Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс»
Тестовая работа в формате ВПР
для проведения промежуточной аттестации по литературе в 7 классе
Фамилия, имя
учащегося дата
Авторы и их произведений. Узнайте русских и зарубежного писателей (поэтов) XIX–XX веков по их портретам и установите соответствие между портретом и фамилией изображённого на нём литератора. (6 баллов)
Портрет | Фамилия писателя |
1) | А) В.М. Шукшин |
2) | Б) А. Грин |
3) | В) В.В. Маяковский |
4) | Г) А.П. Платонов |
5) | Д) Ф. А. Абрамов |
6) | Е) Ульф Старк |
Вспомните авторов известных русских литературных произведений и подберите к названию из левого столбца таблицы фамилию автора из правого столбца. (7 баллов)
Литературное произведение | Автор |
1. «Юшка» | А) Ульф Старк |
2. «Донские рассказы» | Б) В.В. Маяковский |
3. «Хорошее отношение к лошадям» | В) А.П. Платонов |
4. «Фотография, на которой меня нет» | Г) А.С. Грин |
5. «О чем плачут лошади»» | Д) М.А. Шолохов |
6. «Зеленая лампа» | Е) Ф.А. Абрамов |
7. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | Ж) В.П. Астафьев |
Найдите три правильно составленных сочетания «автор — произведение — главный герой» (3 балла)
А. П. Платонов- «Неизвестный цветок»- Даша
В.М. Шукшин - «Чудик»- Василий Князев
А.С. Грин – «Родинка» - Николка Кошевой
4. Ф.А. Абрамов – «Юшка»- Миколка
5. В.П. Астафьев – «Фотография, на которой меня нет»- Витя и Санька
Назовите элемент композиции, которому соответствует определение: «??? - момент наивысшего напряжения в развитии литературного произведения».
Завязка, развязка, кульминация, эпилог
Наполнить содержанием каждый элемент сюжета (7 баллов)
Элементы сюжета | содержание |
1. Пролог | а) Наивысший, переломный момент в развитии действия |
2. Завязка | б) Описательный фрагмент текста, который предшествует завязке |
3. Развитие действия | в) часть, завершающая сюжет |
4. Кульминация | г) Исходное событие, с которого начинается движение сюжета |
5. Развязка | д) Предисловие |
6. Экспозиция | е) Все события, которые передают движение сюжета между завязкой и развязкой |
7. Эпилог | ж)Послесловие. |
Соотнесите название средства художественной выразительности и его определение. (6 баллов)
Определение | Троп |
1) яркое, образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления | А) гипербола |
2) изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ | Б) эпитет |
3) чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления | В) ирония |
4) уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное с помощью слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания | Г) олицетворение |
5) вид комического, тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается тем, что говорится противоположное подразумеваемому. | Д) сравнение |
6) переносное, образное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений | Е) метафора |
5. Укажите ОДИН НЕВЕРНЫЙ вариант ответа,
1)ГИПЕРБОЛА - преувеличение
2)ЛИТОТА - преуменьшение
3)МЕТАФОРА - сравнение
4)АНТИТЕЗА – противопоставление
6.Соотнесите персонажей феерии А.С. Грина «Алые паруса» с афоризмами, ими произнесёнными: (3 балла)
Афоризмы | персонажи |
«…есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем…» «Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить. Все это так, а жаль, право, жаль…» Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой. Мы любим сказки, но не верим в них. Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. | а Грэй. б. Ассоль в. Лонгрен |
Что такое автобиография? (1 балл)
а) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
б) литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни
в) краткое изложение содержания книги
Что принес Берра дедушке?
Торт, газету, цветок
Назовите героя, автора и название произведения. (1 балл)
«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…».
Соотнесите иллюстрации и произведение, выберите правильный ответ. (4 балла)
| а. А.С. Грин «Алые паруса» |
| б. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
| В. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади» |
| Г. В. В. Маяковский «Хорощее отношение к лошадям» |
Установите соответствие между краткими характеристиками литературных героев и их именами.(5 баллов)
Краткая характеристика литературного героя | Имя литературного героя |
1. ...тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование» | А. Рыжуха |
2. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, он не скрывал более своей любви к живым существам. Склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у него было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом. | Б. Ассоль |
3. Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину... Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости. | В. Юшка |
4. «…обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами…» «И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб». | Г. Евгений Николаевич |
…много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль…» Благодаря ему:"В школе появились учебники, карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Дети попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами". | Д. Грэй |
12.Соотнести стихотворный фрагмент и средства выразительности (4 балла)
Фрагмент стихотворения | Средство выразительности |
1. В полном разгаре страда деревенская… Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. (Н.П. Некрасов) | а. эпитет |
2. «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»? | б. метафора |
3. 3. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. | в. гипербола |
4.В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла - на даче было это. | г. сравнение |
13.Какое произведение русской литературы оказало на вас наибольшее впечатление? (Дайте развернутый 5-7 предложениями ответ)- 13 баллов