Спецификация
ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по литературе в 7-х классах.
Назначение контрольной работы – оценить результаты обучения в 7-м классе по предмету Литература в конце учебного года.
Документы, определяющие содержание контрольной работы: Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).
Структура контрольной работы
Работа по русской литературе состоит из трех частей (А, В,С) и выполняется на основе знаний, полученных в результате прохождения учебного курса.
Ответом к заданиям 1 – 10 части А является цифра (число), 1 – 5 части В – слово или несколько слов, части С – текст (ответ на поставленный вопрос в форме развёрнутого умозаключения).
Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.
Контрольная работа составлена в двух вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений у учащихся.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы.
Каждый вариант контрольной работы состоит из трёх частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (задания 1–15) – задания с выбором ответа.
Часть 2 (задания 1– 5) – задания открытого типа на запись краткого ответа
Часть 3 – творческое задание на запись самостоятельно сформулированного умозаключения.
Распределение заданий по частям контрольной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть А | 15 (задания 1 – 15) | 1 (15) | Задание с выбором одного ответа |
Часть В | 5 (задания 1 – 5) | 1 (5) | Задание на запись краткого ответа |
Часть С | 1 | 5 | Творческое задание |
Итого | 20 | 25 | |
Критерии оценки
Шкала перевода баллов за тест в школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»
Количество баллов | Оценка |
Менее 13 | 2 (неудовлетворительно) |
13-18 | 3 (удовлетворительно) |
19-23 | 4 (хорошо) |
24-25 | 5 (отлично) |
6. Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
7. Время выполнения работы: 45 мин.
Итоговая контрольная работа по литературе
1 ВАРИАНТ
Часть А
А1. К какому жанру относится термин «русский героический эпос»?
А) песни Б) былины В) сказки Г) частушки
А2 Былина «Садко» относится к:
А) Киевскому циклу Б) Новгородскому циклу В) Владимиро-суздальскому циклу
А3. Какой вклад внёс в развитие литературы Г.Р.Державин?
А) Теория "Трех стилей". В) Соединил слова "высокие" и "низкие".
Б) Создал современный литературный язык Г) Придумал онегинскую строфу.
А4. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?
А) оды, эпиграммы, драмы Б) драмы, сатиры, элегии
В) героические поэмы, трагедии, оды Г) комедии, песни, басни
А.5. Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе говорит о:
А) Духовной свободе поэта от властей Б) Смелости волхва В) Неприязни волхва к князю
А6. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев:
а) «Медный всадник» 1) Кирибеевич
б) «Песня про купца Калашникова» 2) Инок Григорий
в) «Борис Годунов» 3) Пётр Первый
А7. Сравнив раненого Тараса с «подрубленным дубом», Гоголь имел в виду его:
А) крепкое телосложение; Б) слабость, ранимость;
В) силу, основательность, стойкость и непреклонность
А8. Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?
А) Кошевой Б) Вырин В) Остап Г) Кукубенко
А9. Легенда это:
А) Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Б) Это поэтическая биография народа
В) Повествование о событиях, предполагаемых в прошлом
Г) Рассказ, который повествует о выдающихся людях, фантастических, чудесных событиях, якобы происходивших в действительности.
А.10. Кто из перечисленных писателей работал в жанре «стихотворений в прозе»?
А) Н.А. Некрасов Б) И.С. Тургенев В) Н.Рубцов Г) А.П. Чехов
А11. Почему Николенька плачет после того, как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?
А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;
Б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»;
В) он понимает, что отплатить за обиду не удастся
А12. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина?
А) Вперед Б) Старайся В) Долой Г) Даешь
А13. Творчество какого поэта характеризует приведённое высказывание: «Он дал окончательную обработку русскому языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого.
А) Н.В.Гоголь Б) М.Ю.Лермонтов В) А.С.Пушкин Г)Л.Н. Толстой
А14. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?
А) «Кусака» Б) «Легенда о Данко» В) «Тарас Бульба» Г) «Живое пламя»
А15. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
А) Человеческое безразличие
Б) Неуважение к чужому труду
В) Хулиганское поведение подростков
Г) Хамское отношение между людьми.
Часть В
B1. Какое художественное средство выразительности использует автор? _________
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето…
В2. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова? ___________
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его насквозь, ведь имеет же он конец, - всё на свете имеет конец! Идёмте!»
В3. Назовите произведение по его началу. Вспомните и запишите автора. _________
Покоен, прочен и лёгок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва…
В4. Почему Андрий предал свою родину? ___________
B5. Дайте определение жанра летописи. ____________
Часть С
С1. Каждый ли способен на подвиг? (по рассказам Ю.П. Казакова «Тихое утро» или Е.И. Носова «Живое пламя»). При выполнении задания дайте связный развернутый ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.
Итоговая контрольная работа по литературе
2 ВАРИАНТ
Часть А
А1. Что не относится к устному народному творчеству:
а) былины; б) поэмы; в) песни; г) пословицы
А2. Отрывок из какого произведения Древнерусской литературы приведен ниже? «… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран…»
А) «Повесть о Петре и Февронии» Б) «Поучение Владимира Мономаха»
В) «Сказание о белгородском киселе» Г) «Садко»
А3. Произведение М.В.Ломоносова «… на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является по жанру:
А) Басней, потому что Ломоносов в аллегорической форме высмеивает недостатки правления императрицы.
Б) Балладой, потому что написано на исторический сюжет
В) Поэмой, потому что довольно велико по объёму, содержит много событий и героев.
Г) Одой, потому написано в торжественном стиле и призвано прославить мудрых российских правителей.
А4. Что послужило А.С. Пушкину источником для создания «Песни о Вещем Олеге?»
А) народные предания Б) исторические труды Карамзина
В) летопись Г) идею А.С. Пушкину подсказал Н.В. Гоголь
А5. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории в «Станционном смотрителе»?
А) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
Б) Это были необычные картинки известного художника.
В) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
Г) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом
А6. Найдите «лишнее»: А) «Барышня – крестьянка» Б) «Метель»
В) «Дубровский» Г) «Станционный смотритель»
А7. Раскаялся ли Андрий перед смертью в совершенном предательстве в произведении? Какой факт дает основания так считать?
А) да, он просит пощады у отца Б) нет, он умирает с именем прекрасной полячки на устах
В) нет, он говорит отцу, что полячка стала для него отчизной и никто не вправе его наказывать
Г) да, идя на казнь, он был «бледен как полотно»
А8. Что понимает под словом «товарищество» Тарас Бульба?
А) компания для гульбы и пьянства;
Б) единство на основе взаимовыручки во время боя;
В) единство на основе любви к родине и православной вере;
Г) союз единомышленников, друзей.
А9. Что такое юмор:
А) Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни, добродушный смех
Б) Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека.
В) Это художественное произведение, в котором главный герой подвергается насмешкам.
А10. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
А) Восхищение, любование. В) Презрение, пренебрежение.
Б) Сожаление, горечь. Г) Безразличие.
А11. Замечая недостатки людей, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
А) Нужно исправлять людей; В) Нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
Б) Нужно исправлять самого себя; Г) Ничего не нужно изменять
А12. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
А) Хамелеон; Б) Лошадь В) Собака; Г) Лошадь; Д) Свинья.
А13. В каком выражении стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче» звучит основная мысль стихотворения:
А) «Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»
Б) «Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила»
В) «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца»
Г) «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба»
А14. Герой какого произведения произносит эти слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»?
А) «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова В) «Тихое утро» Ю.П. Казакова
Б) «Кукла» Е.И. Носова Г) «Беда» М.М. Зощенко
А15. Вспомните рассказ Е.И. Носова «Живое пламя» Сказав: «Да, сгорел... короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...», тетя Оля имела в виду: А) короткую жизнь мака Б) красоту цветка В) судьбу сына
Часть В
В1. Какое художественное средство выразительности использует автор? _________
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка. (М.Ю. Лермонтов)
В2. Какому герою принадлежат приведённые слова? ___________
«Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…»
B3. Назовите произведения по их началу (отрывку). Вспомните и запишите автора.________
«Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашёптывая...»
B4. На каком инструменте играл Садко? _______________
B5. Какое произведение называется автобиографическим? Приведите пример ________________
Часть С
С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Почему детство – «самая прекрасная пора»? При выполнении задания дайте связный развернутый ответ на вопрос в объеме 6-8 предложений.
Итоговая контрольная работа по литературе
3 ВАРИАНТ
Часть А
А1. Фольклор – это:
А) стихотворение в прозе Б) лирическое произведение В) «народная мудрость»
А2. Какие произведения не относятся к «народному эпосу»
а) «Калевала» Б) «Песнь о Роланде»
В) «Песнь о Вещем Олеге» Г) «Сказание о белгородском киселе»
А3. Древнерусская литература появилась:
А) в IX веке; Б) в X веке; В) в XI веке; Г) в XII веке.
А4. Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка.
А) А.С. Пушкин Б) М.В. Ломоносов В) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
А5. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина Станционный смотритель»?
А) рассказ; Б) повесть; В) роман; Г) поэма.
А6. Чем, по словам Пимена («Борис Годунов»), русский народ так прогневил бога:
А) неверием в Бога Б) тем, что сделал владыкой цареубийцу
В) великой греховностью Г) слабостью духа
А7. Каким предстаѐт в «Песне...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?
А) жестоким, бессердечным властителем Б) добрым царѐм-батюшкой
В) справедливым и мудрым правителем
А8. Андрий отличался от Остапа тем, что:
А) хотел прославиться и делал все для достижения цели;
Б) был груб, нарочито высокомерен и неуступчив;
В) ему была доступна мечтательность, он жил чувствами.
А9. Что такое сатира:
А) Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека Б) Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
В) Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
А10. Какова основная тема первой части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»?
А) духовное величие русской женщины Б) обличение светского общества
В) восхищение красотой русской женщины Г) трагическая судьба русской женщины
А11. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?
А) Постеснялся своей жестокости перед барином. Б) Испугался мести крестьянина.
В) Пожалел мужика. Г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
А12. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
А) Обличение чиновничества.
Б) Восхваление трудолюбия простого народа.
В) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.
Г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове
А13. О чем рассказ А.П.Чехов «Злоумышленник»:
А) о том, как глупый «злоумышленник» хотел ограбить поезд;
Б) о том, что следователь не понимает крестьян и не разделяет их увлечение рыбалкой;
В) о крестьянах, которые не понимают, каковы последствия их поступков: необходимо им объяснять, а не наказывать;
Г) о крестьянах –злоумышленниках, которых надо строго наказывать
А14. В каких произведениях писатели поднимают проблему несправедливого отношения к бедным и обездоленным людям
А) А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Б) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
В) Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Г) И.С.Тургенев «Бирюк»
Д) А.П.Чехов «Хамелеон». Е) Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»
А15. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
А) Описание жизни простого деревенского человека.
Б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
В) История брошенной куклы.
Часть В
B1. Какое художественное средство выразительности использует автор? _________
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого... (М.Ю. Лермонтов)
В2. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова? ___________
«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!»
В3. Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.__________
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
В4. Из-за чего врагам удалось схватить Тараса Бульбу?__________________________
В5. Чем пословица отличается от поговорки? ________________
Часть С
С1. В чем состоит смысл человеческой жизни? (при ответе на вопрос обращайтесь к произведениям М. Горького «Данко» или А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»). При выполнении задания дайте связный развернутый ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.
Итоговая контрольная работа по литературе
4 ВАРИАНТ
Часть А
А1. Выберите определение былины.
А) эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Б) жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности
В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
Г) произведение, созданное народной фантазией, сочетающее в себе реальное и фантастическое
А2. Какими качествами не обладала Феврония, героиня «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
А) умела лечить Б) была легкомысленна В) была очень умна
Г) была экономна Д) была корыстна
А3. На день восшествия на престол какой императрицы М.В.Ломоносов написал оду?
А) Екатерина I Б) Елизавета Петровна; В) Екатерина II.
А4. Выберите произведение, относящееся к жанру поэмы:
А) «Медный всадник» А.С.Пушкина В) «Признание» Г.Р. Державина
Б) «Борис Годунов» А.С.Пушкина
А5. Какая тема раскрывается в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»: а) тема «маленького человека», б) тема «лишнего человека»
в) тема человека-изгоя, г) тема человека, способного на подвиг во имя людей
А6. Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил».
А) «Медный всадник» В) «Борис Годунов» Г) «Песнь о вещем Олеге»
А7. Назовите произведение, события в котором происходят в Запорожской Сечи.
А) «Данко» Б) «Тарас Бульба» В) «Песнь о вещем Олеге» Г) «Детство»
А8. Любовь Андрия к прекрасной полячке пришла в конфликт с:
А) с традициями казачества; В) с чувством долга перед товарищами;
Б) с финансовым неравенством; Г) с социальным неравенством.
А9. Лирика – это:
А) Небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Б) Род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
В) Искусство устного слова, создаваемое народом, исполняется под музыкальный аккомпанемент.
А10. Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:
А) Отечественной войне 1812 года В) Восстанию 14 декабря 1825
Б) Отмене крепостного права 1861 Г) Восстанию под предводительством Пугачева
А11. Какой прием наиболее характерен для рассказов А.П. Чехова?
А) пейзажная зарисовка Б) внутренний монолог
Б) художественная деталь Г) лирические отступления
А12. Авторы двух разных, но одноименных произведений: «Детство»?
А) Л.Н. Толстой, М. Горький; Б) И.С. Тургенев, М.Горький;
В) В.В. Маяковский, Л.Н.Толстой; Г) А.К. Толстой; М. Горький
А13. В каком произведении XX века автор поднимает проблему сострадания к людям?
А) «Данко» М. Горького Б) «Юшка» А.П. Платонова
В) «Живое пламя» Е.И. Носова Г) «Кусака» Л.Н. Андреева
А14. М.Горький в автобиографической повести «Детство» рассказывает о людях, с которыми ему пришлось жить и общаться. Эти герои оставили разный след в его душе. Кого из этих героев нельзя отнести к «яркому, здоровому, творческому» в русской жизни?
А) Бабушка Б) Дед Каширин В) Цыганок Г) Хорошее Дело
А15. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:
А) умение сострадать В) умение преодолевать собственный страх
Б) умение вести себя правильно на воде Г) умение плавать
Часть В
В1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:________
«Тонкий туман над стемневшей рекой лег серебристою нежной фатой»
В2. Какому герою принадлежат приведённые слова? ___________
«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною?»
В3.Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.___________
Ещё одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога…
B4. Кем по роду своей деятельности был Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович»? _________________
B5. Самое острое, напряженное место в повествовании – это…? __________
Часть С
С1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»). При выполнении задания дайте связный развернутый ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.