Итоговая контрольная работа по литературному чтению
ученика (цы) 4 «А» класса
ФИ ________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания
Часть 1.
_________________________________________
В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие
лапчатые и узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён рядом с другими деревьями берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под рукою. Весёлый зелёный клён любит солнечный яркий свет. Лучами солнца освещена его вершина. Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов. Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса. Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя по полям и лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой год молодой тоненький кленок.
(По И. Соколову-Микитову).
1. Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.
2. Вставь слова в предложения, используя текст.
Клён любит ___________________________________________________ свет. В лучах солнца ____________________________________________________________кленовые листочки.
3. Какие семена у клёна? Выпиши слово из текста.
4. Какие листья у клёна? Выпиши из текста три слова.
5. Впиши недостающие заголовки в план текста.
1. Клён в русском лесу.
2. __________________________________________________________________________________
3. Клёны сажают в парках.
4. __________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________________
6. Выпиши из текста сравнение
7. Выпиши из текста олицетворение («оживление»)
8. Определи жанр прочитанного текста
____________________________________________________________________________________
Часть 2
1. Как ты считаешь, о чём этот текст? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитай текст и ответь на вопросы.
Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а также в Средиземноморье и в Средней Азии.
Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов.
а) Где произрастает клён?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Почему плоды клёна могут разноситься ветром?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) От чего зависит окраска листьев клёна осенью?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сможет ли расти клён в тенистом и безветренном месте? Докажи свой ответ, представив два доказательства.
а)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
для проведения итоговой контрольной работы по литературному чтению в 4 классе
Назначение работы
Оценка качества подготовки учащихся 4 классов по окружающему миру, определение уровня достижений учащимися планируемых результатов, предусмотренных ФГОС НОО по предмету «Литературное чтение».
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель работы определила её структуру, уровень сложности и типы заданий. В соответствии с этой целью по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы: достигших уровня базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы; достигли только уровня базовой подготовки; не достигли ни базового, ни повышенного уровня. Таким образом, предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объёму усвоения учебного материала. В работе 11 заданий, распределенные на две группы. Первая группа включает 8 заданий, предполагающих краткий ответ, обязательных для выполнения всеми учащимися. Вторая группа состоит из трех заданий, предполагающих развернутый ответ, в которых требуется умение рассуждать, находить разные решения поставленной задачи. Все задания соответствуют требованиям к результатам изучения курса математики в начальной школе, представленным ФГОС НОО 2021 года.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение работы в целом определяется суммарным баллом, полученным по результатам выполнения всех заданий работы. Каждое верно выполненное задание оценивается от одного до четырех баллов в зависимости от содержания. Максимальное количество баллов – 22.
Условия проведения работы
Работа проводится в 4-ом классе в конце учебного года.
На выполнение работы отводится 1 урок - 40 минут.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Часть 1 | |
1. Клён | 1 |
2. Солнечный, яркий блистают пурпурные и золотистые | 2 (1 за каждый ответ) |
3. крылатые | 1 |
4. широкие, лапчатые, узорчатые | 3 (1 за каждое слово) |
5. 2. Клён любит свет 4. Клёны осенью 5. Семена разлетаются | 3 (1 за каждый пункт плана). |
6. Ветки, точно пружины | 1 |
7. Ветер гуляет | 1 |
8. Рассказ | 1 |
Часть 2 | |
1. Записан связный текст объемом в 2-3 предложения, в котором указано о чём этот рассказ, передана его основная мысль | 3 |
2. а) В умеренном поясе обоих полушарий, в Средиземноморье и в Средней Азии б) Плоды клёна имеют лёгкие крылья, с помощью которых семена разносятся ветром в) Окраска их зависит от вида клёнов | 3 (1 за каждую правильно заполненную строку в таблице) |
3. а) Нет, потому что клён любит свет б) Его семена не смогут разлетаться | 3 |
Максимальный балл | 22 |
Шкала оценивания работ
Баллы | Отметка | Уровень |
20 - 22 | 5 | Высокий |
15 - 19 | 4 | Повышенный |
10 - 14 | 3 | Базовый |
0 - 9 | 2 | Пониженный |