Итоговая контрольная работа
по литературе
6 класс
1 вариант.
Часть А
1. Фольклор – это:
Устное народное творчество
Художественная литература
Жанр литературы
Жанр устного народного творчества.
2. Определите жанр фольклора:
На чужой стороне и весна не красна.
Лёгок на помине.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
3. Соотнесите названия произведений с их жанрами:
«Левша» (Н.Лесков) стихотворение
«Бежин луг» (И.Тургенев) басня
«Алые паруса» (А.Грин) рассказ
«Парус» (М.Лермонтов ) сказ
«Стрекоза и муравей» (И.Крылов) феерия
4. Из какого произведения эта цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1-«Уроки французского» 2-«Алые паруса» 3-«Тринадцатый подвиг Геракла» 4-«Срезал»
5. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П.Чехов А. «Дубровский»
2. А.С.Пушкин Б. «Толстый и тонкий»
3. В.М.Шукшин В. «Бежин луг»
4. И.С.Тургенев Г. «Критики»
6. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
Царское село а) М.Ю. Лермонтов
Овстуг (Брянская область) б) А.С. Пушкин
Тарханы (Пензенская область) в) Ф.И. Тютчев
Спасское-Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
Часть В
Определите по описанию литературного героя; укажите автора, название произведения, героя.
«Каждая черта её была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица… Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...».
«.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».
2. Дайте письменный ответ определениям
Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума».
Как в литературоведении называется иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
3 . Укажите, какие выразительные средства использовали поэты в своих стихотворениях
А) «Их тоща зелень, как иглы ежа …» («Листья» Ф.Тютчев)
Б) «Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев,река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!» («Весна …» Е.Баратынский)
4. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция (вступление), кульминация, развитие сюжета, развязка.
5. Назовите произведения русской литературы 20 века, одной из тем которых является тема «Роль учителя в жизни ребёнка» (автор, жанр, название произведения).
Часть С
1. Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению И.Куприна «Чудесный доктор»? Какова основная мысль произведения?
Итоговая контрольная работа
по литературе
за 2020-2021 учебный год
2 вариант.
Часть А
1. Назовите жанры фольклора (не менее 5).
2. Определите жанр фольклора:
Труд человека кормит, а лень портит. .
Сам алый, сахарный, кафтан – зеленый, бархатный.
Заткнуть за пояс.
3. Соотнесите названия произведений с их жанрами:
«Левша» (Н.Лесков) стихотворение
«Срезал» (В.М. Шукшин) басня
«Алые паруса» (А.Грин) рассказ
«Узник» (А.С. Пушкин ) сказ
«Муха» (И.Дмитриев) феерия
4. Из какого произведения эта цитата: «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя»:
1-«Уроки французского»В.П. Распутина 2-«Алые паруса» А.Грина 3-«Неизвестный цветок» А. Платонова 4-«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери
5. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П.Чехов А. «Тринадцатый подвиг Геракла»
2. Ф. Искандер Б. «Толстый и тонкий»
3. В.М.Шукшин В. «Перчатка»
4. И.Ф. Шиллер Г. «Критики»
6. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
Царское село а) М.Ю. Лермонтов
Орёл б) А.С. Пушкин
Тарханы (Пензенская область) в) Н.С. Лесков
Спасское-Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
Часть В
Определите по описанию литературного героя; укажите автора, название произведения, героя.
«Понемногу он потерял все, кроме главного, — своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю, за трепетным серебром рыб».
«И всё-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, - сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был».
«Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
2. Дайте письменный ответ определениям
Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…»
3 . Укажите, какие выразительные средства использовали поэты в своих стихотворениях
А) «По горам две хмурых тучки
Знойным вечером блуждали…» (Я. Полонский)
Б) «Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист». («Весна …» Е.Баратынский)
4. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция (вступление), кульминация, развитие сюжета, развязка.
5. Приведите примеры автобиографических произведений, изученных в этом году (автор, жанр, произведение).
Часть С
1. Почему А. Платонов назвал свое произведение «Неизвестный цветок» сказкой-былью? В чем смысл сказки-были «Неизвестный цветок»?