СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по родному русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по родному русскому языку»

Промежуточная аттестация по родному русскому языку 10 класс


Вариант 1

1. К какой группе относится русский язык

1. южнославянская группа

2. западнославянская группа

3. восточнославянская группа


2. Выберите верные высказывания о праславянском языке:

1. Его также называют общеславянским

2. В нем возникла письменность

3. Возник примерно в 1500 году до нашей эры

4. Просуществовал до 988 года нашей эры

5. Многие слова пришли в русский язык из общеславянского


3. Соотнесите период и этапы развития русского языка:

Донациональный период

Начальный период формирования русского языка

Послепушкинский этап развития русского языка

Литературно-письменный язык великорусской народности

Национальный период

Древнерусский литературно-письменный язык

Литературно-письменный язык в период феодальной раздробленности

Русский язык – средство межнационального общения


4. Соотнесите понятия

Славянская азбука

кириллица

Славянский алфавит

глаголица


5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

бантЫ

знАчимый

поделЁнный

щемИт

дОнизу


6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

бралАсь

поделЁнный

шарфЫ

добелА

плодоносИть

7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Было предложено ПОНИЗИТЬ полковника Петрова в должности за многочисленные нарушения.

ЗАЧИНЩИКИ драки были быстро выявлены.

КАМЕННАЯ почва непригодна для земледелия.

Было решено ПЕРЕГОРОДИТЬ реку плотиной для предотвращения затопления села.

ОТПРАВЬТЕ курьера с поручением в штаб.

8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.

Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДОЕ и открытое.

Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.

Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …

Пётр Иванович часто ОТКЛОНЯЛСЯ от уплаты налогов, штрафы платил за это немалые.

9. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Лексикон – словарный запас одного человека.

10. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________) весело

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

11. Подчеркните устаревшее слово

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

12. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

Ответ_________________________________________________

13. Укажите неверное утверждение

1) слинять - диалектизм

2) бить баклуши - фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь - синонимы

14. В каком ряду все слова – синонимы?

1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

15. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Её появление было весьма эффектным.

3) Бушующие волны создавали чрезвычайно эффектную картину.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

16. Определите и подчеркните, в каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

17. Какое слово является стилистически сниженным?

слабак

проявитель

втулка

бахилы

Ответ_________________________________________________

18. Укажите устаревшее слово – архаизм

рука

чело

занавес

уборка

Ответ_________________________________________________

19. В каком словаре можно узнать о правильном произношении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

Ответ_________________________________________________

20. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка - выдумка

3) поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум – образумиться

Ответ_________________________________________________

21. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – по секрету всему свету

4) владеть собой – держать себя в руках

22. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) во весь дух - во все лопатки

23. В каком предложении есть фразеологизм? Подчеркните его

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

24. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу - _________________________

2) не видно ни зги - ___________________________

3) сидеть сложа руки - ________________________

4) как в воду канул - __________________________





Промежуточная аттестация по родному русскому языку 10 класс

Вариант 2

1. Выберите верные высказывания о праславянском языке:

1. Его также называют общеславянским

2. В нем возникла письменность

3. Возник примерно в 1500 году до нашей эры

4. Просуществовал до 988 года нашей эры

5. Многие слова пришли в русский язык из общеславянского


2. Соотнесите понятия

Славянская азбука

кириллица

Славянский алфавит

глаголица


3. К какой группе относится русский язык

1. южнославянская группа

2. западнославянская группа

3. восточнославянская группа


4. Соотнесите период и этапы развития русского языка:

Национальный период

Начальный период формирования русского языка

Послепушкинский этап развития русского языка

Литературно-письменный язык великорусской народности

Донациональный период

Древнерусский литературно-письменный язык

Литературно-письменный язык в период феодальной раздробленности

Русский язык – средство межнационального общения


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.

Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДОЕ и открытое.

Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.

Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …

Пётр Иванович часто ОТКЛОНЯЛСЯ от уплаты налогов, штрафы платил за это немалые.


6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

бантЫ

знАчимый

поделЁнный

щемИт

дОнизу


7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Было предложено ПОНИЗИТЬ полковника Петрова в должности за многочисленные нарушения.

ЗАЧИНЩИКИ драки были быстро выявлены.

КАМЕННАЯ почва непригодна для земледелия.

Было решено ПЕРЕГОРОДИТЬ реку плотиной для предотвращения затопления села.

ОТПРАВЬТЕ курьера с поручением в штаб.


8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

бралАсь

поделЁнный

шарфЫ

добелА

плодоносИть


9. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.


10. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый (______________) вечер.


11. Подчеркните устаревшее слово

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт


12. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара


13. Укажите неверное утверждение

1) за бугром - жаргонизм

2) тихий - громкий - антонимы

3) земля – не общеупотребительное слово

4) делать из мухи слона - фразеологизм


14. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза

4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

15. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.


16. Определите и подчеркните, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.


17. Какое слово является стилистически сниженным?

лицо

стамеска

затишье

везуха


18. Укажите устаревшее слово – историзм

дворец

веретено

колыбель

рыбак

19. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

20. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

21. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

22. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

23. В каком предложении есть фразеологизм? Подчеркните его

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

24. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости - ________________________

2) на всех парусах - ______________________

3) рукой подать - _________________________

4) на ночь глядя - _________________________



КЛЮЧИ



1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1

3

1

2

1

1 – а

2 - б

3

1 - ВДГ

3

2 - АБЕ

4

1 – а

1 - ВДГ

2 - б

2 - АБЕ

5

банты

Уклонялся

6

шарфы

Банты

7

каменистая

Каменистая

8

уклонялся

Шарфы

9

3

3

10

1

грустить

1

тупой

2

белый

2

злой

3

мелкий

3

короткая

4

узкое

4

холодный

11

3 - ботфорты

1 – коробейники

12

Синонимы

антонимы

13

1

3

14

1

4

15

4

2

16

4

3

17

слабак

4- везуха

18

чело

Веретено

19

4 - орфоэпический

2 – этимологический

20

1

3

21

4

3

22

2

4

23

3 – хлопать ушами

3 – неробкого десятка

24

1

дружно

1

худой

2

ничего

2

быстро

3

без дела

3

близко

4

пропал

4

поздно

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!