Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Во всех трудах Архимеда есть описание его технических изобретений.
2) Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание математических методов и его технических изобретений.
3) Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным прежде всего научные разработки, а практическому применению полученных им теоретических решений уделял значительно меньше внимания.
4) Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.
5) Архимед, разработавший математические методы решения многих технических проблем, и многие учёные того времени значительное внимание уделяли практической пользе сделанных ими открытий.
Ответ:
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Потому
Иными словами
Может быть
Во-первых
Даже
Ответ:
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТРУД, -а, м.
1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
2) Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.
3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (поел.).
4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.
5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
Ответ:
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
исчЕрпать
катАлог
откАшлянуть
квартАл
киломЕтр
Ответ: каталог
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
Автор критической статьи °СЫСКАЛ уважение читателей.
ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали под руководством известного художника-оформителя.
Ответ:
6
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..рёза
з..рница
обж..гать
к..ммерсант
сож..леть
Ответ: сожалеть
7
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..увеличивать, пр..школьный;
и..черпать, бе..цельный;
пре..писание, о..давать;
дез..нфекция, небез..звестный;
предп..ложить, пар..лимпиада.
Ответ:исчерпать бесцельный
8
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
налаж..вать
откле..ваться
сбивч..вый
стержн..вой
надоедл..вый
Ответ:стержневой
9
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
дыш..щий
леч..щий
хохоч..т (они)
слыш..т (они)
вид..щий
Ответ хохочут
10
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
Наши кони (не)были измучены.
Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
(Не)достаёт рукой до дна реки.
Ответ: необыкновенным
11
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.
ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.
Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.
НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.
(ПО)ТОМУ , как волновался Михаил, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ) , как и мне, небезразлична судьба Марии.
Ответ: тоже поэтому
12
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.
Ответ: 1 4
13
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Сквозь по-осеннему яркий лес восточного холма виднелись средневековый замок и соединявший когда-то две высотные башни дугообразный мост.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
4) В воздухе парило и день обещал быть нестерпимо жарким.
5) Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.
Ответ: 2 4
14
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лошади (1) вытянувшие чёрные головы (2) и (3) согнувшиеся над ними всадники (4) показывались на мгновение на белом фоне неба.
Ответ:1 2
15
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
Ответ:3 4
16
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.
Ответ: 2
17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём..
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Ответ: 2 3 4
18
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.
2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.
3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.
4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.
5) Старинные слова ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
Ответ: