Русский язык. 10 класс
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задание 1 – 3.
(1) Атмосфера сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. (2) Мы живем в самом плотном слое - тропосфере, в которой находится примерно 80 процентов всей атмосферы и ... весь водяной пар. (3) Выше тропосферы находится второй слой – стратосфера, за ней следующий слой – мезосфера, в которой скапливается озон, поглощающий значительную часть губительных для живых организмов ультрафиолетовых лучей; следующий, самый широкий слой – термосфера.
1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Атмосфера состоит из тропосферы, стратосферы, мезосферы и термосферы, обеспечивающих защиту жизни на нашей планете
2) В тропосфере находится 80 процентов всей атмосферы.
3) Атмосфера нашей планеты состоит из четырех слоев, которые защищают жизнь на Земле.
4) Мезосфера поглощает ультрафиолетовые лучи.
5) В термосфере происходят интересные явления природы
2. Какое наречие должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста?
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ШИРОКИЙ, -ая, -ое.
1) Об одежде, обуви: просторный, не жмущий. На Ване был широкий пиджак.
2) Большой в поперечнике. Это была самая широкая улица.
3) Имеющий большое протяжение на земле. Широка страна моя родная.
4) Охватывающий многое, многих, массовый. Широкие слои населения.
5) Неограниченный, лишенный узости. В широком смысле слова.
6) Не стесненный в проявлении, обнаружении чего-нибудь. Широкая натура
Прочитайте текст и выполните задания 4 - 9.
(1) Я дважды в жизни пережил прекрасное чувство любви. (2) Не к женщине, не к отдельному человеку, а к людям вообще. (3) Просто к людям за то, что они добры друг к другу, душевно красивы.
(4) В первый раз это случилось на подступах к Сталинграду поздним сумрачным вечером 1943 года.
(5) Я возвращался из дивизионных мастерских, в противогазной сумке нес заряженный аккумулятор для своей радиостанции. (6) И не то чтобы заблудился... (7) Просто пока я торчал в тылу, шло наступление. (8) Целый день все менялось и перемешивалось, и сумей-ка теперь разыскать своих.
(9) Я шатался по заснеженной, взорванной воронками степи. (10) Ночь устало переругивалась выстрелами. (11) Там, где степь смыкалась с черным низким небом, тускло светились отсветы далеких пожаров.
(12) Наконец, я наткнулся на землянку. (13) Солдаты лежали вповалку на полу – ладонь не просунешь. (14) Один из них не спал. (15) Я узнал его – дядя Паша из комендантского взвода постоянно торчал на часах у землянки штаба полка. (16) Значит, я все-таки добрался до своих.
(17) –Проскочил ты штаб полка, парень, обратно придется топать. (18) Покуда лезь сюда, погрейся, -дядя Паша потеснился.
(19) Наступая на спящих, которые со вздохами шевелились, но не просыпались, я пробирался к нарам и
тут же споткнулся о чьи-то ноги. (20) На этот раз спящий беспокойно завозился и выполз на свет
плошек. (21) Передо мной предстал ... немец.
(22) У него были длинные белесые ресницы, детское простодушие на щекастом лице –лет
восемнадцать и того, пожалуй, нет.
(23) -Что это? –удивленно спросил я.
(24) Вот обзавелись... (25)Три дня назад, смех и грех, среди ночи с кухней на нашу позицию выехал.
(26) Кашу его съели, самого хотели в штаб, но там нынче не очень нуждаются в таких «языках».
(27) По землянке прошла волна холода.
(28) –Вилли, Якушин пришел, встречай, - объявил дядя Паша.
(29) Приземистый солдат переминался у входа, примеряясь как бы не потоптать спящих. (30) Выискивая заснеженными валенками между телами место, куда ступить, наконец, он подошел к нам, стянул с головы каску и открыл давно не бритое, чугунное от стужи и усталости мужицкое лицо.
(31) А тем временем Вилли успел нырнуть под нары, вытащил оттуда объемистый узел и, радостно рдея, протянул Якушину котелок. (32) Якушин довольно хмыкнул, потер узловатые красные руки и непослушными пальцами выудил из валенка ложку.
(33) –Ишь ты, заботушка, -теплое...
(34) Потеснив меня, он сел на край и сурово приказал Вилли сесть рядом с ним. (35) И Вилли смущенно пристроился к котелку.
(36) Немецкий парнишка и русский мужик – голова к голове. (37) Я сидел за спиной Якушина, видел его крутой затылок, Вилли, усердно работающего ложкой, дядю Пашу, следящего из-под лоснящегося лба увлажнено- добрым взглядом. (38) Стесняясь своего доброго взгляда, дядя Паша, блуждая извиняющейся улыбкой, объяснил мне через две склоненные головы:
(39) –Хороший парень Вилли, душевный... (40) Хоть и немец, а человек... (41)Это же Якушин его с кухни стащил, а вот теперь, вишь, душа в душу живут.
(42) А я не нуждался в объяснениях, тем более извинительных. (43) Во мне бурно таяла вселенская тоска, которую я принес сюда со взрытой снарядами, заваленной окоченевшими трупами земли...
(44) Война в разгаре, рядом линия фронта, с той и другой стороны нацелены пулеметы, а уже двое врагов забыли вражду. (45) Голова к голове, ложка за ложкой и хлеб пополам.
(46) Немец начал эту войну, трупы в степи –его вина. (47) А солдат Якушин, убивавший немцев, делит сейчас кашу с немецким пареньком. (48) Кончится война, и доброта Якушина, доброта Вилли – их сотни миллионов, большинство на земле, -как половодье затопит мир!
(49) Я просто задыхался от нахлынувшей любви к Якушину, к Вилли, к дяде Паше, к храпящим солдатам, ко всему роду людскому, который столь отходчив от зла и неизменчив к добру. (50) Слезы душили горло. (51) Слезы счастья, слезы гордости за все человечество!
(По В. Тендрякову)
Тендряков Владимир Федорович (1923 –1984) – русский советский писатель, автор повестей о духовно
- нравственных проблемах современной жизни.
4. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вилли протянул Якушину котелок с уже остывшей кашей.
2) Дядя Паша считал, что Вилли, хоть и немец, но хороший, душевный парень.
3) Описанные в тексте события происходили в 1943 году под Сталинградом.
4) Якушин ненавидел Вилли потому, что не мог ему простить гибели своих однополчан.
5) Доброта Вилли и доброта Якушина способствовали рождению в душе героя - рассказчика прекрасного чувства любви ко всему роду людскому.
5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов
1) Предложения 5 - 8 содержат повествование.
2) Предложения 24 –29 содержат рассуждение.
3) Предложение 11 содержит элемент описания.
4) Предложение 40 указывает причину того, о чем говорится в предложении 39.
5) Предложение 43 противостоит по содержанию предложению 42.
6. Из предложений 39 – 42 выпишите фразеологизм.
7. Среди предложений 11 - 16 найдите такое(-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)
8. «В данном тексте широко использована (А) ____ (в предложениях 9, 15, 18), что свидетельствует об эмоциональном отношении автора к описанным им событиям и вносит в текст непринужденность. Лексическое средство выразительности (Б) _____ («Душа в душу живут» в предложении 41) усиливает ощущение этой непринужденности. Взволнованную авторскую интонацию, звучащую в заключительной части текста, передают самые разнообразные средства художественной выразительности: троп (В) ____ («таяла тоска» в предложении 43, «доброта затопит» в предложении 48), фигура речи (Г)
____ (в предложениях 50, 51)»
Список терминов:
1) метафора
2) риторический вопрос
3) эпитеты
4) метонимия
5) однородные члены предложения
6) фразеологический оборот
7) олицетворение
8) разговорная лексика
9) анафора
9. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого из примеров и укажите смысловую связь между ними.
Ответы:
1 - 13
2 - почти
3 - 2
4 - 23
5 - 13
6 – душа в душу
7 - 1216
8 - 8619
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задание 1 – 3.
(1) Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, … такое деление условно.
(2) Сказки классифицируются также по особенностям поэтики на кумулятивные, повествовательные, прибауточные и другие; по характеру образности – аллегорические, по стилю – юмористические, сатирические и другие. (3) Литературная (авторская) сказка имеет тесную связь с народной, поэтика и стиль таких сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-пьесы, сказки - басни.
1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сказки классифицируют по различным признакам.
2) Интересны волшебные и бытовые сказки.
3) По стилю сказки могут быть юмористическими и сатирическими.
4) Сказки классифицируют по особенностям поэтики, по характеру образности, по стилю и другим признакам.
5) Поэтика литературных сказок очень разнообразна.
2. Какой союз должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. СВЯЗЬ, -и, ж.
1) Общение между кем-чем-нибудь. Укрепление международных связей.
2) Отношение общности между чем-нибудь. Причинная связь.
3) Близкое знакомство с кем-нибудь, обеспечивающее поддержку, выгоду. Писатель имеет связи в литературных кругах.
4) Общение с кем-чем-нибудь, то, что дает возможность общаться. Между ними установилась телефонная связь.
5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии. Он был работником телефонной связи.
6) Отношение взаимной зависимости, общности между чем-нибудь. Связь теории с практикой.
Прочитайте текст и выполните задания 4 - 9.
(1) Пастух горько усмехнулся и покачал головой. (2) – И куда оно все девалось? – сказал он. (3) Лет двадцать назад, помню, тут и гуси были, и журавли, и утки, и тетерева – туча тучей! (4) И куда оно все девалось? (5) Даже злой птицы не видать. (6) Пошли прахом и орлы, и соколы, и филины… (7) Меньше стало и всякого зверья. (8) Нынче, брат, волк и лисица в диковинку, а не то, что медведь или норка, а ведь прежде даже лоси были! (9) Лет сорок я примечаю из года в год божьи дела и так понимаю, что все к одному клонится.
(10) – К чему?
(11) – Пришла пора божьему миру погибать.
(12) Старик надел картуз и стал глядеть в небо.
(13) – Жалко! – вздохнул он после некоторого молчания. – (14) Оно, конечно, божья воля, не нами мир сотворен, а все-таки жалко. (15) Ежели одно дерево высохнет, или, скажем, одна корова падет, и то жалость берет, а каково, добрый человек, глядеть, коли весь мир пойдет прахом? (16) И солнце, и небо, и леса, и реки, и твари – все ведь это сотворено, приспособлено, друг к дружке прилажено. (17) Всякое до дела доведено и свое место знает. (18) И всему этому пропадать надо! (19) На лице пастуха вспыхнула улыбка…
(20) – А взять реки… (21) Реки-то, небось, сохнут! – сказал пастух в одну точку. (22) Наступило молчание. (23) Мелитон задумался и уставил глаза в одну точку. (24) Ему хотелось вспомнить хоть одно место в природе, которого еще не коснулась всеохватывающая гибель.
(25) – Да и леса тоже… - пробормотал Мелитон.
(26) – И леса тоже… - повторил пастух. – (27) И рубят их, и горят, сохнут они, а новое не растет. (28) Что и
вырастет, то сейчас его рубят; сегодня взошло, а завтра, гляди, и срубили люди – так без конца краю, покеда
ничего не останется. (29) Рожь ли взять, овощ ли, цветик ли какой, все к одному клонится.
(30) – Зато народ лучше стал, - заметил Мелитон.
(31) – Чем это лучше?
(32) – Умней!
(33) – Умней-то умней, это верно, паря, да что с того толку? (34) К чему охотнику ум, коли дичи нет? (35) Я так рассуждаю, что Бог человеку ум дал, а силу взял. (36) Слаб народ стал, до чрезвычайности слаб. (37) Ты вот гляди, мне седьмой десяток, а я денно и нощно пасу, да еще ночное стерегу за двугривенный и спать не сплю, и не зябну; мой сын умнее меня, а поставь его заместо меня, так он завтра же прибавки запросит или лечиться пойдет. (38) Я, акроме хлебушка ничего не потребляю, и отец мой, акроме хлеба ничего не ел, и дед, а нынешнему мужику и чай подавай, и водки, и булки, и чтобы и спать ему, и лечиться, и всякое баловство. (39) А почему? (40) Слаб стал, силы в нем нет вытерпеть.
(41) Он бы и рад не спать, да глаза липнут – ничего не поделаешь.
(42) Мелитон, подумав немного, вздохнул, как вздыхают степенные, рассудительные мужики, покачал головой и сказал:
- А все от чего? (43) Грешим много, забыли Бога… и такое, значит, время подошло, чтобы всему конец.
(44) Пастух вздохнул: - Жалко, братушка! (45) Земля, лес, небо… тварь всякая – ведь все сотворено, приспособлено. (46) Пропадет все ни за грош. (47) А пуще всего людей жалко.
(По А. Чехову)
Чехов Антон Павлович (1960-1904 гг.) – русский писатель, драматург, общепризнанный классик мировой литературы.
4. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению пастуха зверья в лесу не убавилось.
2) Все в природе согласовано, прилажено одно к другому.
3) Пастух считает, что народ с годами слабеет.
4) По словам Мелитона, люди умнее стали.
5) Люди заботятся об окружающей их природе.
5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6-7 присутствует элемент описания.
2) В предложениях 16-17 представлено рассуждение.
3) В предложениях 22-23 представлено повествование.
4) В предложениях 44-45 содержится описание.
5) В предложениях 33-35 содержится рассуждение
6. Из предложений 27 – 28 выпишите фразеологический оборот.
7. Среди предложений 20 - 24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
8. «Использование лексического средства (А)___ (в предложениях 20 - 21, 25 -26) вносит в текст эмоциональную окраску и напряженность. Автор применяет также троп (Б)____ (в предложении 19) и синтаксические средства выразительности речи (В)____ (в предложениях 6, 16) и (Г)______( в предложениях 14, 43).
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) контекстуальные синонимы
3) лексический повтор
4) анафора
5) вводные слова
6) антонимы
7) инверсия
8) ряды однородных членов предложения
9) метафора
9. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого из примеров и укажите смысловую связь между ними
Ответы:
1 - 14
2 - но
3 - 2
4 - 234
5 - 135
6 – без конца краю
7 - 24
8 - 3985