СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая аттестация для слушателей курсов повышения квалификации  учителей биологии и химии

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа»

ГАУ ДПО «СОИРО»



КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КПК ПО ДПП «ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ)





ФИО (ПОЛНОСТЬЮ)


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН


МЕСТО РАБОТЫ



ПРЕПОДАВАТЕЛИ



ОТМЕТКА



























ПМ 1 «Теоретические основы и методика преподавания биологии»

1.Врач провёл хирургическую операцию по высеканию из десны пациента зуба мудрости. После операции он рекомендовал пациенту на протяжении трёх часов периодически прикладывать к щеке пакет со льдом. Для чего это необходимо делать.

Ответ.

1. При хирургическом вмешательстве повреждаются кровеносные сосуды.

2. Кровь скапливается в тканях и возникает отёк.( отек, это реакция организма на воспаление, которое является защитно-приспособительным процессом, возникающим в ответ на повреждение тканей).

3. Прикладывание льда вызывает рефлекторное сужение кровеносных сосудов, и отёк не развивается. ( 10-15 минут держим, 30 минут отдыхаем).

2.Рассмотрите световую микрофотографию клеток корня репчатого лука. Назовите фазы митоза, в которых находятся клетки, обозначенные цифрами 1 и 2. Обоснуйте свои выводы. Срез какой зоны корня был взят для приготовления данного препарата? Ответ поясните.

Ответ.

1. 1 — анафаза.

2. В анафазе митоза хромосомы (хроматиды) расходятся к противоположным полюсам клетки.

3. 2 — метафаза.

4. В метафазе хромосомы выстраиваются на экваторе клетки.

5. Срез зоны деления корня.

6. В зоне деления находится образовательная ткань корня (верхушечная меристема), клетки которой постоянно делятся.

3.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых они допущены, исправьте их.

(1)Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различ­ных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь суще­ствовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что ор­ганические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического веще­ства в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.

Ответ.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.

(2) – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки).

(3) – Л. Пастер и ряд других учёных опровергли гипотезу самозарождения.

(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения


4.В каких отраслях народного хозяйства используются бактерии? Укажите не менее 5 отраслей с примерами.

Ответ

1) В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии;
2) в фармацевтике: для создания лекарств, вакцин;
3) в сельском хозяйстве: для приготовления силоса, сенажа (кормов для животных)

4) в коммунальном хозяйстве, в природоохранных мероприятиях: для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен;
5) в генной инженерии, микробиологии: с помощью них получают
витамины, гормоны, лекарства, кормовые белки и т. д.


5.Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.

Ответ

1. Хромосомный набор макроспоры 1n.

2. Хромосомный набор яйцеклетки 1n.

3. Макроспоры формируются из клеток спорофита (2n) мейозом.

4.Яйцеклетка (половая клетка, гамета) формируется из клеток гаметофита (1n) митозом.

6.При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Решение:

1. Р ♀ AaBB × ♂ aabb

редуцированные глаза, серое тело нормальные глаза, чёрное тело

G AB , aB ab

F1:

АаВb — редуцированные глаза, серое тело.

ааВb — нормальные глаза, серое тело.


2. Р ♀ AaBb × ♂ AaBb


редуцированные глаза, серое тело редуцированные глаза, серое тело.

G AB, aB, Ab, ab AB, aB, Ab, ab


F 2:

6(2AaBВ, 4АаВb) — редуцированные глаза, серое тело.

3(1ааВВ, 2ааВb) — нормальные глаза, серое тело.

2Aabb — редуцированные глаза, чёрное тело.

1аabb — нормальные глаза, чёрное тело.


3.Во втором скрещивании ожидаемое расщепление должно быть 9: 3:3:1.  Но по факту расщепление получилось 6 : 3: 2: 1. Это может быть связано только с тем, что особи с генотипом ААВВ, ААBb, ААbb   погибают (аллель редуцированных глаз летален в гомозиготном состоянии).












ПМ 2 «Теоретические основы и методика преподавания химии»

Для выполнения заданий 7 и 8 используйте следующий перечень веществ:

сернистый газ, гидроксохлорид меди (II), хлорид натрия, перманганат калия, гидросульфат калия, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

7. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора и образованием осадка. Выделение газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

8. Из предложенного перечня веществ выберите основную соль и вещество, которое вступает с этой основной солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

9. При пропускании сероводорода через раствор сульфата меди (II) получен осадок, который отделили фильтрованием и высышили. Образовавшийся осадок добавили к концентрированному раствору азотной кислоты. Выделившийся в результате этого бурый газ собрали и пропустили над нагретым фосфором, в результате чего образовалось твёрдое вещество и газ, входящий в состав воздуха. Далее к этому твёрдому веществу по каплям добавляли хлорную кислоту, в результате чего получили кислоту и ангидрид кислоты. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.


10. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

11. Через 264,475 г насыщенного раствора сульфата натрия некоторое время пропускали электрический ток. В результате чего образовалось 248,506 л газов и часть соли выпало в осадок в виде кристаллогидрата Na2SO4∙10H2O.Определите массу (в г) образовавшегося осадка. Растворимость безводного сульфата натрия при данных условиях составляет 19,2 г на 100 г воды. Температура при проведении электролиза не менялась и все измерения проводились при одинаковых условиях. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

12. При сгорании 40,5 г неизвестного органического вещества получили 40,32 л углекислого газа (н.у.) и 40,5 г воды. Из навески этого вещества массой 20,25 г вся сера была переведена в сульфат-ион, который дал осадок BaSO4 массой 52,425 г. Неизвестное органическое вещество относится к классу тиоэфиров, которые по строению схожи с простыми эфирами, только вместо атомов кислорода содержат атомы серы. Известно, что это вещество имеет симметричное строение и может быть получено по реакции моногалогеналкана с сульфидом натрия при нагревании.

На основании данных условия задания:

1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;

2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

3) напишите уравнение получения этого органического вещества из моногалогеналкана и сульфида натрия (используйте структурные формулы органических веществ).














Контроль предметных и метапредметных результатов учащихся, формированию универсальных учебных действий; оценивание письменных работ учащихся.

13. Составьте 2 задания, позволяющие осуществлять контроль уровня сформированности естественно-научной грамотности обучающихся.

14. Вам представлены задание № 29-30 контрольных измерительных материалов ГИА-9 (ОГЭ) по биологии и сканированный ответ ученика. Используя представленный материал, выполните следующие задания:

Задача «Минеральная вода»

Предмет: химия. Класс: 8

Задача может быть предложена учащимся 8 класса при изучении темы «Электролити­ческая диссоциация», например на уроке обобщения, а также при изучении темы «Пищева­рение» на уроках биологии.

Учитель заранее (за 2-3 недели) может сообщить учащимся, что через некоторое время понадобятся этикетки от минеральной воды, и предложить учащимся их принести. По ре­зультатам исследования можно составить список вод, которые не стоит употреблять.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • работа с составным текстом;

  • работа с поиском и выявлением необходимой содержательной информации в

  • тек­сте;

  • привлечение информации, которая не содержится непосредственно в условиях

  • за­дачи;

  • неоднократное возвращение к условию задачи;

  • представление информации, подтверждающей сформулированные заданием

  • выво­ды.

Действия ученика: применение знаний в заданной ситуации, критическое оценивание информации, воспроизведение сведений, полученных из текста.

Текст задачи

Рис.2

. Рис. 1

Когда человеку хочется пить? Это могут быть разные случаи:

-

Рис. 3

Один из механизмов возникновения жажды таков: охлаждение организма идет за счет выделения воды с потом, т. е. происходит обезвоживание организма. Потери воды нужно восполнять - хочется пить.

Чем чаще всего дети, да взрослые тоже утоляют жажду в жаркий летний день? Конеч­но, водой, - ответите вы. Вспомните какой? В большинстве случаев - это сладкая газирован­ная вода типа Coca-Cola, Fanta и др. Бесполезно утолять жажду сладкой газированной водой. Дело в том, что интенсивность жажды определяется не только длительностью лишения воды, потерей ее с выделениями и потом, но и количеством поваренной соли и сахара, поступив­ших с пищей.

Лучше утолять жажду чистой водой, а еще лучше - минеральной, так как для нормаль­ной работы организма человек должен поддерживать баланс минеральных веществ, таких как Са (для укрепления костей и зубов), Mg (для укрепления сетчатки глаз), Na, К, хлориды, гидрокарбонаты, сульфаты и др., т.е веществ, содержащихся в мине­ральной воде.

Под минеральной водой подразумевают воду, пригодную для пи­тья без дополнительной подготовки и обладающую биологической ак­тивностью. По общепринятой международной классификации мине­ральной считается вода с содержанием солей больше 1 г/л.

Влияние минеральных вод на организм не всегда можно предуга­дать. Поэтому их нужно принимать в ограниченном количестве, жела­тельно предварительно проконсультировавшись с врачом. А воды, со­держащие свыше 10 г/л солей, следует пить только по предписанию врача. Такие воды назы­вают лечебными, в отличие от лечебно-столовых с минерализацией 1-10 г/л.

На этикетке любой воды должны быть приведены следующие данные: тип, общая ми­нерализация, содержание главных ионов и специфических компонентов. Если хотя бы один из этих параметров не указан, к такой воде надо относится с недоверием. Если состав воды указан с большой точностью, следовательно, анализ проводили один раз, ведь состав мине­ральных вод колеблется в определенных пределах.

Если купить и выпить не настоящую минеральную воду, ничего страшного не произой­дет. Подделывая этикетки известных торговых марок, неизвестные продавцы все-таки очи­щают воду и насыщают ее углекислым газом. Конечно, не из-за любви к покупателям. Они вынуждены это делать, поскольку хлорированная вода из-под крана имеет сильный запах, по которому можно узнать подделку. А углекислый газ «убивает» кишечную палочку (если во­да взята из сомнительного источника). Так что вы рискуете только напрасно потратить день­ги.

Проверить корректность состава минеральной воды, указанного на этикетке, достаточ­но просто. Нужно сложить средние концентрации всех катионов, разделить на их молярные

массы и умножить на заряд. Таким образом вы найдете молярную концентрацию положи­тельных зарядов. Затем то же самое нужно проделать для анионов. Если состав указан пра­вильно, то найденные молярные концентрации положительных и отрицательных зарядов должны быть одинаковыми.

Пейте настоящую минеральную воду и будьте здоровы!

Задания

Задание 1. В каких случаях человеку хочется пить? Какой иллюстрации соответствует механизм возникновения жажды, описанный в условии задачи?

Задание 2. Перед вами несколько этикеток от минеральной воды. Какая из этих вод у вас вызовет недоверие? Почему?

ЭТИКЕТКА 2 - ЕСЕНТУКИ №17


ЭТИКЕТКА 1 - РЬИАЛ-СУ

ЭТИКЕТКА 3 - ЗАПОВЕДНИК





ЭТИКЕТКА 4 - БОРЖОМИ

Ml III ИГЛ.. 11,1

Задание З. Проанализируйте корректность указанного химического состава минераль­ной воды «Боржоми».

Задание 4. Представьте, что вы решили изготовить искусственную минеральную воду. Какие бы вещества вы взяли для изготовления минеральной воды «Ессентуки». Однозначен ли ваш ответ?

Задание 5. Назовите, какую бы из приведенных образцов минеральных вод вы бы предпочли для утоления жажды. Почему?

Задача «Загадка крови»

Предмет: биология. Класс: 8

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной про­граммой учащимся 8 класса, для изучения состава и свойств крови.

Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для само­стоятельного получения знаний по теме «Кровь», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщения и применения ранее полученных зна­ний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;

  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

  • использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения
    следующих заданий внутри текста;

  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
    Текст задачи

С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека? Ответы порой бывали самые парадоксальные, но то, что «здоровая» кровь—это осно­ва жизни, не вызывало сомнения. Поэтому в средние века было распространено кровопускание, как панацея от любой бо­лезни. Считалось, что если выпустить из человека «больную» кровь, то он поправится. Также лекари рекомендовали пить «свежую» кровь при таких болезнях как подагра, мигрень, малокровие и чахотка и т.д. А какие только свойства не припи­сывали крови. Например, считалось, что количество крови определяет характер человека, или цвет крови - принадлежность к определенному сословию (у аристократов «голубая кровь») и т.д. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свер­тывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой - слегка желтоватая жидкость - плазма - и нижний - осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плаз­мой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) -эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками - тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содер­жит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатиче­ских узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных забо­леваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия - генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости кро­ви. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще . Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как жен­щины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.

Задание 1. Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

A. Унаследовал ген гемофилии от отца.
Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.

B. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.

Задание 2. Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием место­нахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови.

РАНА

Т

ТРОМБОЦИТ РАЗРУШАЕТСЯ

I

ТРОМБОПЛАСТИН

Са (2+) лины (белки)



Глобу-

ФИБРИНОГЕ

ФИБРИН (нерастворимый бе­лок, нити которого создают каркас для тромба)

ТРОМБ

Задание 3. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли на­ложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.

Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками.

1. Эритроцит - двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемогло­бин (гемо-железо; глобин-белок). Основная функция перенос кислорода.

  1. Тромбоциты - маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержа­щие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови.

  2. Лейкоциты - «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных
    тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

Задание 5. В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симпто­мами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Голово­кружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Анализ А (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120-160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

1 80-320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЯ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2-10 мм/ч

Подпись врача_


Анализ крови В (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120-160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

1 80-320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЯ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Подпись врача_


Анализ крови С (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120-160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс./л

1 80-320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс./л

4-9 тыс./л

СОЯ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Подпись врача_

Задание 6. На основе текстов сделайте вывод, в чем заключаются основные функции крови?

Проверьте работу ученика в соответствии с предложенными критериями и выставьте баллы в столбец 3. В стобце 4 поясните основания выставления балла по критерию.

Работа ученика

Критерии оценивания



1

2

3

4

Номер задания

Номер критерия

Выставленный балл

Комментарии

29

1

1

Правильно ответил на вопрос

2

1

Правильно ответил на часть вопроса, в тексте есть ответ.

3

0

Ошибка. Дал ответ не соответствующий критериям оценивания.

30

1

1

Полный ответ на вопрос

2

1

Правильный ответ

3

0

Дал ответ не соответствующий критериям оценивания.



Ученик умеет извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, чтобы ответить на 1 и 2 вопросы задания, но во втором задании ответ неполный. 3 вопрос, ответ на который отсутствует в тексте, вызывает затруднение. Рекомендую внимательнее читать текст, а так же заходить на сайт ФИПИ, где есть большое количество тренировочных тестов, и выполнять их в режиме онлайн. Так же необходимо делать работу над ошибками, разбирая и анализируя ответы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!