Е.Е. Ежелая, председатель жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, учитель МАОУ гимназии № 32;
Итоги муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике. Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде
В муниципальном этапе олимпиады по математике приняли участие 384 учащийся общеобразовательных организаций города. Из них: 136 учащихся 7-х классов, 76 – 8-х классов; 54 – 9-х классов;71 – 10-х классов; 47 – 11-х классов.
Участникам из всех параллелей было предложено по 5 задач из разных разделов математики.
Олимпиадные задания по математике для 7 класса проверяли не только степень усвоения различных разделов школьной математики, но и способность к нахождению решений нестандартных заданий с элементами научного творчества.
Задания включали задачи по различным разделам математики, изученным по базовым учебникам по алгебре и геометрии к моменту проведения олимпиады, были различной сложности, чтобы предоставить большинству участников возможность выполнить наиболее простые и понятные для них задания.
Формулировки большинства заданий имели форму, отличную от стандартных заданий школьной математики. Тематика заданий охватывала следующие разделы школьной математики: арифметику, задачи на делимость, задача на конструктив (расположение точек на плоскости), задача из теории игр. Две задачи из пяти были из теории делимости и остатков, еще две были на предъявление указанной конструкции. Согласно рекомендациям, желательно чтобы все пять задач были на различные темы школьной математики.
В параллели 7-х классов - 2 победителя, набравший 80% баллов и 36 призеров, набравших от 40% до 77,14%. Количество победителей и призеров составило 27,9% от всех участников.
Почти половина семиклассников (49%) набрали от 0% до 20% возможного количества баллов. 22,8% школьников – 21%-37% баллов. 27,9% участников набрали от 40% до 80% от возможного количества баллов. Выросло процентное содержание участников, набравших более 50% баллов до 14,7% (6,5% в прошлом году).
Семиклассники впервые участвуют в муниципальном этапе олимпиады по математике, поэтому не имеют достаточно опыта.
Баллы, полученные семиклассниками в процентах, распределились следующим образом (табл.35).
Таблица 35
Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 7-х классов
7 класс | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5-6 баллов | 7 баллов |
Задание 1 | 44 | 0 | 0 | 1,5 | 54,5 |
Задание 2 | 57,4 | 27,9 | 5,1 | 6,6 | 3 |
Задание 3 | 52,2 | 24,3 | 9,5 | 3 | 11 |
Задание 4 | 68,4 | 0,7 | 0 | 0 | 30,9 |
Задание 5 | 92,6 | 5,9 | 1,5 | 0 | 0 |
Рис. 60. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (7 класс)
Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:
-вычислительные навыки;
-моделирование, мысленный эксперимент;
Недостаточно сформированы умения и навыки теории делимости, теории остатков.
Наибольшую сложность у участников вызвало задание № 5. С этим заданием не справился ни один учащийся, 6,4% – получили 1-2 балла. Для выполнения задания необходимо было предъявить выигрышную стратегию игрока. Теория игр не входит в школьную программу и является темой, которая рассматривается на занятиях кружка.
Лучше всего семиклассники справились с первым заданием: задача на арифметический счет, порядок действий. Полностью выполнили его 54,5% учащихся, ещё 1,5% получили за это задание по 5-6 баллов.
Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 7-х классов:
рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;
допущены вычислительные ошибки, влияющие на дальнейший ход решения.
В параллели 8-х классов 2 победителя, набравший 82,86% и 17 призеров, набравших 40%-77,14%. Количество победителей и призеров составило 25% от всех участников.
Более половины (63,2%) восьмиклассников набрали не более 20%, 11,8% участников набрали более 20%, но менее 40% максимально возможных баллов. Только 8 человек (10,5%) набрали более 50% баллов.
По мнению комиссии все задания составлены корректно, однако желательно для отдельных заданий предусмотреть отдельные критерии с указанием начисления баллов за выполнение отдельных действий для одинакового оценивания.
Баллы, полученные восьмиклассниками в процентах, распределились следующим образом (табл.36, рис.61).
Таблица 36
Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 8-х классов (в процентах)
8 класс | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5-6 баллов | 7 баллов |
Задание 1 | 26,3 | 10,5 | 36,9 | 1,3 | 25 |
Задание 2 | 82,9 | 9,2 | 1,3 | 0 | 6,6 |
Задание 3 | 93,5 | 2,6 | 1,3 | 0 | 2,6 |
Задание 4 | 52,6 | 9,2 | 1,3 | 6,6 | 30,3 |
Задание 5 | 63,2 | 30,3 | 1,3 | 1,3 | 3,9 |
Рис. 61. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (8 класс)
Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:
-преобразование алгебраических выражений;
-умение применять свойство углов равнобедренного треугольника;
Наибольшее затруднение вызвали задач № 2, № 3 и №5. Задание № 2 относится к теме «инвариант», которая является темой олимпиадной математики и не входит в школьную программу. С этим заданием справилось 6,6% участников, еще 10,5% набрали 1-6 баллов. В задании № 3 необходимо было доказать, что выражение, представленное в виде суммы степеней с различными основаниями, является составным числом. С этим заданием справилось только 2,6% участников, еще 3,9% набрали 1-4 балла. С заданием № 5 справились 3,9% участников и еще 32% набрали от 1 до 6 баллов. Для выполнения задания необходимо было предъявить выигрышную стратегию игрока. Теория игр не входит в школьную программу и является темой, которая рассматривается на занятиях кружка. Задание повторяло задание № 5 для семиклассников.
Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 8-х классов:
рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;
применение свойств степени при выполнении задания № 3;
понятие простого и составного числа
В параллели 9-х классов два победителя, набравшие 60% балов и 8 призеров, набравших 40%-45,71 % баллов. Только двое участников (3,7%) смогли набрать более 50% баллов. 75,9% смогли набрать не более 20% возможных баллов, 5,5% набрали более 20%, но менее 40%. Количество победителей и призеров составило 18,5% от всех участников.
В параллели 9-х классов самый низкий результат по призерам, однако, по сравнению с прошлым годом, наблюдается положительная динамика (в прошлом году в этой параллели было два победителя и один призер). Задания 9-го класса составлены с учётом методических рекомендаций, хотя задание № 3, на 5-7 баллов не смог выполнить ни один из участников олимпиады, что свидетельствует о высоком уровне сложности задания.
Таблица 37
Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 9-х классов (в процентах)
9 класс | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5-6 баллов | 7 баллов |
Задание 1 | 57,4 | 16,7 | 5,5 | 0 | 20,4 |
Задание 2 | 85,2 | 7,4 | 0 | 0 | 7,4 |
Задание 3 | 92,6 | 5,5 | 1,9 | 0 | 0 |
Задание 4 | 70,4 | 7,4 | 0 | 3,7 | 18,5 |
Задание 5 | 83,3 | 13 | 3,7 | 0 | 0 |
Баллы (в процентах), полученные девятиклассниками, распределились следующим образом (рис. 62).
Рис. 62. Распределение полученных участниками баллов по заданиям(9 класс)
Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:
-признаки делимости на 3, 9;
- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;
Наибольшее затруднение вызвало задание № 3. В задании необходимо было доказать числовое неравенство. Задание было модифицировано из задания с сайта problems.ru и для его доказательства требовалось возвести левую часть исходного неравенства в третью степень и получить промежуточное неравенство, которое не является очевидным. С этим заданием не справился ни один учащийся, по мнению комиссии его уровень не соответствует необходимому уровню подготовки девятиклассника, содержит искусственные приемы, не зная которых доказать неравенство практически невозможно.
Задание № 2 по теме «Многочлены» выполнили только 7,4% участников. Учащиеся продемонстрировали недостаточно сформированные умения и навыки поиска целых корней многочленов высших степеней, умения разложить такие многочлены на множители, в том числе и методом неопределенных коэффициентов.
Большинство учащихся приступали к выполнению задания № 5, но только 16,7% смогли получить 1-4 балла. По мнению комиссии, задание из теории игр не соответствует уровню девятиклассников.
Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 9-х классов:
рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;
-применение свойств геометрических фигур, которые на самом деле присущи только фигурам определенного типа;
В параллели 10-х классов - один победитель, набравший 68,57% баллов, и 18 призеров, набравших от 40% до 60% баллов. 52% участников набрали менее 20% баллов из возможных, 28,2% участников набрали от 20% до 40% возможных баллов. Количество победителей и призеров составило 26,8% от всех участников.
Таблица 38
Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 10-х классов (в процентах)
10 класс | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5-6 баллов | 7 баллов |
Задание 1 | 38 | 5,6 | 1,4 | 12,7 | 42,3 |
Задание 2 | 74,5 | 16,9 | 4,2 | 0 | 4,2 |
Задание 3 | 74,5 | 16,9 | 8,5 | 0 | 0 |
Задание 4 | 84,5 | 2,8 | 8,5 | 0 | 4,2 |
Задание 5 | 53,5 | 11,3 | 4,2 | 7 | 24 |
Баллы (в процентах), полученные десятиклассниками, распределились следующим образом (рис. 63).
Рис. 63. Распределение полученных участниками баллов по заданиям (10 класс)
Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:
-преобразование алгебраических выражений;
- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;
Члены жюри, проверявшие работы 10-го класса, отметили, что все задания корректны, соответствуют уровню сложности для данной параллели. Однако, анализ выполнения заданий по баллам, показывает, что только задание № 1 на 5-7 баллов выполнили около 55% учащихся.
Наибольшее затруднение у участников вызвали задания № 3 и № 4. В задании № 3 представлена модификация задачи № 3 9-го класса и для ее решения необходимо было применить неочевидные преобразования. В задании № 4 предполагалось использование метода вспомогательной окружности. Ни один учащийся не решал задачу этим способом, были предложены разнообразные способы решения, абсолютное большинство из которых не доведено до конца.
При решении задания № 5 не все учащиеся правильно интерпретировали задание, были логические ошибки при рассмотрении ходов шахматной фигуры. Задача предполагала расположение ладей в многослойной фигуре. С заданием на 5-7 баллов смогли справиться 31% участников.
Типичные ошибки, допущенные при выполнении олимпиадных заданий участниками параллели 10-х классов:
рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;
неверная интерпретация хода шахматной фигуры из условия задачи;
В параллели 11-х классов 1 победитель, набравший 85,71% баллов (это лучший результат среди победителей), и 12 призеров, набравших от 40% до 62,86% баллов. Количество победителей и призеров составило 27,7% от всех участников.
38% участников набрали менее 20% баллов, 34% участников набрали от 20% до 39% максимально возможных баллов и 12,8% набрали 50% и более.
Таблица 39
Результаты выполнения отдельных заданий учащимися 11-х классов (в процентах)
11 класс | 0 баллов | 1-2 балла | 3-4 балла | 5-6 баллов | 7 баллов |
Задание 1 | 89,4 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 4,3 |
Задание 2 | 46,8 | 17 | 12,8 | 17 | 6,4 |
Задание 3 | 70,1 | 6,4 | 4,3 | 6,4 | 12,8 |
Задание 4 | 36,2 | 2,1 | 4,3 | 2,1 | 55,3 |
Задание 5 | 21,3 | 78,7 | 0 | 0 | 0 |
Баллы (в процентах), полученные одиннадцатиклассниками, распределились следующим образом (рис. 54).
Рис. 54. Распределение полученных участниками баллов по заданиям(11 класс)
Предметные и общеучебные умения, которые участникам муниципального этапа олимпиады удалось продемонстрировать на высоком уровне:
- решение функциональных уравнений;
- приемы умственной деятельности: сравнение и моделирование;
-действия с иррациональными числами;
Члены жюри, проверявшие работы 11-го класса, отметили, что все задания корректны, соответствуют уровню сложности для данной параллели.
Наибольшее затруднение вызвало задание № 5. Для его решения необходимо было знать специфические приемы, которые не входят в школьный курс математики. С этим заданием не справился ни один участник.
Лучше всего учащиеся справились с заданием № 4 (57,4% выполнения).
Типичные ошибки, допущенные учащимися:
рассмотрены отдельные случаи или вспомогательные утверждения, но далее нет продвижения в решении;
ошибки при преобразовании выражений, содержащих иррациональность;
Жюри муниципального этапа олимпиады рекомендует разработчикам заданий:
Включать в олимпиаду по математике: рейтинговые задания от «простого к сложному». Комиссия отметила, что задания составлены корректно и соответствуют методическим рекомендациям. Однако, если проанализировать выполнение заданий на 5-7 баллов по параллелям, то можно увидеть, что в 9-м классе самый низкий процент выполнения заданий и меньшее количество призеров. Возможно, данный результат обусловлен повышенным уровнем заданий для этой параллели.
Выполнение Задания на 5-7 баллов | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Задание 1 | 56 | 26,3 | 20,4 | 55 | 6,4 |
Задание 2 | 9,6 | 6,6 | 7,4 | 4,2 | 23,4 |
Задание 3 | 14 | 2,6 | 0 | 0 | 19,2 |
Задание 4 | 30,9 | 36,9 | 22,2 | 4,2 | 57,4 |
Задание 5 | 0 | 5,2 | 0 | 31 | 0 |
Разнообразить темы заданий, не допуская преобладания какого-либо раздела математики в ущерб другим;
В критериях предусмотреть дополнительные рекомендации по отдельным заданиям
Педагогам жюри рекомендует:
систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
учить рассуждать, гибко подходить к проблемам, не «зубрить», а мыслить, самым делать выводы;
находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от учения;
учить правильно оформлять решение задания, различать решение задачи в общем виде и рассмотрение отдельного случая;
учащихся, нацеленных на участие в ВОШ выше школьного уровня, начиная с 5-го класса знакомить с темами «олимпиадной математики» такими как:
теория игр;
принцип Дирихле;
сравнение по модулю;
графы.