СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоги адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоги адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене»

Итоги адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене.

  1. Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.

В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями

Что же такое адаптация?

Адаптация – это привыкание, приспособление к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 10‑х классов, когда ребята перешли на новую ступень обучения (из средней школы в старшее звено).

  1. Процесс адаптации можно сравнить с вхождением человека в холодную воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много.

Что испытывает человек только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже страх. Затем дискомфорт от резкой смены температуры. Затем он привыкает и не хочет выходить из воды, т.к. она ему приятна и соответствует его ожиданиям.

Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.

  1. С какими трудностями сталкиваются учащиеся в 10м классе?

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

  1. Адаптация к новому классному коллективу, где заново нужно строить отношения со сверстниками.

Успешность адаптации десятиклассника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

  1. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

  • Т.е. обучение в большей степени основано на самостоятельную работу.

  1. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

  • Очень большой объём теоретического материала.

  • Применения учителями чаще такой нетрадиционных формы урока, как урок‑лекция (проблемная лекция, лекция‑провокация, лекция‑консультация), семинары.

  • Одновременно повышается планка требований к качеству знаний учащихся.

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим.

  • Достаточно большие по объёму домашние задания.

Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.

  • Для вновь прибывших учащихся новые учителя и соответственно новые стили преподавания, темп деятельности, темп речи, требования к учащемуся.

Если вы заметившие, что стали более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны стараться справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, в чём причина затруднений, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь иногда кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».

Нужно проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Можно попросить родителей вместе выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Возраст любви и... Отдыха от трудов

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить себе основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Для того чтобы десятиклассник не отдалялся от родителей, нужно разговаривать с ними, обращаться за помощью, советом, проблемами., рассказывать о удачах и достижениях. Если вы считайте, что родители только кричат, поучают, наставляют вас, то можно сказать им об этом, ног в спокойной, доверительной беседе.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.

Вы должны понимать, что они волнуются за вас и несут за вас ответственность.

  1. Результаты изучения хода адаптации учащихся 10 классов

С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались уровень адаптированности учащихся, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, стремления к доминированию.

Исследование проведено в отношении 11 учащихся 10 класса.

Результаты всех использованных методик по каждому ученику представлены в таблице 1.

Общий результат диагностики адаптации десятиклассников 10 класса




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!