СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по истории России IX – XV вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по истории России IX – XV вв.»

Итоговая работа по истории России IX – XV вв. 1 вариант

1) В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

 1) VII в. 2) VIII в. 3) IX в. 4) X в.


2)Что из названного позволило Москве стать центром объединения русских земель?

1) утверждение республиканской формы правления

2) политика, проводимая московскими князьями по отношению к Золотой Орде и основным соперникам

3) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества

4) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия.


3) Запишите термин, о котором идет речь.

«Представитель Орды, чиновник для сбора дани в русских землях».


4)Установите соответствие:

Князья События

А)Олег 1)восстание древлян

Б)Игорь 2)разгром Хазарского каганата

В)Святослав 3)введение уроков и погостов

4)объединение Киева и Новгорода под властью одного князя.


5) Сравните основные черты политики князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

1) борьба с тверскими князьями за ярлык на Владимирское княжение.

2) укрепление Московского Кремля

3) отказ от уплаты дани в Орду

4) объединение военных сил русских земель для решающего столкновения с ордынским войском

Выберите и запишите порядковые номера черт сходства ---, порядковые номера черт различия ----.


6) Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те реку, на­зва­ние ко­то­рой два­жды про­пу­ще­но в тексте.

 «…Король шведский, стре­мясь за­во­е­вать Ла­до­гу и Новгород, по­слал зятя своего, Биргера, на ла­дьях в ___________, к устью Ижоры, с ве­ли­ким чис­лом шведов, норвежцев, финнов. Этот опыт­ный и удач­ли­вый вождь велел над­мен­но ска­зать князю новгородскому: "Сражайся со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей". Князь не изъ­явил ни страха, ни гор­до­сти по­слам шведским, но спе­шил со­брать войско. У него не было вре­ме­ни ждать по­мо­щи от Ярослава, отца своего. Алек­сандр вы­сту­пил в поле и 15 июля при­бли­зил­ся к бе­ре­гам ______________, где сто­я­ли шведы».

1) река Калка 2) ре­ка ­Дон 3) река Непрядва 4) река Нева


7)Г де происходила битва, которую иллюстрирует данное изображение?

 

1) на реке Калке

2) на реке Сити

3) на Чудском озере

4) на реке Воже




8)Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян в VI–VIII вв.

1) переложное земледелие; 2) кочевое скотоводство; 3) охота; 4) бортничество; 5) рыболовство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


9) Получение ярлыка на княжение в одном из перечисленных городов давало князю в XIV в. право сбора дани с других князей. Укажите этот город. 1) Владимир 2) Москва 3) Суздаль 4) Тверь


10) Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.


А )Столетняя война

Б)Образование Древнерусского государства

В)Монгольское нашествие на Русь

Г)Борьба против монгольского владычества в  XIV в.

11) Прочтите отрывок из летописи.

«[Князь] повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения… Затем послал … [князь] по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел … [князь] с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Князь был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить (ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».


11-1)Укажите век, когда произошли описанные в тексте события. Назовите князя, имя которого неоднократно пропущено в отрывке.


11-2)Какое решение князя вызвало упомянутые в отрывке материнские слёзы? Как в тексте объясняется такая реакция матерей на данное решение?


11-3) Укажите, какое значение имело событие, описываемое в отрывке. 


12) На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.







Итоговая работа по истории России IX – XV вв. 2 вариант

1)В каком веке произошло монгольское нашествие на Русь?  1) ХI в. 2) XII в. 3) XIII в. 4) XIV в.


2)Что из названного было одним из следствий политической раздробленности Руси?

1) ослабление обороноспособности Руси

2) усиление власти киевского князя

3) упадок древнерусской культуры

4) прекращение торговли с другими государствами.


3) Запишите термин, о котором идёт речь.  «Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества».


4) Установите соответствие:

Князья События

А)Иван Калита 1)подавление антиордынского восстания в Твери

Б)Дмитрий Донской 2)строительство белокаменного кремля в Москве

В)Юрий Долгорукий 3) победа над Дмитрием Шемякой

4) первое упоминание о Москве в летописи.


5) Сравните черты вза­и­мо­от­но­ше­ний Руси и Орды в конце XIII в. и в конце XIV в.

1) попытки ор­га­ни­за­ции мос­ков­ски­ми кня­зья­ми со­про­тив­ле­ния ор­дын­ско­му владычеству

2) получение рус­ски­ми кня­зья­ми яр­лы­ков на княжение

3) сбор дани с рус­ских зе­мель баскаками

4) уплата рус­ски­ми зем­ля­ми дани Орде

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства ---, по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия -----.


6) Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится.

 «В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

1) борьба Руси с печенегами в Х в; 2) борьба с Золотой Ордой; 3)призвание варягов; 4)раздробленность на Руси.


7)

У кажите город, в котором были возведены памятники, изображения которых приведены в данном ряду


1)Новгород

2)Киев

3)Владимир

4)Москва



8) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства, находившиеся в полной или частичной зависимости.

 1)смерд; 2) рядович; 3) закуп; 4) купец; 5) холоп.

 Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


9) Какое из пе­ре­чис­лен­ных сра­же­ний про­изо­шло в ходе Ба­ты­ева на­ше­ствия на Русь?

 1) битва на реке Дон 2) Ле­до­вое побоище 3) битва на реке Калке 4) битва на реке Сити


10) Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

А)внутренняя политика киевского князя в 1019–1054 гг.; Б) политическое развитие русских земель

с республиканской формой правления в XII–XV вв.; В) ордынское владычество на Руси; Г) падение Византийской империи

11) Прочитайте отрывок из исторического источника.

«В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]: ясов, обезов, касогов – и половцев безбожных избили множество. 

А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц – и одарил князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы – завтра…” И долго думали князья, и сотворили совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей”. 

И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же великого Юрия Суздальского не было на совете том».


11-1) Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение, о подготовке к которому повествует автор.


11-2) Какое предостережение согласно тексту летописи использовал половецкий князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту просьбу?


11-3)Укажите одни любой итог сражения, о подготовке к которому идёт речь. 


12) На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.


Итоговая работа по истории России IX – XV вв. 3 вариант

1)В каком веке была составлена Правда Ярослава?  1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XI в.


2) Что из названного было одной из причин возвышения Москвы в XIV в.?

1) отсутствие альтернативы Москве как центру объединения

2) отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия

3) политика московских князей

4) усиление Золотой Орды


3) Запишите термин, о котором идёт речь.

«Ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель с целью сбора дани».


4) Установите соответствие:

Князья События

А)Олег Вещий 1)принятие Русью христианства

Б) Владимир Святославич 2)разгром Хазарского каганата

В)Ярослав Мудрый 3) составление первой части Русской Правды

4) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя.

5) Сравните по­ли­ти­ку московских кня­зей Ивана Ка­ли­ты и Дмит­рия Донского.

1) упла­та дани в поль­зу Орды

2) вооружённая борь­ба против монголов

3) по­дав­ле­ние антиордынских вос­ста­ний в рус­ских землях

4) рас­ши­ре­ние территории Мос­ков­ско­го княжества.


6) Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния историка и ука­жи­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

 «Своей осто­рож­ной осмотрительной по­ли­ти­кой он уберёг Русь от окон­ча­тель­но­го разорения ра­тя­ми кочевников. Вооружённой борьбой, тор­го­вой политикой, из­би­ра­тель­ной дипломатией он из­бе­жал новых войн на Се­ве­ре и Западе, возможного, но ги­бель­но­го для Руси союза с пап­ством и сбли­же­ния курии и кре­сто­нос­цев с Ордой. Он вы­иг­рал время, дав Руси окреп­нуть и опра­вить­ся от страш­но­го разорения. Он ро­до­на­чаль­ник политики мос­ков­ских князей (отец Даниила Московского), по­ли­ти­ки возрождения России. ».

 Нов­го­род­ский летописец, со­об­щив о кон­чи­не и по­хо­ро­нах князя, со сдер­жан­ной горечью се­ту­ет о человеке, «иже по­тру­ди­ся за Новгород, и за всю Рус­скую землю»».

 1) Юрий Долгорукий 2) Иван Калита 3) Иван III 4) Александр Невский


7)

Начало какого события иллюстрирует данное изображение?

 

1) Невская битва

2) битва на Чудском озере

3) битва на Куликовом поле

4) битва на Калке



8) Ниже приведены исторические термины. Все они, за исключением одного, относятся к истории восточных славян VIII−X вв.

 1)Баскаки, 2)дружина, 3)урок, 4)вервь, 5)полюдье.

 Найдите и запишите термин, относящийся к другому периоду.


9) Какое со­бы­тие от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти Руси?

1) поход новгород-северского князя Игоря про­тив половцев 2) Крещение Руси

3) подписание пер­во­го пись­мен­но­го до­го­во­ра Руси с Византией 4) восстание древ­лян и убий­ство ки­ев­ско­го князя Игоря


10) Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

А) усиление королевской власти во

Франции в XIII–XV вв.

Б) борьба за власть между сыновьями

Владимира Святого

В) развитие Древнерусского государства в X в.

Г) борьба за первенство в Северо-Восточной Руси в XIV в.



11) Прочтите отрывок из документа.

«После того как простоял царь три дня, на четвёртый, наутро, в полуденный час, по повелению царя приехали… великие князья ордынские и вельможи его, с ними же и два князя суздальских, Василий и Семён, сыновья князя Дмитрия Суздальского. И, подойдя к городу и приблизившись с осторожностью к городским стенам, обратились они к народу, бывшему в городе: "Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете смерти, ибо не на вас он войной пришёл, но на князя Дмитрия Ивановича, враждуя, ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нём побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите". Также и князья Нижнего Новгорода говорили: "Верьте нам, мы ваши князья христианские, вам в том клянёмся". Люди городские, поверив словам их, согласились и тем дали себя обмануть. И отворили ворота городские, и вышли со своим князем и с дарами многими. И тотчас начали ордынцы сечь их всех подряд. Потом, продолжая сечь людей, вступили в город. И была внутри города сеча великая и вне его также».



11-1) Укажите век, когда произошли описанные в тексте события. Назовите «царя», неоднократно упомянутого в отрывке.

11-2) Против кого согласно упомянутому в тексте обращению к горожанам был направлен поход осадивших русский город войск «царя»? Какое требование, согласно отрывку, выдвинули осаждавшие перед горожанами в качестве условия мирного разрешения конфликта?

11-3) Укажите одно любое последствие похода войск противника, о котором идёт речь в тексте. Укажите название города, об осаде которого идёт речь в отрывке.

12) На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Итоговая работа по истории России IX – XV вв. 4 вариант

1)Какое из указанных событий произошло в XIII в.?

1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем 2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем

3) поход князя Игоря на Царьград 4) Куликовская битва


2) Что явилось одним из последствий Куликовской битвы?

 1) освобождение Северо-Восточной Руси от ордынского владычества

2) прекращение существования государства Золотая Орда

3) укрепление позиций Москвы как центра объединения русских земель

4) перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву.


3) Запишите термин, о котором идёт речь.

Дань, выплачиваемая русскими княжествами Золотой Орде.


4) Установите соответствие:

Князья События

А)Олег 1) крещение Руси

Б) Игорь 2) битва под Доростолом

В)Святослав 3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) заключение первого письменного договора с Византией.


5) Сравните по­зи­ции Моск­вы и Твери в борь­бе за роль цен­тра объ­еди­не­ния рус­ских земель. 1) на кня­же­ском пре­сто­ле на­хо­ди­лись по­том­ки Рюрика

2) под­держ­ка князя митрополитом

3) ра­зо­ре­ние кня­же­ства в пер­вой по­ло­ви­не XIV в. в ре­зуль­та­те по­дав­ле­ния мощ­но­го ан­ти­ор­дын­ско­го восстания

4) рас­по­ло­же­ние на тор­го­вых путях.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства -------, по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия ---------.


6) Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится.

  «И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»

1)внешняя политика первых киевских князей; 2) образование Древнерусского государства; 3) монгольское нашествие на Русь в XIII в.; 4) борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.


7) Укажите князя, с деятельностью которого связано возведение памятника, изображённого на почтовой марке.


1)Ярослав Мудрый

2)Александр Невский

3)Андрей Боголюбский

4)Юрий Долгорукий





8) Ниже приведён спи­сок терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к фор­мам за­ви­си­мо­сти Руси от Орды.

 1)выход 2) численники 3) баскаки 4) ярлык 5) полюдье

Найдите и укажите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.


9) Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

 1) укрепление Московского княжества 2) распад Тевтонского ордена 3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель


10) Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.


А)защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в

Б) образование Франкского государства

В)  разделение Древнерусского государства на отдельные княжества и земли

Г) распространение христианской веры в государстве Русь в XI в.



11) Прочтите отрывок из жития святого.

«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был прославленный и непобедимый великий ___________. Он пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против врагов выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против врагов, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься". Великий же князь… получив благословение, ушёл из монастыря и быстро отправился в путь.

Собрав всех воинов своих, выступил он против врагов; увидев же войско ордынское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог". Тогда князь великий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против врагов».

11-1) Укажите век, когда произошли описанные в тексте события. Назовите князя, имя которого пропущено в отрывке.

11-2) Какую причину похода войск противника, о котором идёт речь в тексте, указывает автор? Какое обстоятельство, укрепившее решимость русских войск при виде многочисленного войска противника, указывает автор?

11-3) Укажите одну любую причину (отличную от указанной автором отрывка) похода войск противника, о котором идёт речь в тексте. Укажите современное название святой обители, посещённой князем согласно отрывку незадолго до столкновения с врагом.


12) На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя