СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа 4 класс»

Вариант 1

Часть 1

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [в], [ш] 2) [б], [з] 3) [ж], [к] 4) [т], [ф]


2. Какое слово нельзя перенести?

1) шутка 2) заяц 3) котик 4) кость


3. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) товарищ, дружок

2) чёрный, тёмный

3) водный, подводник

4) лес, деревья


4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) В малиннике послышался треск сучьев.

2) Медведица искала своего малыша.

3) Он набрёл на ягодную полянку.

4) Я сразу увидел медвежонка.


5. Укажи главные члены предложения.

Из дальних стран возвращаются грачи.

1) из стран грачи

2) из дальних стран

3) возвращаются из стран

4) возвращаются грачи


6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) лист...я, с...ел

2) солов...и, в...ётся

3) под...ёмный, об...яснение

4) друз...я, под...ехать


7. В конце какого предложения следует поста­вить вопросительный знак?

1) — Летом мы поедем к бабушке в Торжок

2) — А где он находится

3) — Торжок расположен в Тверской облас­ти, это древний русский город

4) — А я, к сожалению, останусь дома


8. Укажи существительное в дательном падеже.

1) (присмотреть) за сестрой

2) (верить) сказке

3) (съехать) с горы

4) (играть) на перемене


9. В каком сочетании слов есть прилагатель­ное в форме единственного числа женского рода?

1) интересное дело

2) весёлый праздник

3) радостные песни

4) любимая сказка


10. Укажи глагол в прошедшем времени, в муж­ском роде.

1) плыли (по небу)

2) влетел (в окно)

3) закрыла (форточку)

4) захлопнулось (от ветра)



Часть 2

В этой части работы тебе предстоит прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внима­тельно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста.

Прочти текст и выполни задания 11 —13.

Текст 1

(1) Выпал первый снег. (2) Снежок чистый, ослепительно-белый, ещё робкий. (3) Чуть присы­панные снежком ели и сосны казались зеленее, чем летом. (4) Осенняя трава выглядывала из-под снега зелёной щетиной. (5) Природа пос­ле летней работы отдыхала.

(по Д. Мамину-Сибиряку)

11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Ели и сосны

2) Снег

3) Первый снег

4) Осенняя трава


12. В каком предложении содержится слово со значением «восстанавливать свои силы»?

1) в предложении 2

2) в предложении 3

3) в предложении 4

4) в предложении 5


13. Какие(-ое) растения(-е) под снежком казались(-ось) зеленее, чем летом?

1) ели и сосны

2) осенняя трава

3) деревья и кусты

4) зелёный мох


Прочти текст и выполни задания 14 — 16.

Текст 2

(1) К началу XVIII века Россия была отреза­на от морей землями других государств.

(2) У неё не было морского флота, ей труд­но было торговать с другими странами. (3) Рос­сия начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств.

(4) Царь Пётр I понял это и начал преобразо­вания. (5) Он создал новую армию и регуляр­ный флот. (6) По его приказу строили новые заводы и мастерские, открывали школы, печата­ли книги и газеты.

(7) Пётр I и сам трудился, не покладая рук: он был не только государем, но и солдатом, моряком, строителем.


14. Что отсутствовало в России к началу XVIII века?

1) морской флот 2) армия 3) заводы и мастерские 4) торговля


15. Почему Пётр I начал преобразования в России?

1) Пётр I хотел быть не только государем, но и солдатом, моряком, строителем.

2) Пётр I желал прославиться.

3) К началу XVIII века Россия отставала от наиболее сильных и развитых государств.

4) В начале XVIII века Россия не торговала с другими странами.


16. Какие приказы царя Петра I помогли разви­тию образования в России?

1) о строительстве кораблей

2) об издании книг и газет

3) об открытии заводов и мастерских

4) о создании регулярной армии






Вариант 2

Часть 1

1. В каком ряду даны только звонкие соглас­ные звуки?

1) [б], [ж] 2) [к], [с] 3) [з], [п] 4) [в], [ш]


2. Какое слово нельзя перенести?

1) лает 2) грызть 3) лапка 4) домик


3. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) добрый, чуткий

2) рисовая (каша), рисовать

3) кормушка, кормить

4) сильный, спортсмен


4. В каком предложении выделенное слово яв­ляется существительным?

1) Стучит на скрипучем дереве дятел.

2) Он перелетел на другое место.

3) Клесты добывают семена из шишек.

4) Прыгает по деревьям шустрая белочка.


5. Укажи главные члены предложения.

Скоро луга покроются нежной травкой.

1) скоро покроются

2) луга покроются

3) нежной травкой

4) покроются травкой


6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) под...езд, друз...я

2) лист...я, объяснить

3) полын...я, в...ехать

4) в...юга, п...ём


7. В конце какого предложения следует поста­вить вопросительный знак?

1) — Где находится Детский музыкальный театр

2) — Он расположен на проспекте Вернад­ского

3) — Большое спасибо

4) — Не забудьте, что спектакли начинают­ся в двенадцать часов дня


8. Укажи существительное в дательном падеже.

1) (мечтать) о поездке

2) (бежать) по дорожке

3) (поехать) без путёвки

4) (проститься) с подругой


9. В каком сочетании слов есть прилагатель­ное в форме единственного числа женского рода?

1) тёплый ветерок

2) хорошее настроение

3) ранняя весна

4) яркое солнце


10. Укажи глагол в прошедшем времени, в сред­нем роде.

1) зацвела (внезапно)

2) появились (на полянке)

3) пропел (песню)

4) выглянуло (из-за туч)


часть 2

В этой части работы тебе предстоит прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внима­тельно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста.

Прочти текст и выполни задания 11 —13.

Текст 1

(1) Для птиц наступил месяц прощания с ро­диной — сентябрь. (2) Осенний ветер тихонько качает старый скворечник. (3) Скворец сел на ветку и затянул грустную песенку. (4) Замолчал певец, и скворчиха вылетела из жилища. (5) Скорей в стаю — пора в далёкий путь!

(по В. Бианки)

11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Птицы прощаются с родиной

2) Птицы

3) Осенний ветер

4) Наступил сентябрь


12. В каком предложении содержится слово со значением «печальный»?

1) в предложении 1

2) в предложении 2

3) в предложении 3

4) в предложении 4


13. Когда скворчиха вылетела из жилища?

1) когда скворец сел на ветку

2) когда ветер стал качать старый скворечник

3) когда скворец допел свою песню

4) когда собралась стая птиц


Прочти текст и выполни задания 14 — 16.

Текст 2

(1) Крылья птиц — это видоизменённые пе­редние конечности. (2) Оперения крыльев и хвоста в воздухе служат птицам опорой.

(3) В полёте нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу.

(4) Энергия запасается в жировых отложениях. (5) Жир мало весит, и поэтому используется как топливо для дальних перелётов.

(6) Птицы — теплокровные животные, темпе­ратура их тела постоянная — более +40 °С.

(7) Поддерживать такую температуру в зимнее время помогает пушистое оперение: оно удержи­вает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.


14. Что представляют собой крылья птиц?

1) пушистое оперение

2) видоизменённые передние конечности

3) видоизменённые задние конечности

4) источник энергии


15. Почему птицы много едят?

1) образующийся у птиц жир мало весит

2) для удержания теплого воздуха вокруг тела

3) для поддержания пушистого оперения

4) им необходима энергия для полёта


16. Что помогает птицам поддерживать температуру тела в зимнее время?

1) пушистое оперение

2) быстро перевариваемая пища

3) дальние перелёты

4) видоизменённые передние конечности

Вариант 3

Часть 1

1. В каком ряду даны только звонкие соглас­ные звуки?

1) [к], [с] 2) [г], [д] 3) [м], [х] 4) [щ,], [з]


2. Какое слово нельзя перенести?

1)утро 2) роса 3) шмель 4) отряд


3. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) чистый, опрятный

2) шаль, шалить

3) старый, опытный

4) снег, подснежник


4. В каком предложении выделенное слово яв­ляется существительным?

1) Тигроловы - люди редкой романтической профессии.

2) Они ловят тигров голыми руками, но не для забавы.

3) Мать - тигрицу поймал и съел медведь.

4) Без помощи людей молодые тигрята умерли бы от голода.


5. Укажи главные члены предложения.

Первые проталины греют солнечные лучи.

1) солнечные лучи

2) лучи греют

3) первые проталины

4) греют проталины


6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) бар...ер, в...ются

2) комп...ютер, с...ёмка

3) счаст...е, необ...ятный

4) с...ёжился, лист...я


7. В конце какого предложения следует поста­вить вопросительный знак?

1) -Ребята, завтра нам не стоит идти на лыжах

2) - А почему ты так думаешь, Витя

3) - Небо на закате пурпурного цвета - это к сильному морозу

4) - Да, и наши кошка с собакой свернулись калачиками


8. Укажи существительное в дательном падеже.

1) (склеить) из бумаги

2) (написать) на открытке

3) (прийти) к бабушке

4) (готовиться) с книгой


9. В каком сочетании слов есть прилагатель­ное в форме единственного числа женского рода?

1) лесная пасека

2) пчелиные ульи

3) вкусный мёд

4) природное богатство


10. Укажи глагол в прошедшем времени, в муж­ском роде.

1) сломалось (колесо)

2) заплакал (братик)

3) починила (игрушку)

4) побежали (на площадку)


Часть 2

В этой части работы тебе предстоит прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внима­тельно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста.

Прочти текст и выполни задания 11 —13.

Текст 1


(1) На дне сундука горкой, одна на другой, лежали какие-то удивительные книги. (2) Книги были непростые: старинные, с застёжками из меди, а может, и из золота. (3) А уж толстые - одна книжечка с папин портфель!

(4) Двумя руками Сашка поднял один тяжёлый и пыльный том, вытер рукавом. (5) На старой тёмной коже блеснули глубокие золотые буквы: «Полная волшебная энциклопедия».

(По С. Прокофьевой)


11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Пыльные книги 2) Сундук 3) Волшебная находка 4) Сашка и книги


12. В каком предложении содержится слово со значением «ярко засиять, сверкнуть»?

1) в предложении 2

2) в предложении 3

3) в предложении 4

4) в предложении 5


13. Из какого материала были сделаны обложки книг, найденных Сашкой?

1) из кожи 2) из бумаги 3) из картона 4) из пергамента

Прочти текст и выполни задания 14 — 16.

Текст 2

(1) Шкафы и комоды появились только в девятнадцатом веке, да и то только в городах. (2) До этого времени наши предки хранили всё своё имущество в сундуках, коробьях, подголовках.

(3) Сундук делался из дуба - самого крепкого дерева, а снаружи он ещё оковывался железом и снабжался большим замком. (4) Стоили окованные сундуки дорого и принадлежали состоятельным горожанам, боярам, находились в хоромах царя и царицы. (5) Короб, коробью - лубяной сундучок - могли себе позволить и крестьяне. (6) Делали коробьи из верхнего слоя (луба) недорогих осины, липы или ясеня.

(7) А сундучок-подголовок делался невысоким, с покатой верхней крышкой, чтобы можно было в дороге и дома класть его под голову: ведь хранили в нём деньги, драгоценности, важные документы.

(По С. Жегаловой)


14. Где хранили своё имущество наши предки до девятнадцатого века?

1) в шкафах, в комодах

2) в подголовках, в комодах

3) в шкафах, в сундуках

4) в сундуках, в коробьях


15. Почему сундуки делали из дуба?

1) дуб - самое крепкое дерево

2) дуб - самый дорогой материал

3) дуб медленно горит

4) дуб хорошо пахнет


16. Почему сундучок-подголовок так называется?

1) он по форме напоминает голову

2) в нём хранятся важные документы

3) его удобно класть под голову

4) он небольшого размера


Вариант 4

Часть 1

1. В каком ряду даны только звонкие соглас­ные звуки?

1) [ф], [л] 2) [т], [ч,] 3) [н], [п] 4) [р], [в]


2. Какое слово нельзя перенести?

1) ёлка 2) вихрь 3)игла 4) пурга


3. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

1) варежки, рукавицы

2) стальной, прочный

3) мороз, мороженое

4) кора, корабль


4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) Летом пятиклассники взяли шефство над детским садом.

2) Они придумывали для детей весёлые игры и соревнования.

3) Пятиклассники рассказывали малышам про школу, читали книжки, чинили игрушки.

4) Малыши очень радовались приходу старших ребят.


5. Укажи главные члены предложения.

Удивительные открытия хранят древние рукописи.

1) удивительные открытия

2) рукописи хранят

3) древние рукописи

4) хранят открытия


6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) бур...ян, в...ехать

2) грозд...я, с...ешьте

3) сем...я, здоров...е

4) от...езд, шит...ё


7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак?

1) — Жучка — неудачная кличка для белого щенка

2) - Почему ты так говоришь, Даша

3) - Жучка - значит чёрная, как жук

4) - Да, раньше так называли только чёрных собачек

8. Укажи существительное в дательном падеже.

1) (играть) с сестрой

2) (показывать) на картинке

3) (снять) с вешалки

4) (пришить) к куртке


9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

1) скромная ромашка

2) луговые цветы

3) синий василёк

4) ржаное поле


10. Укажи глагол в прошедшем времени, в мужском роде.

1) построил (из песка)

2) загорала (на речке)

3) смыло (волной)

4) соорудили (плотину)



Часть 2

В этой части работы тебе предстоит прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внима­тельно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста.

Прочти текст и выполни задания 11 —13.

Текст 1

(1) Филька не мог видеть Таню печальной и принёс к костру свой котелок с брусникой. (2) Мальчик хотел порадовать её тем немногим, что у него было. (3) Он щедро угостил всех товарищей, но Тане выбрал ягоды самые крупные. (4) Красные ягоды были спелы и прохладны, и Таня съела их с удовольствием. (5) А Филька, видя её снова весёлой, стал рассказывать о медведях, потому что отец его был охотник. (По Р. Фраерману)


11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Брусника 2) Таня 3) Вкусное угощение 4) Заботливый Филька


12. В каком предложении содержится слово со значением «грустный, унылый»?

1) в предложении 1

2) в предложении 2

3) в предложении 3

4) в предложении 4


13. Почему Филька выбирал Тане самые крупные ягоды?

1) Таня была очень голодна

2) Филька хотел порадовать Таню

3) Филька хотел понравиться Тане

4) это были любимые Танины ягоды


Прочти текст и выполни задания 14 — 16.

Текст 2

(1) Наши предки жили среди дремучих лесов и поэтому дерево считали самым ценным материалом. (2) Именно из дерева создавал русский человек всё, что его окружало: княжеские хоромы, крестьянские жилища, плуги и телеги, посуду и игрушки.

(3) Древодельцы прекрасно разбирались в породах дерева: для сундуков брали прочный дуб, а для ложки и миски - мягкую липу. (4) Из осины делали чешуйку для покрытия главок церквей: от солнца, ветра и дождей дерево светлело и приобретало мягкий серебристый оттенок - прекраснее серебра.

(5) В руках умельцев ковш для питья превращался в плывущую птицу, а зимняя повозка расцветала от красочных узоров. (6) Украшая окружавшие его вещи, народный мастер стремился внести праздник в обычную жизнь, сделать её радостней и нарядней.

(По С. Жеголовой)

14. Почему, по мнению автора, наши предки считали дерево самым ценным материалом?

1) дерево прочно и долговечно

2) они жили среди дремучих лесов

3) они не умели работать с камнем

4) дерево — экологичный материал


15. Почему главки церквей покрывали чешуйками из осины?

1) осина - очень прочный материал

2) осина - недорогой материал

3) осина приобретала красивый серебристый оттенок

4) осину было легче всего обрабатывать


16. Зачем народные мастера украшали свои изделия?

1) чтобы стать известными

2) чтобы скрыть недостатки изделий

3) чтобы выгоднее продать их

4)чтобы сделать жизнь радостней


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!