СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Как человек появился на Земле"

Интегрирующая цель урока: Формирование у школьников способностей открывать страницы истории, биологии, постигать их смысл, ценность и актуальность.

Задачи урока:

  • способствовать формированию целостной научной картины появления человека на Земле;
  • повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности;
  • систематизировать и обобщить знания по рассматриваемой проблеме;
  • развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед ними задач.

Цели по линиям развития личности ученика:

Добиться того, чтобы ученики уяснили конкретные явления, указывающие на обособление человека из животного мира.

Историческое мышление: Выявить взаимосвязи между природными условиями существования первобытных людей, с одной стороны, ас другой - с развитием самого человека, совершенствованием орудий труда, общественной организации. Необходимо, чтобы ученики попытались поставить себя на место первых людей, которые обладали весьма небольшим набором средств для выживания в окружающей их природе.

Нравственное самоопределение. Дать возможность ученикам оценить с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческой стаи (стада).

Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение: Предоставить ученикам возможность высказать свою точку зрения по проблеме происхождения человека и создать условия для отстаивания разных точек зрения и уважительного отношения к каждой из них.

Концепция урока: В ходе урока воссоздаётся панорама в развитии знаний о том, как человек появился на Земле, знакомство с предками человека и их средой обитания и образом жизни.

Оборудование: картины и таблицы из серии “Происхождение человека”, рисунки учебника с.143-147, презентация “Древние предки человека”, мультимедийное приложение к учебнику “Природоведение”, фотографии наскальных рисунков, бюсты предков человека.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(Мы сегодня на уроке будем учиться выявлять взаимосвязь между явлениями, делать выводы, анализировать, самостоятельно добывать знания.

2. Сообщение темы и цели урока (слайд 1).

Эпиграф урока:

“Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому – надо думать сообща”. (Б.Васильев)

3. Вступительное слово учителя.

В некоторых приключенческих фильмах можно увидеть, как древние люди вступают в схватку с динозаврами и вообще живут на Земле одновременно с ними. Между прочим, кое-кто из ребят верит в это. На самом же деле ни один человек никогда не видел живого динозавра, потому что динозавры вымерли за много миллионов лет до появления на Земле человека.

Когда вымерли динозавры, вы уже знаете А первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет назад. Откуда же они взялись? Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян.

4. Постановка проблемы урока. Человек принадлежит к животным (запись на доске).

Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на Земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, – наши родственники, но не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки – скорее всего, вымершие дриопитеки (“древесные обезьяны”). (Зачитывается отрывок из учебника с.143)

Вывод: дриопитеки (“древесные обезьяны”). О них произошли две группы животных: современные обезьяны и обезьяночеловек - австралопитек.

Древнейший человек - человек умелый. (Презентация. Слайд)

- С какими трудностями должен был справляться человек каждый день, чтобы побеждать в борьбе за существование? (Защита отпалящего солнца, добывание пищи, защита от хищников)

- Какие особенности помогали ему бороться за выживание?

- Уменьшает ли перегрев прямохождение? (Схема)

- Уменьшает ли перегрев потоотделение?

- Помогает ли в охоте зоркое зрение, унаследованное от обезьян?

- Как помогает в охоте возможность встать во весь рост?

- В какое время суток охота могла быть более успешной для человека: ночью, когда охотятся другие хищники, или днем, в жару?

Древний человек - человек прямоходящий.

Какими чертами человек прямоходящий (питекантроп) отличается от современного?

(В произнесении членораздельных звуков большую роль играют мышцы лица. Их развитие, а также развитие костных выступов, к которым они прикрепляются (подбородок, скулы, нос), определяют внешний облик человеческого лица)

Человек разумный - вид, к которому относимся мы с вами, - появился около 400 тыс. лет назад. (Слайд)

Человек разумный современного типа (кроманьонец). Внешне неотличимый от нас, появился только 100 тыс. лет назад. Его особенностями ученые считают развитие многих элементов культуры. Что это значит? (Охота, сбор растений, приготовление пищи, изготовление одежды, жилища и изготовление орудий для этой деятельности)

Самостоятельное применение знаний.

Вывод: В заключение построим родословное древо человека за последние 5 млн. лет (на доске) и в рабочей тетради.

5. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала.

Работа с рабочими тетрадями

8. Подведение итога урока.

“Отличие человека и животных”

Обезьяна

Человек

1. Передвижение на четырех “руках”.

2. Небольшой мозг

3. Возможность обдумывать свои действия по ходу самих действий и, как правило, в своих действиях использовать только готовые вещи.

4. Общение с помощью жестов и звуков.

5. Способность испытывать радость, чувство вины, привязанность.

6. Способность матери отдавать необходимую ей пищу ради своего детеныша.

1. Прямохождение.

2. Большой мозг.

3. Возможность предвидеть результаты своих действий, обдумывать их |(мыслить образами), изготавливать” новые вещи, необходимые для своих” действий (творческий труд).

4. Общение с помощью речи.

5. Способность испытывать угрызения совести, чувства дружбы и любви.

6. Способность человека жертвовать чем-то, необходимым ему самому, ради другого человека

Учитель: Какой признак или признаки вы считаете главными?

Ответ: может быть определен голосованием. Задача учителя - добиться того, чтобы среди обязательных человеческих признаков оказался труд-творчество и любое из интеллектуально-душевных качеств.

При необходимости можно напомнить ученикам, что такое труд. Зачатки трудовых процессов наблюдаются у некоторых высших животных, которые “трудятся” при помощи найденных или случайно поднятых палок и камней. Животные, даже самые высшие, способны, за редким исключением, только использовать готовые предметы или изменить форму предмета для того, чтобы использовать его только один раз. Иными словами, орудия труда они не изготавливают. При этом человек сначала создает проект будущего орудия у себя в мозгу и уже затем реализует то, что было создано “мысленно”.

 

9. Домашнее задание.

1. Вообразите картину из жизни древних людей.

2. С.142-147.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок Биологии 5 класс»

Как человек появился на Земле

Как человек появился на Земле

Откуда взялись люди? Учёные считают, что: Человек никогда не жил рядом с динозаврами Человек появился 2 миллиона лет назад в Африке Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней. Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе и гориллы) – наши родственники, но НЕ ПРЕДКИ!!!

Откуда взялись люди?

Учёные считают, что:

  • Человек никогда не жил рядом с динозаврами
  • Человек появился 2 миллиона лет назад в Африке
  • Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.
  • Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе и гориллы) – наши родственники, но НЕ ПРЕДКИ!!!
Кто он – наш предок? Самым древним предком человека и современной обезьяны считается – ДРИОПИТЕК («древесная обезьяна») Среда обитания: Африканские тропические леса. Место обитания: Деревья.

Кто он – наш предок?

Самым древним предком человека и современной обезьяны считается –

ДРИОПИТЕК

(«древесная обезьяна»)

Среда обитания:

Африканские тропические леса.

Место обитания:

Деревья.

Что было дальше? Изменился климат на Земле: Стало суше Уменьшилось количество лесов. 1 –ая половина дриопитеков остались в лесах – от них появились современные обезьяны. Другая половина приспособилась к жизни на открытых пространствах (в африканских саваннах и степях) – появился АВСТРАЛОПИТЕК («южные обезьяны»)

Что было дальше?

Изменился климат на Земле:

  • Стало суше
  • Уменьшилось количество лесов.

1 –ая половина дриопитеков остались в лесах – от них появились современные обезьяны.

Другая половина приспособилась к жизни на открытых пространствах (в африканских саваннах и степях) – появился

АВСТРАЛОПИТЕК

(«южные обезьяны»)

АВСТРАЛОПИТЕК Отличия австралопитека дриопитека:  Встал на задние конечности (из-за высокой травы, чтобы лучше видеть. Освободились передние конечности. Стал добывать пищу Стал защищаться от врагов Появились первые орудия – палки, камни, кости животных Сам орудия не изготавливал, только подбирал.

АВСТРАЛОПИТЕК

Отличия австралопитека дриопитека:

  • Встал на задние конечности (из-за высокой травы, чтобы лучше видеть.
  • Освободились передние конечности.
  • Стал добывать пищу
  • Стал защищаться от врагов
  • Появились первые орудия – палки, камни, кости животных
  • Сам орудия не изготавливал, только подбирал.
Происхождение первых людей. Два миллиона лет назад австралопитеки вымерли, но от них произошли первые люди –особый вид ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ!

Происхождение первых людей.

Два миллиона лет назад австралопитеки вымерли, но от них произошли первые люди –особый вид

ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ!

ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ.  Почему – «умелый»? Передвигался только на двух конечностях Сам изготавливал для себя орудия  Умел строить жилища Начал пользоваться огнём.

ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ. Почему – «умелый»?

  • Передвигался только на двух конечностях
  • Сам изготавливал для себя орудия
  • Умел строить жилища
  • Начал пользоваться огнём.
Человек прямоходящий  (питекантроп) Произошёл от человека умелого Был крупнее своего предка Обладал более развитым мозгом Пользовался огнём Изготавливал более совершенные орудия труда Возможно стала развиваться речь Расселились в Европу и Азию.

Человек прямоходящий (питекантроп)

  • Произошёл от человека умелого
  • Был крупнее своего предка
  • Обладал более развитым мозгом
  • Пользовался огнём
  • Изготавливал более совершенные орудия труда
  • Возможно стала развиваться речь
  • Расселились в Европу и Азию.
Человек разумный  (кроманьонец). Впоследствии человек прямоходящий вымер, Но Дал жизнь ТРЕТЬЕМУ ВИДУ ЧЕЛОВЕКА, к которому относимся и мы, ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМНОМУ. С этим видом мы познакомимся на следующем уроке.

Человек разумный (кроманьонец).

Впоследствии человек прямоходящий вымер,

Но

Дал жизнь ТРЕТЬЕМУ ВИДУ ЧЕЛОВЕКА, к которому относимся и мы,

ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМНОМУ.

С этим видом мы познакомимся на следующем уроке.

Закрепление полученных знаний.  Обезьяна и Человек: Сходства: Крупный головной мозг. Пять пальцев на руке, отстоящий большой палец, плоские ногти. Одинаковые группы крови, сходные инфекционные болезни Одинаковые пропорции тела – короткое туловище, длинные ноги Сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины, внутренних органов, мимики, кожных покровов Различия: У человека лучше развит мозг. У человекообразной обезьяны сильно развиты челюсти. Человек имеет более развитую ступню, которая помогает значительно лучше двигаться. У человека лучше развита кисть руки, а именно более подвижные пальцы.

Закрепление полученных знаний. Обезьяна и Человек:

Сходства:

  • Крупный головной мозг.
  • Пять пальцев на руке, отстоящий большой палец, плоские ногти.
  • Одинаковые группы крови, сходные инфекционные болезни
  • Одинаковые пропорции тела – короткое туловище, длинные ноги
  • Сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины, внутренних органов, мимики, кожных покровов

Различия:

  • У человека лучше развит мозг.
  • У человекообразной обезьяны сильно развиты челюсти.
  • Человек имеет более развитую ступню, которая помогает значительно лучше двигаться.
  • У человека лучше развита кисть руки, а именно более подвижные пальцы.
Домашнее задание 1.Вообразите и нарисуйте картину из жизни древних людей. 2. п. 24, читать и отвечать на вопросы

Домашнее задание

1.Вообразите и нарисуйте картину из жизни древних людей.

2. п. 24, читать и отвечать на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!