Промежуточная аттестация по родной литературе (русской)
8 класс
1. Соотнесите автора и произведение:
1) С.Есенин а) «Мороз, Красный нос»
2) Н.Рубцов б) «Наталья, боярская дочь»
3) Н.В.Гоголь в) «В горнице»
4) А.Платонов г) «Старосветские помещики»
5) Н.М.Карамзин д) «Возвращение»
6)Н.А.Некрасов е) «Низкий дом с голубыми ставнями"
2. Какое событие легло в основу поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»?
А)празднование Нового года в крестьянской семье
Б)смерть крестьянина, главы крестьянской семьи
В) голод в крестьянской семье
3. Назовите автора строк и название произведения.
Иванов видел, что более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно. Настя покорно слушалась Петрушку и уже не боялась отца, как чужого человека; у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку.
Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы; вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна. «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» — «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». Они никогда не имели детей, и оттого вся привязанность их сосредоточивалась на них же самих.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды….
4.Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) повесть | а) способ красиво и органично рассказать миру о том, что на душе |
2) рассказ | б) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
3) стихотворение | в) прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни |
4) композиция | г) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию |
5) кульминация | д) основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия |
6) завязка произведения | е) расположение, построение художественного произведения |
7) развязка произведения | ж) заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете |
8)эпилог | и) часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается |
5. Какие проблемы поднимает А. Платонов в рассказе «Возвращение»? Дайте развернутый ответ.
6. Персонажи произведения Н.В.Гоголя «Старосветские помещики», авторское отношение к ним. Дайте развернутый ответ.
7. Найдите средства художественной выразительности в тексте.
С.А. Есенин
Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
[1914]