Бюджетное общеобразовательное учреждение «Нагорно- Ивановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол №___ от ____ сентября 2019г. Руководитель ШМО _______/./ | СОГЛАСОВАНО Замдиректора поУВР Протокол № ___ от __________________ Председатель МС _______/Измайлова Т.В./ | УТВЕРЖДАЮ директор БОУ _______ Е.А. Гордеев Приказ БОУ № от__________________ |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 5 класс
Учитель: Кузнецова Н.В.
2019г.
Спецификация контрольно Спецификация контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации по родному языку в 5 классе
1.Назначение КИМ – оценить уровень образовательных достижений учащихся по родному языку за курс 5 класса.
2. КИМ по родному языку для промежуточной аттестации в 5классе в форме собеседования составлены в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
3. Учебным планом БОУ «Нагорно- Ивановская СОШ» на текущий учебный год.
4. Основной образовательной программы ОУ
5. Рабочей программы по родному языку в 5 классе .
Тематика и содержание заданий охватывают требования рабочей программы по родному языку в 5 классе .
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по родному языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 5 класс основной школы по родному языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения .
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением.
Русские имена.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Понятие о варианте нормы.Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовв современном русском литературном языке.Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур.Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
3. Характеристика структуры и содержания КИМ
КИМ содержит 15 вопросов теоретических и 5 вопросов практического характера базового уровня. При выполнении этих заданий дается устный развёрнутый ответ.
4. Продолжительность работы и условия её проведения
На выполнение работы отводится 45 минут.
3. Характеристика структуры и содержания КИМ
КИМ содержит 15 вопросов теоретических и 7 вопросов практического характера базового уровня. При выполнении этих заданий дается устный развёрнутый ответ.
4. Продолжительность работы и условия её проведения
На выполнение работы отводится 45 минут.
5. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий
№ п/п | Проверяемые элементы содержания | Уровень | Проверяемые умения, действия1 | Элемент содержания2 | Тип задания |
1 | Создание устного монологического высказывания | Б | 1.3, 3.2 – 3.7, 3.9 – 3.10 | 1.1, 2.1 – 2.4, 4.2, 5.1, 8.3 – 8.4, 8.6, 9.1 – 9.4 | Задание с развернутым ответом |
2 | Соблюдение норм современного русского литературного языка | Б | 3.7, 3.9 | 9.1 – 9.4 | Задание с развернутым ответом |
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов
При оценке ответа ученика учитываются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт полное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Контрольно-измерительные материалы по родному языку для проведения промежуточной аттестации в 5 классе
(собеседование)
Инструкция:
На выполнение работы даётся 45 минут.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Все ответы контрольной работы записывайте чётко и разборчиво. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успехов!
Вариант 1.
Теоретическая часть
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм.
Типичные грамматические ошибки.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
7.Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
8.Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой
9.Этика и речевой этикет.
10.. Формы речи: монолог и диалог.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
12.Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста
13. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
14.Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ
15. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
Практическая часть
Прочитайте вслух слова, не нарушая произносительные нормы.
А что это мне никто не звонит? Сейчас же выйди из Сети.
У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
Мои намерения не изменились.
А где у вас мусоропровод?
Расставьте ударения в словах:
Феномен, знамение, досуг, ходатайство, обеспечение, украинский, донельзя, задолго, дремота, одновременно, квартал.
3.Речевой этикет.
Задание
Используя данный текст и схему, продолжи предложение.
Выбор слов для приветствия зависит от……..
1.Какое приветствие является нейтральным?
А) «Салют!»
В) «Моё почтение!»
С) «Здравствуйте!»
2.Какое приветствие используется в непринуждённой обстановке?
А) «Привет!»
В) «Доброе утро!»
С) «Доброго здоровья!»
3.Какие приветствия используются людьми пожилого возраста?
А) «Здорово!»
В) «Моё почтение!»
С) «Здравствуйте!»
4. Определите тему текста
А) Слова приветствия
В) Мужское приветствие
С) Приветствие друзей
4Работа с текстом.
А)Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?
Б) докажи, что это текст
В) определи тип текста;
Г) определи средство связи 1 предложения с 4.
Д) составь план текста.
Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещаласьцеликом на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.
Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.
У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.
Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».
Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.
Вариант 2.
Практическая часть
Прочитайте вслух слова, не нарушая произносительные нормы.
Договор с вами заключат в конце следующей недели.
Выбери товар по каталогу.
Розничные цены зависят от оптовых.
Когда же наконец включат свет?
Расставьте ударения в словах:
квартал
местностей
ободрить
принудить
новостей
Речевой этикет
(П) Прочитайте текст и сформулируйте пределения понятий «этикет» и «речевой этикет».
Прежде всего скажем об этикете. Это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно и уютно.
Речевой этикет – правила общения людей друг к другу, формы приветствия и прощения, выражения просьбы, отказ и т.д. Эти правила надо знать и уметь применять их в общении с друзьями, родителями, знакомыми. Это поможет вам стать вежливыми людьми. Помните слова известного испанского писателя М. Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
Задание: допишите предложения.
Этикет – это………..
Речевой этикет – это……………..
4. Работа с текстом.
А)Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?
Б) докажи, что это текст
В) определи тип текста;
Г) определи средство связи 1 предложения с 4.
Д) составь план текста.
Чашка.
В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.
Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.
На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».
1 Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (www.fipi.ru)
2 Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (www.fipi.ru)