СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по литературному чтению 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа по литературному чтению за 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературному чтению 4 класс»


Итоговая контрольная работа

(работа с информацией) 4 класс.

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Прочитай тексты и ответь на вопросы после каждого текста.

Текст 1. «Я вас люблю!»

Многие животные объясняются друг с другом при помощи звуков и при помощи запахов. Но некоторым и этих двух языков оказывается мало!

Весной ты, наверно, видел белых бабочек-капустниц. Они летают и поодиночке, а нередко по две вместе. Тогда бабочки как бы вьются друг около друга. То одна повыше взлетит, то другая. Они не просто играют – они разговаривают. Обрати внимание: обычно бабочка часто садится на растения. А эти так и улетят, ни разу не присев. Конечно, где-нибудь в конце концов присядут. Но разговор свой предпочитают вести в воздухе. Так бабочки объясняются в любви.

Иногда самец ошибается: вдруг примет за бабочку летящий листок или погонится за бабочкой другого вида. Трагедии из-за этого не бывает: бабочка другого вида не примет его ухаживания и просто улетит, а самец тут же отправится на новые поиски. Для него это пустяковая ошибка. А для учёных эта ошибка превратилась в серьёзную загадку.

Почему бабочка иногда отправляется в погоню даже за крошечным насекомым или листом, а иногда за птицей величиной с дрозда? Почему ей ничего не подсказывает её удивительное чутьё, ведь бабочки слышат запахи за многие километры? А глаза? Разве самец, который различает с высоты бесчисленное множество растений, не видит, что перед ним обыкновенный лист или птица?

Чтобы выяснить это, учёные проделали почти 50 тысяч опытов. Самцов бабочек обманывали, показывали им макеты бабочек, других насекомых и различные фигурки. Эти фигурки и макеты были разными по размеру, по форме, по цвету. Самец пускался в погоню за кружками, квадратиками, треугольниками так же охотно, как и за настоящими бабочками. А на настоящих бабочек порой не обращал внимания. В чём же дело?

Опыты дали результат, когда учёные заметили: отправится жених в погоню или нет, зависит не от того, что за предмет будет двигаться, а от того, как он будет двигаться. Оказывается, бабочке важно лишь одно: движение – танец. По танцу кавалер и узнаёт свою невесту.

(По Ю. Дмитриеву)

1. О каком языке, кроме языка звуков и запахов, рассказывает автор текста 1?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как узнать, что бабочки не просто играют или ищут еду, а разговаривают?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Что заинтересовало учёных в поведении бабочек? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В каком абзаце говорится о количестве проведённых учёными опытов? Запиши номер абзаца: _____


5. Зачем учёные использовали в опытах фигурки разного цвета, размера и формы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как ты думаешь, в каких случаях самец бабочки в опытах не обращал внимания на настоящую невесту? _______________________________________________________________

7. Как ты думаешь, в каком случае самец бабочки вместо невесты полетит за упавшим листом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Как ты думаешь, зачем автор использовал в тексте 1 так много вопросительных предложений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Впиши все перечисленные ниже признаки в таблицу.

Форма, скорость полёта, вид движения, размер.


Из текста можно понять, что самцы бабочек при поиске невесты не обращают на этот признак внимания

Из текста можно понять, что самцы бабочек при поиске невесты обращают внимание на этот признак

В тексте ничего не сказано о том, обращают ли самцы бабочек при поиске невесты внимание на этот признак
















Текст 2. Весёлые старушки

На солнечной скале веселятся крапивницы. Бабочки перезимовали зиму и радуются теплу. Зима свирепой была, её ледяные когти проникли в самые потайные убежища. Не все бабочки выжили. Крылышки у них выцвели и потёрлись. Кто без усов остался, кто без ноги. А у кого от цветных крыльев одни жилки остались, как у высохшего листа. Но пережившие свой век древние бабочкины старушки всем на зависть весёлые и игривые! Старушки играют в пятнашки!

Весело налетает пятна на спокойно сидящих, дремлющих на припёке. Мелькание крыльев, весёлая суматоха, стайка бабочек штопором ввинчивается в синее небо. Они кувыркаются и барахтаются на струях тёплого ветра. Потом сломя голову кидаются вниз и снова рассаживаются на гладкой нагретой скале. Они игриво поводят обтрёпанными крылышками и расправляют лапками ощипанные усы. Старики и старушки играют и веселятся. Словно и не было позади страшной зимы.

(Н. Сладков)


10. В какое время года происходят события, описанные в тексте 2? __________________________________________________________________

11. Сколько лет «древним бабочкиным старушкам», о которых говорится в тексте 2? _______

12. С чем или с кем сравнивает автор зиму? Подтверди свой ответ текстом.

Автор сравнивает зиму с _________________. Это подтверждают слова из текста:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какие слова в тексте 2 показывают, что бабочки могут летать очень быстро? Выпиши их. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как ты думаешь, что означает слово «пятна» в последнем абзаце текста 2?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Автор сравнивает полёты бабочек с игрой в пятнашки. Как ты представил эту игру, прочитав текст? Обведи букву, которой обозначено подходящее описание.

А. Играющие ставят пятна друг на друге.

Б. Играющие решают головоломку: расставляют в коробке по порядку квадратики с цифрами от 1 до 15.

В. Игрок, который водит («пятнашка»), должен догнать одного из игроков и «запятнать» – задеть его.

Г. Играющие вместе водят хоровод.


16. Какие виды бабочек упоминаются в тексте 1 и тексте 2? Выпиши их названия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица правильных ответов для контрольной работы по общим учебным умениям (работа с информацией) для учащихся оканчивающих начальную школу.

1. О каком языке, кроме языка звуков и запахов, рассказывает автор текста 1?

1 балл

В ответе есть указание на движение, танец: О языке движения * О языке танцев * Язык жестов (движения) * Бабочки вьются друг около друга, тем самым разговаривают

0 баллов

Нет указания на движение, танец: Бабочки разговаривают игрой

2. Как узнать, что бабочки не просто играют или ищут еду, а разговаривают?

1 балл

Есть указание на то, что во время разговора бабочки почти не садятся, или на то, что они все время вьются друг около друга: Когда бабочки летают вдвоем, то они вьются друг около друга * Бабочки как бы вьются друг около друга * Они очень долго не садятся на растения

0 баллов

Слишком общая формулировка, нет характеристики движений, ответ неясный: Когда они летят, разговаривают, а когда сидят, то не разговаривают * Они признаются в любви * Они летают одна вверху, а другая внизу * Что они смотрят на их полет или движение

3. Что заинтересовало ученых в поведении бабочек?

1 балл

В ответе есть указание на неожиданное поведение самцов бабочек или вопрос, который задали себе учёные: Самец не может определить, лист или бабочка * Ведь чутье должно ему подсказывать, и обоняние хорошее, и глаза видят * Было непонятно, почему самцы летели к совершенно другому предмету * Ученых заинтересовало то, разве самцам не помогает чутье и глаза * Потому что, например, у самца хороший нюх, а он не может отличить бабочку от листа * Почему бабочка иногда отправляется в погоню даже за крошечным насекомым или листом, а иногда за птицей величиной с дрозда?

0 баллов

В ответе нет ясного указания на странное поведение самцов или вопрос, который задали себе учёные, ответ неясный, слишком общий или в ответе содержится фактическая ошибка: Потому что для человека эти ошибки были ужасными * Погонится бабочка на летящий цветок * Ведь им должны подсказывать чувства и сердце * Ученые хотели посмотреть на действия самца

4. В каком абзаце говорится о количестве проведённых учёными опытов? Запиши номер абзаца.

1 балл

5 * В пятом абзаце

0 баллов

Другие ответы

5. Зачем ученые использовали в опытах фигурки разного цвета, размера и формы?

2 балла

В ответе содержится идея проверки чувствительности самца бабочки к разным признакам (цвету, размеру, форме): Чтобы посмотреть, обратит ли самец внимание на эти признаки * Может быть, самцу важен цвет, размер или форма

1 балл

В ответе содержится общее указание на то, что учёные будут наблюдать в опыте: Чтобы узнать, за какими самцы будут летать, как за настоящей бабочкой * Чтобы узнать, за чем будет самец гнаться, а за чем не будет * Чтобы узнать, погонится жених в погоню или нет

0 баллов

Ответ слишком общий, неясный или содержит фактические ошибки: Чтобы посмотреть на реакцию самца * Почему за фигурками гоняется, а за бабочкой нет * Обманывать самцов * Чтобы ответить на свои вопросы * Потому что самцы бабочки летели за фигурками. Они думали, что фигурки это бабочки, но они ошибались * Чтобы самец мог отличить

6. Как ты думаешь, в каких случаях самец бабочки в опытах не обращал внимания на настоящую невесту?


1 балл

В ответе есть идея о том, что для того, чтобы самец узнал свою невесту, она должна двигаться, причём двигаться обычным для себя образом: Когда она не двигалась * Когда она двигалась как-то не так * Когда она не летала или не в языке танца * Когда невеста не видела его и не танцевала * Когда фигурка в виде бабочки танцевала в воздухе, а невеста сидела * Если она сидела на цветке или траве


0 баллов

Ответ не содержит идею узнавания невесты по танцу, эта идея не выражена ясно, ответ невнятный или содержит фактическую ошибку, додумывание фактов, которых нет в тексте: Когда самец летел за фигуркой, а рядом летела самка бабочки * Он думает, что это лист * Потому что не садился на цветок * Когда ему не нравилось, как она двигается


7. Как ты думаешь, в каком случае самец бабочки вместо невесты полетит за упавшим листом?


1 балл

В ответе есть мысль о том, что движения листа будут напоминать танец бабочек: Если лист будет двигаться так же, как их танец * Когда лист крутился и как будто танцевал * Ему было важно движение – танец листа, как танцует лист * Лист должен двигаться, как бабочка его вида


0 баллов

В ответе нет ясно выраженной мысли о сходстве движения листа с танцем бабочки, ответ невнятный, содержит фактические ошибки: Осенью лист падает, самец летит, думая, что это самка бабочка * Осенью листья опадают, а самец думает, что это бабочка * Когда не сядет на цветок *Когда самец принимает невесту за упавший лист * Когда его отвлекут, тогда и полетит за опавшим листом * Когда лист летит плавно, красиво * Если лист будет сверкать на солнце и двигаться


8. Как ты думаешь, зачем автор использовал в тексте 1 так много вопросительных предложений?


1 балл

В ответе есть указание на то, что автор представляет вопросы или загадки, над которыми думали учёные, и/или ставит эти же вопросы перед читателем: Просто автор задается вопросами, такими же, как ученые, которые на это отвечают * Ошибки самцов были и для ученых, и для автора загадкой * Потому что ученые задавались вопросами о бабочках * Чтобы мы ответили на вопросы * Чтобы показать, какие вопросы возникали у ученых * Чтобы сделать так, как бы мы задаем вопросы, а не он *


0 баллов

Ответ неясный или слишком общий: Чтобы спросить у нас * Потому что он задавал вопрос * Чтобы заинтересовать читателя * Потому что интересно, зачем бабочки так делают * Чтобы было интересно читателю читать книгу


9. Впиши все перечисленные ниже признаки в таблицу: форма, скорость полета, вид движения, размер.


1 балл

Все три колонки таблицы заполнены правильно: в первую записано форма, размер, во вторую – вид движения, в третью – скорость полёта


0 баллов

Другие ответы


10. В какое время года происходят события, описанные в тексте 2?


1 балл

Указано на теплое время года (весна, после зимы), допускается ответ «Лето»: Весной * Летом * О лете *


0 баллов

В ответе нет указания на теплое время года: Днем *


11. Сколько лет «древним бабочкиным старушкам», о которых рассказывается в тексте 2?


1 балл

В ответе указан срок, сопоставимый с продолжительностью жизни бабочек: Один год * Меньше года * Допускается: один или два года


0 баллов

В ответе указан период, несопоставимый с временем жизни бабочек, илиответ неясный: 1 век живут бабочкины старушки * 100 лет * 1 век * Но пережившие свой век * Свой век



12. С чем или с кем сравнивает автор зиму? Подтверди свой ответ текстом.


2 балла

В ответе: 1) указано, что автор сравнивает зиму со зверем; 2) выписаны слова, подтверждающие это сравнение: С хищным зверем. Зима свирепой была, ее ледяные когти проникли в самые потайные убежища *


1 балл

В ответе есть указание на сравнение зимы со зверем: С хищными зверями * Со страшным зверем * С хищным зверем * Со зверем

ИЛИ

Выписаны из текста слова, характеризующие зиму как похожую на зверя: Ее ледяные когти, зима свирепой была * Зима свирепой была, ее ледяные когти проникли в самые потайные убежища * С ледяными когтями * С когтями * Свирепая была, ее ледяные когти, страшная зима


0 баллов

В ответе нет указания на сравнение зимы со зверем и не выписаны из текста слова, характеризующие зиму как похожую на зверя: Зима была свирепая


13. Какие слова в тексте 2 показывают, что бабочки могут летать очень быстро? Выпиши их.


1 балл

В ответе присутствуют слова «сломя голову», «кидаются», допускается присутствие других слов, которые не противоречат идее быстрого движения: Сломя голову кидаются вниз * Ввинчивается в синее небо, сломя голову кидаются вниз * Кидаются вниз *


0 баллов

В ответе нет слов, характеризующих движение бабочек как быстрое, ответ неясный, содержит фактические ошибки или не является цитатой из текста: Веселые, игривые * Стайка бабочек взлетает в синее небо и резко летит назад * Мелькание крыльев, веселая суматоха * Весело налетает, пятнашки, веселая суматоха * Штопором, кувыркаются


14. Как ты думаешь, что означает слово «пятна» в последнем абзаце текста 2?


1 балл

В ответе есть указание на то, что этим словом обозначается водящий в пятнашках: Это водящий в игре * Водила * Бабочка, которая догоняет других


0 баллов

В ответе нет указания на водящего в пятнашках, ответ невнятный, содержит фактические ошибки: Они задевают друг друга * Пятна – это бабочки-старушки, когда играли в пятнашки * Кувыркаются и барахтаются * Да * То что бабочка догоняет и задевает другую бабочку, барахтаются и т.д. * Пятна – бабочки * Это как крапинки на крыльях бабочек * Играющие в пятнашки бабочки старушки * Веселье * Крылья * Это бабочки, через которых просвечивают лучи солнца, поэтому они похожи на пятна * Эта игра называется пятнашки * Старушки, играющие в пятнашки


15. Автор сравнивает полеты бабочек с игрой в пятнашки. Как ты представил эту игру, прочитав текст? Обведи букву, которой обозначено подходящее описание.


1 балл

Выбрано описание под буквой В: «Игрок, который водит («пятнашка»), должен догнать одного из игроков и «запятнать» – задеть его». При этом не выбран ни один другой ответ, кроме этого.


0 баллов

Выбран любой другой ответ, кроме ответа В.


16. Какие виды бабочек упоминаются в тексте 1 и тексте 2?


1 балл

В ответе упомянуты капустница, крапивница. Допустимо включение наряду с этими других названий из текста: Бабочка-капустница, крапивница, бабочкины старушки * Крапивницы, древние бабочкины старушки, бабочки-капустницы * Крапивницы, капустницы


0 баллов

В ответе не указаны ни капустница, ни крапивница, либо указан только один вид: Женихи, невесты и старушка * Бабочки-капустницы, древние бабочкины старушки * Бабочка-капустница, старушки


Низкий уровень

0 - 49%

Базовый уровень

50 - 74%

Средний уровень

75 - 94%

Высокий уровень

95 - 100%

менее 8 баллов

9 - 12 баллов

13 -16 баллов

17-18 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!