СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: комплексная итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)

Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе за учебный год

Время выполнения: 40 минут.

Задание

Проверяемые элементы содержания

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»

  1.  

Знание произведений А.П. Гайдара

  1.  

Знание произведений А.П. Гайдара: жанр (повесть)

  1.  

Знание произведений А.П. Гайдара (теория литературы: портрет, интерьер)

  1.  

Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща»

  1.  

Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща»: теория литературы (пейзаж)

  1.  

Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща»: теория литературы (олицетворение, сравнение))

  1.  

Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова

  1.  

Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова: средства выразительности (метафора)

  1.  

Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова: средства выразительности (олицетворение, сравнение)

  1.  

Умение строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно

прочитанных произведениях; создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)»

Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)

Вариант 1

Часть 1

  1. Как звали учительницу из рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»?

  1. Валентина Георгиевна

  2. Елена Алексеевна

  3. Тамара Петровна

  1. Что пожелала учительница детям?

  1. Хорошо учиться

  2. Быть здоровыми

  3. Наполнять каждый свой день хорошими событиями

  1. Когда поссорились родители главного героя?

  1. В ночь перед Новым годом

  2. В ночь перед Рождеством

  3. Перед возвращением мальчика из школы

  1. Как общались родители между собой после ссоры?

  1. Как и обычно

  2. Никак не общались

  3. Кричали друг на друга

  1. Что постоянно пытались показать родители ребёнку?

  1. Что он уже взрослый

  2. Что это он виноват в их ссоре

  3. Что их ссора не должна отражаться на отношениях с ребёнком

  1. Зачем мальчик притворился больным?

  1. Чтобы не идти в школу

  2. Чтобы помирить родителей

  3. Чтобы ему дали вкусную микстуру


Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 7 – 9


А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой.

7. Укажите название произведения и автора.

8. К какому жанру относится это произведение?

9. Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 10 – 12


Недолго пришлось нам дожидаться разлива. В одну ночь после сильного, очень теплого дождя воды прибавилось сразу на метр, и отчего-то невидимый ранее город Кострома с белыми зданиями показался так отчетливо, будто раньше он был под водой и только теперь из-под нее вышел на свет. Тоже и горный берег Волги, раньше терявшийся в снежной белизне, теперь возвышался над водой, желтый от глины и песка. Несколько деревень на холмиках были кругом обойдены водой и торчали, как муравейники.

10. Каким термином называется описание природы в художественном произведении?

11. Какое средство выразительности использует М.М. Пришвин в словосочетании «снежной белизне»?

12. Какое средство выразительности использует писатель в предложении: «Несколько деревень на холмиках были кругом обойдены водой и торчали, как муравейники»?


Прочитайте стихотворение и выполните задания 13 – 15

Заря

Брызнули первые искры рассвета,

Дымкой туманной покрылся ручей.

В утренний час его рокот звончей.

Ночь умирает... И вот уж одета

В нерукотворные ткани из света,

В поясе пышном из ярких лучей,

Мчится Заря благовонного лета

Из-за лесов и морей,

Медлит на высях обрывистых гор,

Смотрится в зеркало синих озер,

Мчится Богиня Рассвета.

Следом за ней

Легкой гирляндою эльфы несутся,

Хором поют: «Пробудилась Заря!»

Эхом стократных их песни везде отдаются,

Листья друг к другу с безмолвною ласкою жмутся,

В небе — и блеск изумруда, и блеск янтаря,

Нежных малиновок песни кристальные льются:

«Кончилась Ночь! Пробудилась Заря!»

1894 г.

13. Назовите автора стихотворения.

14. Какое средство выразительности использует поэт во фразах «Брызнули первые искры рассвета»?

15. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «Заря … Смотрится в зеркало синих озер…»?


Часть 3

16. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.

Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.


(Ответ на задание 16 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 6 предложений)


Вариант 2

Часть 1

  1. Кто написал рассказ «Самый счастливый день»?

  1. Виктор Драгунский

  2. Александр Пушкин

  3. Анатолий Алексин

  1. Что задала учительница на дом?

  1. Написать сочинение

  2. Решить 2 задачи по математике

  3. Прочитать книгу

  1. О чём должны были написать дети?

  1. О том, как им нравится учиться

  2. О том, кем работают их родители

  3. О своём самом счастливом дне

  1. Как отразилась ссора родителей на их отношениях с ребёнком?

  1. Никак

  2. Они забыли о нём

  3. Они раздражались на него

  1. Какой день стал для мальчика самым счастливым?

  1. Когда родители помирились

  2. День рождения

  3. Конец каникул

  1. Что написал мальчик в сочинении?

  1. Про примирение родителей

  2. Про поход в галерею

  3. Про подарок деда Мороза

Часть 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 7 – 9


Она заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных автомобильных краг, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля…

7. Укажите название произведения и автора.

8. К какому жанру относится это произведение?

9. Как в художественном произведении называется описание помещения?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 10 – 12

Отгорело жаркое летечко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.

Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своём роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.

Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»

Проспали семена до тёплых весенних дней и пошли в рост.


10. Каким термином называется описание природы в художественном произведении?

11. Какое средство выразительности использует Е. Пермяк в словосочетании «хлопотливая осень»?

12. Какое средство выразительности использует писатель в предложении: «Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала…»?


Прочитайте стихотворение и выполните задания 13 – 15


Весна на море

Вьюги в скалах отзвучали.

Воздух светом затопив,

Солнце брызнуло лучами

На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.

Но, усталость заслонив,

Из души живые звуки

В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котенок,

Все скребется о причал...

1959 г.

13. Назовите автора стихотворения.

14. Какое средство выразительности использует поэт во фразах «Солнце брызнуло лучами»?

15. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «Море тихо, как котенок, Все скребется о причал»?

Часть 3

16. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.

Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.


(Ответ на задание 16 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 6 предложений)













Ключи, критерии

Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)

5 класс

Задание

Ответ

Баллы

Вариант 1

Вариант 2

1

3

2

3

1

1

1

3

1

2

1

1

3

1

1

2

2

1

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда»

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

повесть

повесть

1

портрет

интерьер

1

пейзаж

пейзаж

1

эпитет

эпитет

1

сравнение

олицетворение

1

К. Бальмонт

Н. Рубцов

1

метафора

метафора

1

олицетворение

сравнение

1

сочинение

сочинение

1


Критерии оценивания задания 11 (часть 3)

Баллы


1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) учащийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2


б) учащийся понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа,

и/или искажает авторскую позицию,

и/или ограничивается изложением своей точки зрения,

и/или не все тезисы аргументирует,

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает одну-две фактические ошибки

1


в) учащийся не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос,

и/или подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает более двух фактических ошибок

0


2. Следование нормам речи

а) отсутствуют речевые ошибки или допущена одна речевая ошибка

2

б) допущено не более двух речевых ошибок

1

в) допущено более двух речевых ошибок

0

Максимальный балл за задание 11:

4

Максимальный балл за всю работу:

20



Перевод баллов в оценку

«5»

«4»

«3»

«2»

18б. – 20б.

15б. – 17б.

10б. – 14б.

0б. – 9б.

91 – 100%

объёма работы

70 – 90%

объёма работы

50 – 69%

объёма работы

0 – 49%

объёма работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!