СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по литературе (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состоит из двух вариантов. Ответы и критерии прилагаются.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературе (5 класс)»


КИМ промежуточной аттестации по литературе за курс 5 класса


1 вариант

Часть I

А1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов


А2. Эпитет – это …

а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

б) художественное определение;

в) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы


А3. . Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»


А4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

А5. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом


А6.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»


Часть II

Б1. Соотнесите произведения и авторов.

1. «Бородино»

2. «Муму»

3. «Ворона и Лисица»

4. «Никита»

А) Платонов

Б) Лермонтов

В) Тургенев

Г) Крылов


Б2. Назовите три рода литературы.


Б3. Почему Вася (герой произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе) забрал куклу (подарок умершей матери) у своей сестры Сони?


Б4. Определите способ рифмовки.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А.Н. Плещеев «Весна»)


Б5. Этим термином назван приём, позволяющий В.Г. Короленко создать описание внешности своего героя пана Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье…»


Часть III

Дайте развернутый ответ на обобщающий вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию в 4-6 предложениях.

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.


С 1.Почему крепко не полюбилось Герасиму сначала его новое житье?












































КИМ промежуточной аттестации по литературе за курс 5 класса


2 вариант

Часть I

А1. Историческое событие, о котором рассказал К.М. Симонов в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…», произошло во время

а) Отечественной войны 1812года

б) Великой Отечественной войны

в) Первой мировой войны


А2. Олицетворение – это …

а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

б) художественное определение;

в) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы


А3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»


А4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»


А5. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом


А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»


Часть II

Б1. Соотнесите произведения и авторов.

1. «Медной горы Хозяйка»

2. «Тёплый хлеб»

3. «Муму»

4. «Хирургия»

А) Бажов

Б) Чехов

В) Паустовский

Г) Тургенев


Б2. Назовите три рода литературы.

Б3. Почему Жилин (герой произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») не стал просить в письме у матери денег на выкуп из плена?

Б4. Определите способ рифмовки.

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу! (Н.М. Рубцов «Родная деревня»)

Б5.Этим термином назван приём, помогающий автору рассказа «Косцы» И.А. Бунину, нарисовать картину летнего заката: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная засохшими колеями, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах».

Часть III

Дайте развернутый ответ на обобщающий вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию в 4-6 предложениях.

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал, Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — Бог его знает!


С1. Почему героиня вышла замуж за нелюбимого?

Ключи

В-1

В-2

А1

а

б

А2

б

в

А3

б

в

А4

в

в

А5

в

в

А6

б

а

В1

1-б

2-в

3-г

4-а

1-а

2-в

3-г

4-б

В2

Лирика

Эпос

Драма

Лирика

Эпос

Драма

В3

Развернутый ответ

Б4

перекрёстная

парная

Б5

портрет

пейзаж

С1

К1 – полнота раскрытия темы текста – 2 балла

К2 – опора на знание текста – 2 балла

К3 – композиционная стройность и логика рассуждения – 1 балл

К5 – отсутствие фактических ошибок – 1 балл



Оценка заданий.

Всего за работу – 23 балла


Часть 1 – всего – 6 баллов

Задания А1 – А6 по 1 баллу


Часть 2 – всего – 15 баллов

Задание В1. 2б, если есть одна ошибка 1б.


Задание В2. 3 б (за каждый литературный род 1 балл)


Задание В3. Ответ сформулирован верно -2б

Ответ сформулирован частично – 1б

Ответ сформулирован неверно -0б


Задание В4. 2б


Задание В5. 2б



0 – 11 баллов – «2»

12 – 16 баллов – «3»

17 – 21 балла – «4»

22 – 23 балла – «5»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!