Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по астрономии 11 класс»
Итоговая контрольная работа за курс астрономии старшей школы
Вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по астрономии отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей и включает 10 заданий.
Часть 1 содержит 4 задания (1–4). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. При выполнении задания части 1 в тетради для контрольных работ сделайте запись: «Часть 1», проставьте номера заданий по порядку и запишите номер выбранного ответа в контрольной работе. Если вы выбрали не тот номер, то зачеркните этот номер крестиком, а рядом поставьте номер правильного ответа.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (5–8). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в тетради для контрольных работ. При этом делается запись: «Часть 2», проставляются номера заданий по порядку и записывается последовательность цифр ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 2 задания (9–10), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются в тетради для контрольных работ, после записи: «Часть 3». При выполнении заданий части 2 и 3 значение искомой величины следует записать в тех единицах, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ).
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в «Части 1» дается 1 балл, в «Части 2» 1–2 балла, в «Части 3» – от 1 до 3 баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов 18.
Отметка 5 ставится за более 88% выполненной работы (16–18 баллов).
Отметка 4 ставится за более 70% выполненной работы (13–15 баллов).
Отметка 3 ставится за более 55% выполненной работы (10–12 баллов).
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.
Наиболее важные величины, встречающиеся в астрономии |
Видимый угловой диаметр Солнца и Луны | 0,50 |
Продолжительность звездного года (период обращения Земли вокруг Солнца) | 365 сут 5 ч 49 мин |
Продолжительность синодического месяца (период изменения фаз Луны) | 29,5 сут |
Продолжительность звездного месяца (период обращения Луны вокруг Земли) | 27,3 сут |
Средний радиус Земли | 6 370 км |
Среднее расстояние от Земли до Луны | 384 000 км |
Среднее расстояние от Земли до Солнца | 150 млн км |
1 парсек | 206265 а.е. = 3, 26 св. года = 3⸱1013 км |
Часть 1
К каждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный. Номер этого ответа запишите в тетради. |
|
1. | Какое из перечисленных созвездий нельзя наблюдать 15 октября в 20.00 в г. Нижний Новгород (широта 560)? |
|
| А) Лира Б) Овен | В) Большой Пес Г) Козерог |
| | |
2. | Как называется фаза Луны, изображенная на рисунке? В какое время суток Луна видна в этой фазе? |
| |
| А) Первая четверть. Видна вечером. Б) Последняя четверть. Видна утром. В) Полулуние. Видна вечером. Г) Полнолуние. Видна всю ночь. | |
| |
3. | К какому типу относятся две близко расположенные звезды, связанные силами тяготения и обращающиеся около общего центра масс? |
| |
| А) Оптические двойные звезды Б) Физические двойные звезды | В) Спектрально-двойные звезды Г) Сверхновые звезды |
| | |
4. | Какой из перечисленных объектов лишний в этом списке: |
| А) Шаровое звездное скопление Б) Галактика | В) Звездная ассоциация Г) Созвездие |
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте. |
Ответом к каждому из заданий 5-7 будет некоторая последовательность цифр. В тетради запишите номер вопроса и последовательность цифр – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. |
|
5. | Установите соответствие (логическую пару). К каждому названию созвездия, отмеченному буквой, подберите соответствующее изображение, обозначенное цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
|
| НАЗВАНИЕ СОЗВЕЗДИЯ | ИЗОБРАЖЕНИЕ | А. Пегас | 1. | Б. Лебедь | 2. | В. Орион | 3. | Г. Кассиопея | 4. | | Ответ: | А | Б | В | Г | | | | | |
| |
6. | Расположите астрономические величины в порядке их возрастания. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр ответа. 1) 200 а.е. | 2) 12 пк | 3) 500 000 000 км | 4) 5 св. лет | | Ответ: | | | | | |
|
| | | |
7. | На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга – Рассела. |
|
| Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме. Температура звезд спектрального класса G в 2 раза выше температуры звезд спектрального класса А. Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам, поскольку ее радиус почти в 1 000 раз превышает радиус Солнца. Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов. Звезда Антарес имеет температуру поверхности 3 300 К и относится к звездам спектрального класса А. «Жизненный цикл» звезды спектрального класса К главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса В главной последовательности. |
| |
| Ответ: | | | |
| |
Ответом к заданию 8 является число. В тетради запишите номер вопроса и полученный ответ. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Единицы измерения астрономических величин писать не нужно. |
|
8. | С каким периодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца была вдвое больше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых. Ответ: ______________ г |
|
Часть 3
Для ответа на задания части 3 (задания 9-10) используйте тетрадь для контрольных работ. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. |
Задание 9 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать в себя не только ответ на вопрос, но и его развернутое логически связанное обоснование. При необходимости сделайте рисунок. Ответ записывайте четко и разборчиво. |
9. | Почему небо голубого цвета, если главный источник света для Земли – Солнце, которое светит почти белым светом? Почему небо становится красным на закате и на восходе? |
|
Для задания 10 необходимо записать полное решение, которое включает запись каткого условия задачи (Дано); рисунок; запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. |
10. | Какой наименьший линейный диаметр должно иметь солнечное пятно, чтобы его можно было различить невооруженным глазом (при наблюдениях через специальный светофильтр), если разрешающая способность глаза равна 1’. Ответ запишите в км. |
|