в виде более или менее широкой ленты, иногда с твердым околышем, дополнявшуюся хвостом из лент. Повязка могла украшаться бисерной бахромой, напоминающей северную ряску.

В Южном, Юго-Западном и Юго-восточном регионах употреблялся и кокошник - головной убор замужних женщин. В Смоленской губернии это был высокий лопатообразный кокошник, парчовый или бархатный, украшенный золотым шитьем и бисерной или жемчужной поднизью, либо невысокий кокошник в форме шапочки. Постепенно кокошник как более архаичный головной убор сменялся кичкой с сорокой и вообще принадлежал достаточно зажиточным женщинам. Сорока - это особо выкроенный и сшитый кусок ткани - красного сатина, атласа. штофа, - с вышитым золотой нитью или сделанным из широкого галуна очельем. По всем южно-великорусским губерниям, особенно в XX в. широко употребляли платки - фабричной или домашней работы, набивные, часто обшитые бахромой, кумачом, бисером, стеклярусом. Девушки завязывали платок под подбородком, либо, сложив его в широкую полосу, сзади под косой, а замужние женщины — сзади на затылке.

Девичьим головным убором были перевязки или ленты - более или менее широкие полосы штофа, бархата, шелка на твердой основе в виде обруча, завязывавшиеся под косой тесёмками. Среди женских головных уборов чаще всего бытовал кокошник. Формы его разнообразны.

Ребята, а какой из представленных головных уборов сейчас очень популярен? Посмотрите, называем ли мы сейчас повязки головным убором?

5.Станция «Детская одежда»

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей.

Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.

В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре.

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду - ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка.

Это понятно, так как она обладала в древности оберегающим смыслом.

6.Станция «Одежда по приказу»

В XVIII веке в России становится царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда. Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды. Не нравилась Петру Великому боярская одежда с широкими длинными рукавами. Сердился царь: «В такой одежде ничего путного не сделаешь! Негоже работать спустя рукава! Мужские наряды стали очень богатыми: белая рубашка с кружевными манжетами, воротник с оборкой, расшитый драгоценностями камзол , перчатки, шляпа, парик. Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее. Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Одежда шилась из дорогих тканей ( шёлка, бархата, шерсти), украшалась кружевами, драгоценностями. Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее. Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Одежда шилась из дорогих тканей ( шёлка, бархата, шерсти), украшалась кружевами, драгоценностями.

7.Станция «Творческая»

Создание костюмов. Рисунки, аппликация.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- История всегда вызывает огромный интерес у людей, потому что мы хотим знать историю своего народа. Чем пристальнее изучаешь одежду наших предков как произведение искусства, тем больше находишь в ней ценностей, и она становится летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Одежда превратилась в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

VI. Рефлексия.

Ребята, вспомните вопрос нашего урока?

Почему именно так называется наш заключительный урок?

- Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

 

П

М

И

понравилось

на  занятии

не понравилось

на  занятии

Было интересно

 

 

Настрой на рабочий лад

 

 

Обобщение и систематизация изученного

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

Об одежде наших предков

 

 

 

 

 

 

 

1 группа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 группа

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект по окружающему миру «Одежда наших предков»»

«По одёжке встречают»… «Одежда наших предков- славян» Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён.   По одежде можно было определить, откуда пришёл человек, какого он роду-племени, из какой семьи происходит

«По одёжке встречают»…

«Одежда наших предков- славян»

  • Это выражение

пришло к нам из

далёких-далёких времён.

  • По одежде можно

было определить,

откуда пришёл человек, какого

он роду-племени, из какой семьи происходит

«Историческая»

«Историческая»

«Рубаха и пояс».

«Рубаха и пояс».

«Обувь».

«Обувь».

«Головные уборы» венчик кика Зимний платок кокошник сорока Боярская шапка картуз перевязка

«Головные уборы»

венчик

кика

Зимний платок

кокошник

сорока

Боярская шапка

картуз

перевязка

«Детская одежда»

«Детская одежда»

«Одежда по приказу»

«Одежда по приказу»

  П М понравилось на занятии не понравилось на занятии И Было интересно Прием «Плюс – минус - интересно»

 

П

М

понравилось

на занятии

не понравилось

на занятии

И

Было интересно

Прием «Плюс – минус - интересно»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!